Структурализм

В области английской социальной антропологии наибольшую известность получил Эдуард Эванс-Притчард (1902- 1973). По его мнению, социальные и культурные системы составляют единое целое, поскольку создаются человеком, и отвечают его потребностям в упорядоченных отношениях с окружающим миром. Э. Эванс-Притчард исходил из убеждения, что элементы системы взаимно влияют друг на друга, а структурный подход изучает связи между этими элементами. Использование этого метода предполагает сравнение нескольких исследуемых однородных объектов, что позволяет определить существенные черты их структурных форм и причины их изменений. Каждый социальный факт обладает первичными и вторичными качествами. Первичные качества - структура - это то, что действительно существует и играет роль причины. Вторичные качества - культура - порождаются, с одной стороны, путем воздействия окружающего мира на органы чувств человека, а с другой - выбором символических знаков в данном обществе. Во взаимоотношении этих качеств первые составляют основу вторых, т.е. культура имеет также свою структуру, благодаря чему можно понять и объяснить связь всех культурных явлений.

Клод Леви-Стросс (1908-2009) - представитель структурализма - считает, что все многообразные явления нашего мира есть модификации некой исходной единой модели; поэтому все они могут быть строгим образом систематизированы и классифицированы, между ними можно установить связи и соответствия, показывающие их положение по отношению как друг к другу, так и к исходной модели. В основе всех социальных и культурных достижений лежат сходные структурные принципы. К. Леви-Стросс использовал структурный анализ для сравнительного исследования мифов, которые он рассматривал как фундаментальное ОГЛАВЛЕНИЕ коллективного сознания, основу устойчивых социальных структур. Это позволило расшифровать коды, лежащие в основе различных форм мышления. Люди всегда думали одинаково, различны лишь объекты мышления, отмечал К. Леви-Стросс. Структурализм, так же как и функционализм, ищет причины подобия человеческих культур в определенных антропологических константах. Но если в функционализме единообразие культур объяснялось единообразием основных человеческих потребностей, то в структурализме оно выводилось из единообразия человеческого духа, мышления.

Главные идеи структурализма (Э. Эванс-Притчард, К. Леви-Стросс):

o рассмотрение культуры как совокупности знаковых систем (языка, науки, искусства, моды, религии и т.п.);

o поиск универсальных принципов и способов культурной организации человеческого опыта существования, совместной жизни и деятельности, понимаемого как построение знаковых и символических систем;

o утверждение первичности психических принципов в процессе создания устойчивых символов культуры.

В первые десятилетия XX в. на стыке культурной антропологии и лингвистики начала формироваться этнолингвистика - наука, изучающая особенности функционирования языка в культурах разных этнических групп. Видные деятели этнолингвистики - Эдуард Сепир, Бенджамин Уорф и др. - разработали гипотезу, согласно которой структура человеческого мышления, способы познания человеком мира, характерные черты культуры зависят от структуры и особенностей языка. Все воспринимаемое человеком воспринимается им через язык.

Культурный релятивизм

В культурной антропологии существуют две тенденции, которые "спорят" между собой: тенденция культурного релятивизма и тенденция универсализма.

Тенденция культурного релятивизма проявляется в подчеркивании различий между культурами разных народов; подразумеваются различия в восприятии, мышлении, мироощущении. Все культуры рассматриваются как равные по значимости, но качественно разные. Эта тенденция реализуется в концепции типологии культур Р. Бенедикт, в теории ментальности Л. Леви-Брюля, в гипотезе различия в восприятии у разных народов. Р. Бенедикт доказывала уникальность культуры каждого народа, в результате чего формируются разные национальные типы личности.

Одним из основоположников школы культурного релятивизма является видный американский ученый, этнограф Мелвилл Джон Херсковиц (1895-1963). Свои взгляды он обобщил в работах "Аккультурация" (1942), "Человек и его творения" (1948), "Культурная антропология" (1952). Общий культурно-исторический процесс представляет сумму разнонаправленно развивающихся культур. Культура выступает как созданная человеком среда обитания, как неповторимая уникальная модель, которая проявляется в присущих каждому народу специфических системах ценностей, часто несопоставимых с системами других народов. В культуре каждого народа, считал М. Дж. Херсковиц, всегда есть некий "культурный фокус" - самая существенная черта этой культуры.

Историю человечества М. Дж. Херсковиц рассматривал как сумму самостоятельно развивающихся культур и цивилизаций, видя источник динамики культур в их единстве и изменчивости. М. Дж. Херсковиц отделил понятие "культура" от понятия "общество". По его представлению, культура - это способ жизни людей, а общество есть организованный агрегат взаимодействующих индивидов, ведущих определенный образ жизни; т.е. общество состоит из людей, а способ поведения, ими избираемый, есть их культура.

Одним из главных понятий М. Дж. Херсковица является "инкультурация", под которой он понимал вхождение индивида в конкретную форму культуры. Основное ОГЛАВЛЕНИЕ инкультурации состоит в усвоении особенностей мышления и действий, моделей поведения, составляющих культуру. Особенность процесса инкультурации заключается в том, что, начинаясь в детстве с приобретения навыков в еде, речи, поведении и т.п., она продолжается в виде совершенствования навыков и во взрослом состоянии. Поэтому в процессе инкультурации М. Дж. Херсковиц выделил два уровня - детство и зрелость. Главная задача для человека на первом уровне - усваивать культурные нормы, этикет, традиции, религию, т.е. овладевать предшествующим культурным опытом. Первый уровень инкультурации - это механизм, обеспечивающий стабильность культуры. Основная особенность второго уровня инкультурации состоит в том, что у человека появляется возможность не принимать или отрицать какие-либо культурные явления, следовательно, вносить в культуру соответствующие изменения. Этот уровень инкультурации детерминирует изменения в культуре, предоставляя для этого альтернативные возможности и допуская новаторство в поведении и мышлении. Таким образом, по М. Дж. Херсковицу, инкультурация - это процесс, не только обеспечивающий воспроизводство "культурного человека", но и содержащий механизм осуществления изменений.

Положения культурного релятивизма М. Дж. Херсковица таковы:

o все культуры имеют равные права на существование независимо от уровня их развития;

o ценности каждой культуры относительны и обнаруживают себя только в рамках данной культуры;

o европейская культура является лишь одним из путей культурного развития. Другие культуры уникальны и самобытны из-за собственных путей развития;

o для каждой культуры характерны различные этнокультурные стереотипы поведения, которые составляют основу системы ценностей данной культуры.

1.7.7. Неоэволюционизм в культурной антропологии

Идеи неоэволюционизма получили особое распространение в США и наиболее полно разработаны в трудах видного американского культуролога Лесли Элвина Уайта (1900-1972). По его мнению, культура представляет собой независимую систему, функция и цель которой - делать жизнь безопасной и пригодной для человечества. Культура управляется собственными принципами и законами. На протяжении веков она окружает индивидов с самого их рождения и превращает в людей, формируя их убеждения, модели поведения, чувства и отношения.

Согласно концепции Л. Э. Уайта, мерой и источником любого процесса развития является энергия. Все живые организмы преобразуют свободную энергию Космоса в другие ее виды, которые поддерживают собственные жизненные процессы организмов. Люди должны потреблять энергию, чтобы жить. Это в полной мере относится и к культуре - любое культурное поведение требует расхода энергии. Культура - это система, развивающаяся через определенные стадии в зависимости от накопления или затрат энергии. Л. Э. Уайт в этой системе различал три подсистемы:

o технологическую (орудия производства, оружие, одежда, жилища и т.п.);

o социальную (все виды индивидуального или коллективного поведения людей);

o идеологическую (знания, идеи, верования).

При этом определяющим фактором и критерием развитости культуры является ее энергонасыщенность. Культуры различаются количеством используемой энергии, и культурный прогресс можно измерить количеством энергии, используемой на душу населения ежегодно. В самых примитивных культурах используется только энергия физических усилий человека, а в более развитых - энергия ветра, пара, атома. Таким образом, эволюцию культур Л. Э. Уайт связывал с ростом количества используемой энергии и видел смысл всей культурной эволюции в улучшении адаптации человека к миру.

Значительное место в концепции Л. Э. Уайта занимает теория символов. Он определял культуру как традицию, ведущую роль в которой занимают символы. Символическое поведение он считал одним из самых важных признаков культуры, поскольку способность использовать символы является главной особенностью человека. Л. Э. Уайт рассматривал символ как сформулированную словами идею, которая делает возможным распространение и продолжение человеческого опыта. Следует отметить, что Л. Э. Уайт сыграл ключевую роль в становлении культурологии в качестве самостоятельной науки.

Другое направление развития неоэволюционизма связано с теорией многолинейной эволюции Джулиана Стюарда (1902-1972), которая была сформулирована им в книге "Теория культурных изменений" (1955). Дж. Стюард рассматривал каждую культуру как особую систему, эволюция которой определяется потребностью адаптации к специфическим для каждой культуры природным условиям. Общества, находящиеся в аналогичных природных условиях и примерно на одинаковом уровне технологического развития, эволюционируют сходным образом. Этот феномен "параллельной эволюции" объясняет совпадение процессов развития обществ, географически расположенных далеко друг от друга и не контактирующих между собой. Чтобы объяснить происхождение тех или иных культурных форм, необходимо проанализировать взаимосвязи между природным окружением, уровнем технологического развития общества и его функционированием. Таким образом, Дж. Стюард обосновывает свою концепцию "множественности эволюции", а на ее основе - теорию культурных изменений.

Исследование законов развития культуры, по мнению Дж. Стюарда, возможно тремя путями: с использованием теории однолинейной эволюции, исходящей из идеи единого развития культуры всех народов и признающей лишь различия в стадиях этого развития; с использованием теории культурного релятивизма, делающей акцент на качественных различиях между культурами разных народов; с использованием теории многолинейной эволюции, согласно которой развитие отдельных культур может идти абсолютно различными путями, так как зависит от форм их приспособления к условиям окружающей среды.

Дж. Стюард был убежден, что различные виды окружающей среды требуют различных форм адаптации к ним, поэтому и культуры развиваются в разных направлениях. Для понимания процессов культурных изменений ученый ввел понятие "культурная экология", которое означает процесс адаптации и взаимоотношения культуры с окружающей средой.

Культурная адаптация - процесс непрерывный, поскольку ни одна культура не смогла оптимально приспособиться к окружающей среде. При этом, подчеркивает Дж. Стюард, основные черты культуры зависят от природной среды, но эта зависимость детерминирована культурными факторами. Чем проще культура, тем сильнее прямое влияние географической среды, и наоборот.

Таким образом, неоэволюционистское направление (Л. Э. Уайт, Дж. Стюард) разработаю принципиально новый подход к изучению культуры, основные идеи которого состояли в следующем:

o культура является результатом адаптации общества к окружающей среде;

o культурная адаптация - процесс непрерывный, поскольку ни одна культура не приспособилась к природе настолько, чтобы превратиться в статичную;

o основу любой культуры составляет ее ядро, определяющееся особенностями природной среды, в которой происходит культурная адаптация;

o ядро любого "культурного типа" включает в себя социальные, политические и религиозные институты, тесно взаимодействующие с производством средств существования;

o культурная среда является непременным условием для осуществления духовной жизни человека, привязанности его к родным местам и следованию заветам предков.