Строительные материалы и конструкции

Жаркий и сухой климат Египта, обилие ила и тростника определили характер строительных материалов. Обмазанный глиной и илом тростник, обожженный кирпич и необожженный кирпич-сырец из смеси ила и соломы – вот основной строительный материал, применявшийся в Древнем Египте. Этот материал недолговечен, именно поэтому так мало дошло до нас немонументальных образцов жилой архитектуры. В период Древнего царства египтяне не знали строительных лесов. При строительстве пирамид использовались пандусы из песка, укрепленные боковыми стенками сырцовой кладки или мешками с песком и имевшие настил из каменных плит, по которому блоки втаскивали при помощи упряжек быков на каждый последующий ярус кладки. Постепенно пандус наращивали, и после завершения строительства облицовка пирамиды начиналась уже сверху, и готовая пирамида освобождалась от песчаной насыпи. При возведении храмов, имеющих перекрытия, также прибегали к устройству пандусов.

В основном в Египте строили одноэтажные дома, однако в период Среднего царства стали возводить двух-четырехэтажные дома с устройством внутренних лестниц. Жилые помещения в подобных домах разделялись толстыми стенами и перекрывались сплошным настилом из пальмовых стволов, на него укладывались циновки и затем намазывался толстый слой глины вперемежку с илом. Так как дерево было очень дорогим материалом, то его отсутствие для промежуточных опор делало невозможным расширение пролетов помещений. Еще одной особенностью египетской архитектуры является ее симметричность и симметричность композиционных решений. Именно в Древнем Египте стали применять ордера. Мы знаем несколько типов ордеров, которые принято называть протодорическими. Прежде всего это так называемые гладкоствольные колонны с лотосовидным ордером, где капитель представлена как раскрытый цветок лотоса. Затем идет тип лотосовидной колонны, где капитель представлена как закрытый бутон лотоса. В эпоху Среднего царства широко применяется папирусовидный тип колонны с вертикальными канелюрами и капителью в форме закрытой верхушки стебля папируса. И наконец, в эпоху Нового царства широко применяются так называемые композитные типы колонн с капителями в форме раскрытого цветка лотоса и так называемый гаторический или хаторический тип капители колонны, когда капитель изображает вырезанное на квадратном блоке изображение лица богини Хатор.

Формирование египетской ордерной системы происходило в процессе совершенствования конструктивной и художественной тектоники стоечно-балочной системы сооружений. Египтяне крайне редко использовали своды и купола. Отсутствие в стране строевого леса привело к технике возведения сводов и куполов без опалубки. Каждый ряд глиняных кирпичей незначительно свешивался над лежащим ниже. На балки могли укладывать каменные плиты перекрытия. Опоры могли быть монолитными каменными столбами простого квадратного сечения. В другом случае опорами могли служить колонны, состоявшие из базы, ствола и капители. Колонны как наиболее выразительные элементы ордерной системы часто становились объектами тщательной художественной обработки (рис. 11.11, 11.12).

Архитектура эллинистического периода

После вступления армии Александра Македонского в Египет в 332 г. до н.э. в целях укрепления власти царей македонской династии Птолемеев велось большое строительство (323–30 гг. до н.э.). Был основан город Александрия, который построен по единому плану, с регулярной планировкой. Династия Птолемеев весь период своего правления старалась поддерживать архитектурные традиции Древнего Египта.

На примере развития египетской архитектуры впервые в истории в таком масштабе мы можем видеть становление архитектуры как искусства, основные принципы которого были сформулированы позднее Витрувием как "польза, прочность, красота".

Впервые была художественно осмыслена работа камня как материала в стоечно-балочной системе путем приобретения продуманных пропорций, структуры и деталей, то, что обозначается термином "ордер", в переводе с латинского языка – порядок, строй.

В египетской архитектуре впервые в истории появился ряд выразительных приемов и элементов, получивших свое дальнейшее развитие в мировой архитектуре:

1) выявление монументальности объема за счет формообразования, масштаба и пластики;

2) появление больших архитектурных ансамблей, созданных по единому плану;

3) понимание выразительности симметричной композиции на единой продольной оси;

4) возникновение перестильного двора;

5) разработка таких элементов, как стена, колонна, портик, появление ордерной системы;

6) базиликальный разрез;

7) понимание пропорций как основы архитектурной композиции;

8) появление прототипа периптера, типа храмов, получившего дальнейшее развитие в античной архитектуре;

9) расширение арсенала чисто архитектурных выразительных средств за счет скульптуры и живописи, а также использование их как вспомогательных элементов в создании архитектурного образа (синтез искусств).