Структура конфликта

В отечественной литературе принято изучать конфликт в рамках следующих основных категорий:

• структура конфликта;

• динамика конфликта;

• функции и последствия конфликтов;

• типология конфликтов;

• управление конфликтами: социальные технологии.

Структура – это составные элементы конфликта, без которых невозможно его существование. К ним относятся:

• участники, или субъекты, конфликта;

• действия участников;

• предмет конфликта;

• условия конфликта.

Субъекты – это основные структурные элементы всякого конфликта. Своими действиями они порождают конфликт, определяют его ОГЛАВЛЕНИЕ и динамику. Очень важно определить стороны конфликта, это помогает выявить предмет их разногласий и алгоритмы разрешения.

Субъектами конфликтов могут выступать индивиды, группы, общности; поэтому конфликты могут быть внутриличностными, межличностными, личностно-групповыми, межгрупповыми.

Субъекты конфликтов можно проанализировать по следующим характеристикам.

1. Количественный и качественный состав участников. Количественные характеристики определяют сколько реальных и потенциальных участников конфликта. Каков их протестный потенциал, т.е. кто и сколько человек могут пополнить ряды конфликтующих. Качественные характеристики – это ценности, нормы, убеждения участников конфликта, а также типичные формы их поведения.

2. Организованность конфликтующих сторон. Выделяют два типа групп: с большим и меньшим уровнем организованности. Если группы организованы, им свойственны приверженность групповым ценностям, наличие харизматичного лидера, определяющего стиль поведения по защите групповых интересов.

3. Ресурсы сторон – возможность и готовность участников конфликта на затраты ради цели. Ресурсы бывают внешние и внутренние. Внешние ресурсы – эго административные ресурсы, союзники, доступ к СМИ. Внутренние ресурсы – нематериальные активы компании: интеллектуальные, психологические, нравственные, физические возможности участников конфликта, их культура и время, а также их социальный и организационный потенциал в виде сплоченности, статусности, лидерства. Кроме этого, внутренние ресурсы включают в себя и материальные активы компании: финансы, здания, сооружения, технические сооружения и т.д.

В рамках изучения проблемы ресурсов можно обозначить еще один ее аспект – силу конфликтующих сторон. Ее можно рассмотреть как:

• способность каждой из сторон причинить ущерб противоположной;

• способность и готовность наладить выгодное сотрудничество;

• возможность использовать в свою пользу официальные органы власти;

• обладание знаниями, способствующими решению конфликтной ситуации.

Участники конфликта и их сила далее определяют действия или динамику конфликта. Активность участников конфликта может иметь три формы:

• действие;

• угроза действия;

• бездействие.

Как видно, разновидность действий в конфликтной ситуации варьируется от агрессии до полного отсутствия действий. ОГЛАВЛЕНИЕ действий зависит от следующих факторов:

• степени взаимосвязи конфликтантов между собой – какова интеграция сторон. Разброс здесь может быть самый разный: конфликтанты могут взаимодействовать однократно, а могут быть и членами одного коллектива;

• ценности сохранения отношений – чем более значимыми являются отношения для конфликтующих сторон, тем менее жесткие действия выбираются;

• уровня субординации конфликтантов по отношению друг к другу – эксперты разных подразделений, с разными целями сталкиваются в ходе принятия совместных решений;

• признания законности сложившихся отношений между сторонами.

Кроме указанных факторов существенным показателем отношений сторон является показатель силы сторон или баланс сил. Сила имеет относительный характер. Ее характер и наличие проявляются только в использовании против другой силы. Качество применяемой силы определяют существующие в организации нормы. Именно они регулируют приемлемый уровень баланса сил. А регулярная оценка соотношения сил – способ поддержания баланса отношений сторон.

Важнейшим структурным элементом конфликта служит его объект. Объект конфликта – это та область социальной действительности, которая как привлекает к себе внимание социальных субъектов, так и противопоставляет их между собой, порождая конфликтные отношения. А те свойства объекта, которые порождают противостояние субъектов и ведут к их конфликтной активности, являются предметом конфликта.

Объектом конфликтов, как правило, бывают:

• ресурсы;

• статус;

• власть;

• ценности.

Можно выделить некоторые показатели, характеризующие объект и предмет конфликта. Среди них:

делимость объекта; выделяют поддающиеся делению объекты (территории, финансы, время), трудно поддающиеся делению (власть, права, информация, сферы влияния) и неделимые объекты (ценности);

интересы субъектов – их желание владеть, защищать, расширять те объекты, в которых они заинтересованы;

притязания субъектов на объект спора – высокий уровень притязаний, средний и низкий уровни. В зависимости от уровня притязаний решается судьба объекта конфликта.

Конфликты по поводу любых объектов и с любыми конфигурациями участников и их действий всегда имеют место в некотором социальном окружении. Внешняя среда конфликта – это факторы, определяющие условия его возникновения и развития. Считается, что любые контакты между людьми содержат в себе одновременно и радость общения, и противоречия в целях и интересах между людьми. Таким образом, условиями возникновения конфликтов будут выступать естественные различия интересов. В конфликтологии их обозначают как факторы, способствующие переходу отношений в конфликтные.

Выделим основные факторы, оказывающие влияние на развитие организационного конфликта:

• социокультурные ценности и нормы внешней среды;

• состояние внутренней среды организации;

• наличие посредников, их заинтересованность в смягчении или обострении конфликта.

Указанные факторы влияют на институционализацию конфликта. Под институционализацией будем понимать процесс разработки технологий, способствующих предупреждению, контролю и разрешению конфликтных ситуаций. Это очень сложный процесс и в реальной практике создание подобных технологий весьма затруднено. Наиболее разработанными можно считать технологии для корпоративных конфликтов (где конфликтующими сторонами являются акционеры и менеджеры) и для трудовых конфликтов (конфликтующими сторонами здесь являются менеджеры и наемные работники). Основные технологии, регулирующие данные типы конфликтов, прописаны, как правило, в социальных и правовых нормах и закреплены законами.

Институционализация позволяет сделать любой организационный конфликт управляемым, однако для того, чтобы выработать соответствующие технологии, необходимо признать, что конфликтное взаимодействие является постоянным и естественным состоянием организации. Менеджеры должны признать тот факт, что в любой организации были, есть и будут причины, регулярно возобновляющие конфликтные ситуации. Следовательно, необходимо привыкнуть к мысли о том, что конфликт – это не патология и не случайное явление. Если смириться с этой мыслью, тогда становится возможным создание таких правил, норм и ценностей, которые регулируют конфликтные формы взаимодействий в организации. Важно обратить внимание и на излишнюю психологизацию в исследовании организационных конфликтов. Психологизация рассматривает участников конфликта с точки зрения их индивидуальных особенностей, что также препятствует разработкам общих, стандартных норм, требований и санкций к поведению участников конфликтов, т.е. институционализации.

В корпоративных и трудовых конфликтах степень психологизации менее выражена, так как речь идет о групповых конфликтах, а не межличностных (забастовки). Интересы таких групп ограничены экономическими либо политическими аспектами и всегда к ним привлечено публичное внимание. Видимо, в силу указанных факторов, процесс институционализации трудовых и корпоративных конфликтов осуществляется более интенсивно. А другие типы конфликтов и, прежде всего, внутриорганизационные, пока еще остаются непредсказуемыми для менеджеров и консультантов. Приходится прилагать особые усилия, чтобы проанализировать и предотвратить последствия подобных конфликтов.

Динамика – следующий элемент понятийной системы рассмотрения конфликта. Динамика конфликта – это протекание конфликта от одной стадии к другой. Обычно выделяют следующие три фазы.

1. Предконфликтная ситуация, где происходит осознание противоречий и поиск путей их разрешения. На этой фазе формируются детерминанты конфликта, к которым можно отнести социальные условия, вызывающие расхождение интересов, различные виды эмоциональных вовлечений, агрессивных диспозиций, провоцирующих конфликт.

2. Конфликтное взаимодействие, или собственно конфликт. На этой фазе наблюдаются следующие явления: инцидент, который приводит к эскалации конфликта, т.е. большей его напряженности. Каждая сторона в процессе эскалации конфликта претерпевает следующие изменения: переход к более жестким тактикам, к более общим вопросам, к стремлению победить противника, а не решить проблему и т.д.

На этапе конфликтного взаимодействия человек демонстрирует различные способы, или стили, конфликтного поведения. Эти стили характеризуют следующие аспекты:

• принуждение (когда для защиты интересов дела от недобросовестных работников, приходится применять власть, авторитет, силу закона);

• уход (когда для представителей конфликтующих сторон предмет конфликта не вызывает интереса и не имеет для них существенного значения);

• уступку (касается выбора ценности межличностных отношений, а не ценности предмета конфликта);

• компромисс (применим тогда, когда возникает баланс интересов конфликтующих сторон);

• сотрудничество (применимо тогда, когда есть взаимный интерес и баланс сторон, а также признание важности межличностных отношений).

В определенный момент, на этапе конфликтного взаимодействия наступает момент мертвой точки конфликта, когда одна из сторон не может и не хочет продолжать эскалацию. Возникает равенство сторон, что и открывает путь процессу деэскалации – изменению внутри конфликтующих сторон. Оно обусловлено изменением целей, связанных с ростом издержек, превосходящих первоначальные затраты, возникновением новых связей между сторонами и т.д. Деэскалация готовит конфликт к его последней стадии – завершению.

3. Завершение конфликта – третья фаза протекания конфликта. Она может быть выражена протяженно. На одном конце – конфликты, в ходе которых удалось решить проблему на взаимовыгодной основе, а на другом – в пользу одной из сторон. Между ними – множество других вариантов завершения конфликтов на основе компромисса.

Любая модель завершения конфликта имеет большие возможности его дальнейшего развития. Об этом говорил Л. Козер, когда подчеркивал, что "завершение конфликта содержит в себе ряд проблем, которые не свойственны конечным процессам". Он определял завершение как "достижение согласия по вопросу о том, что следует считать истинным решением проблемы". Эти договоренности обычно связаны с предметной и процедурной сторонами конфликта и не затрагивают эмоциональную сторону, которая чаще всего будет продолжена. Необходимо помнить о том, что конфликт по возможности должен быть институализирован. Когда конфликтующие стороны знают нормы, правила ведения и завершения конфликта, а также считают их законными, признают и принимают, только тогда и эмоциональные последствия конфликта не будут основой для нового конфликта. Еще раз сошлемся на Л. Козера: "Когда сумма очков достигает определенного числа, когда доказана та или иная разновидность причиненного ущерба или пересечена финишная черта, конфликт оказывается исчерпанным, а его результат очевидным как для победителя, так и для побежденного".

Последствия конфликта, или функции конфликта обычно рассматривают для групп и для социального целого. Последствия для групп следующие:

• группы становятся более выразительными;

• укрепляется групповая солидарность;

• растет подчинение групповым ценностям и нормам;

• острота конфликта ведет к большей дифференциации разделения труда в группе и к укреплению централизованной структуры принятия групповых решений.

Последствия для социального целого:

• частые конфликты развивают интегративные и адаптивные процессы в системе;

• частые конфликты в системе, как правило, отражают разногласия в восприятии ценностей и норм;

• частые конфликты способствуют созданию как новых норм, так и поддержке существующих;

• конфликты содействуют равновесию и иерархичности власти;

• конфликты ведут к созданию коалиций и развитию интегративных процессов в системах.

Несмотря на указанные функции, в реальной практике управления преобладает понимание конфликта для организационных структур, как неизбежного зла, с которым необходимо бороться. Однако важно понимать и использовать положительные функции конфликта для конкретных групп внутри организационных структур.

В заключение параграфа приведем несколько классификаций организационных конфликтов:

• по видам и сферам предконфликтной деятельности: конфликт кооперации, конфликт соревнований – конкуренции;

участникам: по типу субъекта – внутриличностный, межличностный, межгрупповой, межэтнический, вне системы или внутри системы;

формам конфликта: насильственный и ненасильственный;

причинам: ограниченность ресурсов; столкновение ценностей.

Мы не будем подробно останавливаться на характеристике каждого элемента указанной классификации конфликтов, но примем во внимание, что подобных классификаций может быть много. Критериями могут выступать самые различные стороны и структуры элементы конфликта. Наряду с приведенными выше классификациями конфликты можно разделять по условиям, по результатам, по длительности протекания и т.п. Отнесение конфликта к определенной иерархической единице – типу, виду, классу – очень важное звено в последующей аналитической цепи. Указание иерархических признаков – необходимый элемент профессиональной диагностики конфликтов, о которой речь пойдет ниже.