Структура этики как науки и практики

Фундаментальными (чистыми) называют науки, познающие мир безотносительно к тому, насколько возможно практическое использование получаемых знаний. Прикладные науки, напротив, ориентированы на практику, применяя к ней знания, полученные в фундаментальных науках, и служат непосредственным нуждам общества. Структура этики как науки и практики показана на рис. 1.1.

Фундаментальная этика исследует личностную систему этики, опираясь на достижения философии и психологии, и этические системы общностей, объединенных по разным основаниям (от семьи до человечества в целом), на философию, социальную психологию и социологию. Этические системы, сформированные на уровне сознания, а нередко и подсознания, целесообразно считать базовыми, определяющими решение этических проблем, осуществление морального выбора, их также можно считать истинно этическими. Это истинно регуляторы поведения, не всегда доступные наблюдению стороннего исследователя, а иногда и самому индивиду. Это то, что есть, существует в индивидуальном или групповом сознании, сгруппировано в некие блоки (чисто моральное сознание, правовое сознание, экономическое сознание, эстетическое сознание и т.п.). Глубинную, базовую составляющую этики, как и культуры, трудно познать и увидеть.

Рис. 1.1. Структура этики как науки и практики

Значение этики

Этические категории использовались человечеством во все времена его существования. Совместная жизнь и деятельность невозможны без установления в явном или неявном виде правил общежития, норм, определяющих правильное и неправильное поведение, без критериев оценки поведения, поступков, личностных качеств человека. Категории добра и зла, чести, достоинства личности, справедливости, совести и многие другие используются постоянно, служат аргументами в спорах, применяются для оценки поведения и людей, формируют личность как социально одобряемого члена общества.

В настоящее время внимание российского социума все больше занимают проблемы этического характера. Практика построения социальных отношений на принципах неолиберальных ценностей в России признается большинством общества как дискредитировавшая себя. Директор НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ Валентин Семенов приводит следующие результаты исследований мнений жителей Санкт-Петербурга: среди ценностей жителей Санкт-Петербурга на первом месте находится семья, на втором — здоровье, на третьем — друзья, на четвертом — интересная работа, на пятом — ценность справедливости, на шестом — вера, и только на седьмом — деньги. Отметим, что этическая ценность "справедливость" лет 15—20 назад была на предпоследнем месте. Сегодня 72% петербуржцев считают, что богатые должны облагаться более высоким, прогрессивным налогом, как в Швеции или Франции, потому что это справедливо.

Опираясь на результаты репрезентативных исследований, В. Семенов утверждает, что сегодня появились возможность творческого поиска вместе с единомышленниками, растущая самостоятельность и реалистичность молодежи, стремление построить "общество честных людей труда" (так думают 45% петербуржцев, в том числе 43% молодых людей) и "общество веры и любви к ближним" (соответственно 31 и 27%). Впервые среди факторов, которые способствуют развитию нашего общества, самым важным петербуржцы назвали не экономические факторы, а духовно-нравственное воспитание молодежи (51%). Пришло понимание того, что человек без чувства долга, ответственности и совести не справится с коррупцией, не преобразит страну, именно честные, трудолюбивые и добросовестные сумеют построить более совершенное и справедливое общество.

Человек живет в социальной среде. Она окружает его с момента рождения и до конца дней (за исключением естественных или искусственных ситуаций полного одиночества, но даже в этих крайне опасных для сознания ситуациях продолжается мыслительная деятельность с использованием умозрительных или сохраненных в памяти фактов и явлений социальной жизни). Без социального окружения человек не становится разумным, принятым обществом, в котором он существует, развивается и проявляет себя, исполняет многочисленные социальные роли, в общем, социализируется. Оценка обществом личности и поведения человека является важнейшим фактором самосознания, формирования отношения к себе и другим людям, ощущения своей ценности, полезности, осмысленности своей жизни. Одобрение воспринимается с удовольствием, "с чувством глубокого удовлетворения", подтверждает правильность мышления и поведения, исполнения прогнозов и планов, оправдывает прилагаемые усилия. Эти положительные эмоции и чувства обычно очень высоко ценятся и являются нередко желаемым результатом деятельности. Неодобрение поведения, личностных качеств заставляет испытывать фрустрацию и досаду, разочарование, лишает жизненного покоя со всеми вытекающими последствиями. Представления о правильном и неправильном, одобряемом и пеодобряемом поведении человек впитывает с молоком матери. Поведение человека является социальным, зависящим от мнения окружающих: в безлюдной местности нет объектов, перед которыми мы должны что-то демонстрировать, как-то себя проявлять, вести себя. Социальное окружение является первоочередной необходимостью, потребностью человека.

Многообразие социумов, в которых обитает человек, их сложный системный живой характер, неодинаковость требований к поведению, внешнему виду и личностным качествам превращают проблему согласования этих аспектов с ожиданиями и требованиями социумов постоянной, занимающей нас всю жизнь.

Раньше прогресс любого субъекта (человека, организации, общества) определялся в основном его способностью к развитию, процветанию и повышению производительности труда. Однако на глобальной арене XXI в. в результате корпоративных скандалов, войн и стихийных бедствий прогресс и успех стали также оцениваться важнейшим критерием для человечества — нашими ценностями. Возможно, лидеры и менеджеры столкнулись с самой тяжелой задачей, которую им когда-либо приходилось решать, — как создать и сохранить успешное предприятие, которое бы в равной степени было полезно и актуально и для бизнеса, и для отдельных людей, и для общества в целом. Действительно, реализация этой тройной задачи и адекватное вознаграждение за это становятся основной целью для лидеров, которые хотели бы поощрять поведенческие принципы, способствующие корпоративному успеху.

Сочетание убеждений и ценностей владельцев компании с ценностями ее сотрудников — жизненно важный источник корпоративного преимущества. Что может лучше мотивировать персонал или укрепить позиции компании (даже небольшой команды), чем общие ценности? Однако сколько компаний на самом деле могут сформулировать принципы деятельности или важнейшие ценности, которыми следует руководствоваться в повседневной работе? В XXI в. лидеры и менеджеры прежде всего должны научиться внедрять ценности на практике. Неудивительно, что управление на основе ценностей становится важнейшим инструментом создания стабильной, конкурентной и более человечной корпоративной культуры. Управление на основе ценностей (Managing by values — MBV) можно назвать и философией, и практикой менеджмента, связывающей важнейшие ценности организации с ее стратегическими целями.

Ценности (моральные) — одна из форм проявления моральных отношений общества. Под ценностью понимаются, во-первых, нравственное значение, достоинство личности (группы лиц, коллектива) и ее поступков или нравственные характеристики общественных институтов; во-вторых — ценностные представления, относящиеся к области морального сознания: моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья. Любые поступки людей, организаций, социумов имеют определенную моральную значимость потому, что они оказывают воздействие на общественную жизнь, затрагивают интересы людей, укрепляют или подрывают устои существующего общества, способствуют или противодействуют социальному прогрессу.

В поле зрения деловой этики на уровне организации попадают такие явления, как миссия, видение будущего, философия, политика организации, в том числе политика в отношении персонала и других групп интересов (акционеров, клиентов, государства, социумов, партнеров по бизнесу и т.п.).