Структура книги "Идеи к философии истории человечества"

Книга разделена на четыре части, каждая из которых содержит в себе ряд книг, состоящих из нескольких разделов. В первой части освещается тема взаимосвязи Земли и человека как центрального существа среди земных животных. И. Г. Гердер при изложении этой темы следует некоторым основополагающим идеям И. Канта; одна из них - рассмотрение истории человечества как составляющей истории природы, ее органического мира, в котором осуществляется поступательное развитие живых существ. И. Г. Гердер находился под сильным влиянием открытий в области естествознания и истолковывал их в духе витализма.

Во второй части описано различие в органическом строении народов в зависимости от географического положения и климатических условий. Эти страницы насыщены любопытными примерами из жизни народов Азии, Африки, Америки и других стран и сопровождены поэтическим описанием внешнего облика тех или иных народов и пояснению причин некоторых изменений, происходящих под влиянием климата, сферы занятий, сложившихся ритуалов и традиций. И. Г. Гердер охватывает целый пласт человеческих свойств, особенности которых имеют весьма определенные детерминанты: характер чувственности изменяется в зависимости от климата; климатически определено воображение человека; практический рассудок рода человеческого повсюду взращен потребностями жизни; чувства и влечения людей везде сообразуются с их жизненными условиями; счастье человека - это всегда благо индивида, также определенное климатически, детище традиции и привычки. Эти страницы сочинения И. Г. Гердера представляют бесспорный интерес для исследователя, занимающегося культурной антропологией.

В третьей части речь идет о своеобразии народов и сфер их культурной деятельности в большом диапазоне. Начинается это описание с народов Азии, поскольку И. Г. Гердер убежден, что именно в горах Азии возникло первое местожительство человеческого рода. Однако он отмечает, что мы мало знаем об Азии, притом "из каких ненадежных рук пришли к нам эти известия", поскольку "все доступные нам известия узнали мы лишь из уст поверхностных греков". И. Г. Гердер дает здесь широкую панораму разнообразных древних народов: китайского, персов, египтян, греков, этрусков, латинян, римлян и др. Причем, в его описании нет какой-либо иерархии и систематизации. Эту же задачу описания различных народов он осуществляет и в четвертой части своего сочинения, где рассказывает о финнах, пруссах, немецких, славянских народах, франках и др.

Книга И. Г. Гердера не завершена, о чем свидетельствует приведенный в конце план заключительного тома, из которого явствует, что в нем намечался разговор о гуманности "по отношению к отдельному человеку" (причем слово "гуманность" выделено курсивом). Однако даже и то, что сделал этот немецкий мыслитель, оказалось достойным вкладом в развитие культурологии.

Остановимся на анализе важнейших идей И. Г. Гердера, сложившихся в русле немецкой традиции, представленной мыслителями того времени из разных областей знаний: теологии, философии, литературы.

Причины формирования культурного многообразия и проблема преемственности

В отличие от постулатов европейской философии, доказывающих неизменность человеческой природы как изначально данной и присущей человеку во все времена, И. Г. Гердер в центр своих рассуждений поставил культуру - историческую по происхождению, созданную людьми, изменчивую во времени и многообразную в пространстве: "Человек - не независимая субстанция, он находится во взаимосвязи со всеми стихиями природы: он живет воздухом, а также всевозможными детищами земли, пищей и питьем".

Становление культуры И. Г. Гердер объясняет естественным ходом событий, в первую очередь удовлетворением насущных потребностей человека. Если рассматривать человека только как животное, то он предстанет в весьма беспомощном и жалком виде, однако слабость человека становится источником его силы. Человек, лишенный инстинктов, развивает другую способность, дарованную ему природой - "смышленость", т.е. интеллект в потенции, способствующий формированию культуры. Движущие силы человеческой истории - это, по его терминологии, "живые человеческие энергии". Он выводит некий "закон необходимости и соответствия", называя его главным законом, который сводится к следующему: "Повсюду па пашей Земле возникает то, что может возникнуть па пей, отчасти в связи с географическим положением и потребностями места, отчасти в связи с условиями и случайными обстоятельствами времени, отчасти в связи с природными и складывающимся характером народов".

Возникновение древних культур в Азии, о чем свидетельствуют древнейшие языки и письменность, он объясняет тем, что "восточный цветок быстро расцветает под влиянием более теплой природы". Что же касается причин возникновения европейской культуры, то он рассуждает так: "Если бы Европа была богата, как Индия, если бы материк Европы был однообразным, как Татария, жарким, как Африка, замкнутым, как Америка, то не было ничего такого из того, что выросло и сложилось в Европе. Даже погруженной в глубокое варварство Европе географическое положение ее позволило вновь добыть свет знания". Однако географическое положение - не единственная причина формирования культуры. Самобытность культур определяется как природными, так и социальными факторами. Историческое существование культуры обеспечивает возникновение языка и традиции. "Во всех земных делах людей очень многое зависит от времени и места и от различий в характере наций, ибо самое главное, - характер народа". Он неутомимо подчеркивает огромное значение нравственных заповедей и традиций в формировании культуры. Так, например, характеризуя культуру Китая, он отмечает: "Кротость и учтивость, гибкость в обхождении, пристойные жесты - вот та азбука, которой учится китаец с детства и в которой он неутомимо совершенствуется в течение всей своей жизни. Властью и законом служит у них правильность, регулярность, строго заведенный порядок".

Характеризуя своеобразие западной культуры, И. Г. Гердер настроен весьма критично. Он обращает внимание на ее значительное отличие от восточной культуры, тем самым осуществляя некий компаративный анализ: "Итак, европейские государственные организмы - это звери, которые ненасытно поглощают все чужое, все доброе и злое: специи и яды, чай и кофе, золото и серебро, - в своем лихорадочном состоянии проявляя чрезмерную возбужденность; не то восточные страны - они полагаются лишь на свое внутреннее кровообращение. Жизнь замедленная, как у ленивцев, но зато она уже длилась долго и еще долго будет длиться, если только внешние обстоятельства не погубят спящее животное. Но ведь известно, что древние во всем рассчитывали на прочность и долговечность - и в памятниках своей культуры и в зданиях государственного строя; и мы же живем жизнью энергичной и, быть может, тем скорее проходим краткосрочные, отмеренные нам судьбою возрасты жизни". Наблюдательность, знание истории культуры и улавливание проявляющихся уже в то время некоторых тенденций культурного развития позволили И. Г. Гердеру осуществить весьма обстоятельный, объективный и в какой-то степени прогнозирующий анализ.

В поле зрения И. Г. Гердера попали и славянские народы, которые "занимают па земле больше места, чем в истории, и одна из причин этого - что жили они дальше от римлян", - заключает исследователь. Он отмечает целый ряд положительных качеств, присущих этому народу, в том числе и прямо противоположные: "Они были милосердны, гостеприимны до расточительства, любили сельскую свободу, но были послушны и покорны, враги разбоя и грабежей". Осознавая факт неравномерного социокультурного и экономического развития различных регионов, И. Г. Гердер пишет: "Несчастье славян - в том, что по положению среди народов земли они оказались, с одной стороны, в такой близости к немцам, а с другой стороны, тылы их были открыты для набегов восточных татар, от которых, даже от монголов, они много настрадались, много натерпелись". Гердер весьма радужно описывает достоинства и перспективы развития славянского народа, что было весьма одобрительно встречено в России.

На конкретных примерах И. Г. Гердер иллюстрирует факт преемственности культурного опыта и взаимовлияния культур. Так, им перечислены достоинства арабской науки, в частности физики, химии, географии, астрономии, арабского искусства, особо выделена поэзия, которой "постепенно, медленно, непослушно" училась внимать Европа, и которая "была древним наследием арабов", ибо "цвела задолго до Моххамеда". Описывая самобытность конкретной культуры, И. Г. Гердер все же дает некоторые оценки тем или иным се составляющим: "Из Китая арабы вывезли водку, и количество ее впоследствии значительно возросло благодаря химии, которой арабы занялись первыми; к счастью для Европы, водка, а также вредный чай и кофе - арабский напиток, распространились здесь лишь спустя несколько столетий. Фарфор, а также, возможно, и порох европейцы узнали тоже от арабов, которые привезли их из Китая". Еще один пример - это "географические карты и статистические сведения о разных странах", которые "были составлены задолго до того, как мысль об этом возникла в Европе", - замечает автор. Но все же весьма значительное воздействие арабов на живущие в трех частях света пароды сказалось в религии и в языке.

Очевидно, недостаток источников помешал И. Г. Гердеру дать обстоятельный очерк культуры многих других народов, поэтому ряду из них он отвел лишь небольшие разделы, ограничиваясь краткими сообщениями о географических условиях, быте и нравах. Вывод, к которому подводит И. Г. Гердер, приводя разнообразный фактический материал, заключается в том, что история культуры разных народов не однонаправленный процесс, как утверждали многие просветители, а многовариантная эволюция. Он стремился обозначить достоинства каждой из рассматриваемых им культур. Таким образом, история культуры человечества представлена И. Г. Гердером, если прибегнуть к современной терминологии, в качестве плюралистической истории, которая свидетельствует не только о множестве культур народов, но и о несоизмеримости культурных ценностей.