Структура философского знания

Все многообразие философских проблем можно свести к пяти основным группам', онтологии, гносеологии, аксиологии, праксеологии и антропологии. Эти пять групп проблем формируют структуру любого философского знания. Онтология – философское учение о бытии и сущем. Гносеология – философское учение о познании. Аксиология – философское учение о ценностях. Праксеология – философское учение о действии. Антропология – философское учение о человеке. Все разделы философского знания сосуществуют в каждой конкретной философской теории: например, невозможно построить концепцию действия – праксеологию, не решив проблем аксиологии, антропологии или онтологии. Решение онтологических проблем неизбежно выводит мысль на проблемы познания и истины. Антропологическая проблематика фокусирует в себе все другие философские темы, а гносеология, как говорил Иммануил Кант, возникла из потребности решить антиномию человеческой свободы, т.е. из антропологии и онтологии.

Иммануил Кант[1] предложил такую структуру философии: учение о чистом разуме – гносеология, учение о практическом разуме – аксиология и праксеология, учение об эстетической способности суждения – аксиология. Все три раздела подводят к "последнему" философскому вопросу: "Что такое человек?", т.е. к антропологии. Иммануил Кант не говорит отдельно об онтологическом компоненте философского знания, но проблемы онтологии обсуждаются во всех трех его основных сочинениях: "Критике чистого разума", "Критике практического разума", "Критике способности суждения".

Другой философ, Эдмунд Гуссерль[2], также предполагает схожую модель философского знания. В работе "Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология" он пишет: "Формы разума тематизируются в науке о познании... в науках об истинной и подлинной оценке... об этическом поступке... при этом разум – это общее обозначение “абсолютных”, “вечных”, “надвременных”, “безусловно” значимых идей и идеалов". Таким образом, Гуссерль задает похожую структуру философии: гносеология, аксиология, праксеология и онтология.

Помимо основных групп философских проблем, которые формируют ядро философии, в философском знании существуют исследования, напрямую связанные с конкретной частью духовной культуры или формой общественного сознания: философия науки, философия истории, философия искусства, философия религии, философия мифологии, (философия политики. Каждый из этих элементов опирается на идеи и принципы, которые формулируются в "ядре" философского знания – онтологии, гносеологии, аксиологии, праксеологии и антропологии.

В разные эпохи на первый план выходил тот или иной раздел философского знания, тогда как другие продолжали существовать на периферии. Например, в Античности и в Средние века доминировала онтологическая проблематика, в эпоху Возрождения в центре внимания философов были антропология и проблемы человека. В Новое время и в эпоху Просвещения философы были озабочены гносеологическими вопросами, а вся философия фактически сводилась к вопросу об адекватном, универсальном познании. В современной философии внимание сконцентрировано прежде всего на антропологической и аксиологической проблематике, а темы бытия, его познания, истины (т.е. онтология и гносеология) отходят на задний план. Однако и в философии XX в. были созданы две грандиозные онтологические системы – феноменология Эдмунда Гуссерля и фундаментальная онтология Мартина Хайдеггера[2]. Кроме того, именно в современной философии был ясно очерчен праксеологический компонент философского знания, ставший, например, главной сферой философского исследования в американском прагматизме[4].