Стратегия урегулирования внешнего долга

МВФ активно участвует в урегулировании внешней задолженности развивающихся стран с низкими доходами. В сентябре 1996 г. Фонд и Всемирный банк совместно утвердили "Инициативу в отношении долга для бедных стран с высоким уровнем задолженности" — "Инициатива ХИПК" (Initiative for the Heavily Indebted Poor Countries, HIPC Initiative). После пересмотра в сентябре 1999 г. ее стали называть "Расширенной инициативой ХИПК". Эта программа предусматривает предоставление кредиторами (международными организациями, правительственными учреждениями, частными банками) странам с низким уровнем дохода дополнительной помощи в целях сокращения бремени их внешнего долга до "приемлемого" уровня, при котором долг мог бы бесперебойно обслуживаться за счет валютных поступлений, иностранной помощи и притока частных капиталов.

Для достижения целей развития Декларации тысячелетия была введена в действие "Инициатива по облегчению бремени задолженности на многосторонней основе" (с 2006 г.). Эта мера отличается от "Инициативы ХИПК", но увязана с ней в оперативном отношении. МВФ, Международная ассоциация развития (MAP) и Африканский банк развития предоставляют по этой линии 100%-ное облегчение долгового бремени по запросам стран, которые благодаря внешней помощи снизили долг до уровня, соответствующего критериям расширенной "Инициативы ХИПК".

В апреле 2005 г. Советы управляющих МВФ и ВБ утвердили совместный документ "Основы для обеспечения устойчивой долговой ситуации" в целях воздействия на принятие решений странами с низкими доходами, стимулируя ограничивать внешний долг, исходя из своих возможностей его обслужить.

По состоянию на 30 апреля 2011 г. МВФ способствовал облегчению бремени задолженности в рамках "Инициативы ХИПК" на 2,5 млрд СДР (4,1 млрд долл.) и на основе Инициативы по облегчению внешней задолженности на многосторонней основе на 2,3 млрд СДР (3,7 млрд долл.).

Роль МВФ как кредитора

На первых порах МВФ как кредитор играл скромную роль. Однако с 1970-х гг. произошло значительное расширение его кредитной деятельности (табл. 9.3).

За период 1947—2011 гг. МВФ предоставил странам-членам кредиты на сумму 382,2 млрд СДР (586.8 млрд долл. но курсу СДР к доллару в конце 2011 г.). В том числе льготные займы за счет специальных фондов составили 21,6 млрд СДР (33,2 млрд долл.).

МВФ не только кредитует государства-члены, но и помогает им получать кредиты у других кредиторов. Даже небольшой кредит МВФ облегчает стране доступ на мировой кредитный рынок. Предоставляя кредит, МВФ как бы удостоверяет платежеспособ-

Таблица 9.3. Кредитные операции МВФ (1947—2011 гг.)

* До 1960 г. включая, с 1961 г. исключая суммы использования странами-членами резервной позиции в МВФ.

Источники: International Monetary Fund. International Financial Statistics Yearbook. Vol. XL. 1987. P. 20-23; Vol. XLIV. 1991. P. 24-27; Vol. XLV. 1992. P. 12-15; Vol. XLVI. 1993. P. 12-15; Vol. XLVII. 1994. P. 14-17; Vol. XLV1II. 1995. P. 26-29; Vol. L. 1997. P. 26-29; Past IMF Disbursements and Repayments for all members from May 01, 1984 to December 31, 2011. URL: imf. org/external/np/fin/tadextrepl.aspx.

ность данной страны. И наоборот, отказ МВФ оказать кредитную поддержку закрывает ей доступ к этому рынку.

На протяжении первых двух десятилетий своей деятельности МВФ кредитовал в большей мере развитые государства, предоставив им свыше половины кредитов. При этом львиную долю средств получила Великобритания. Однако кредитная поддержка МВФ не смогла предотвратить две девальвации доллара, утрату фунтом стерлингов роли резервной валюты и развал Бреттон-Вудской валютной системы.

С 1970-х гг. МВФ переориентировал свою деятельность на оказание кредитной поддержки развивающихся стран. С 1984 г. и до современного мирового кризиса развитые страны не пользовались кредитами МВФ. Расширение кредитования Фондом развивающихся стран было связано с ухудшением их валютного положения, в частности, в результате двух этапов повышения мировых цен на энергоресурсы, с 1980-х гг. под влиянием острого кризиса внешней задолженности.

В 1990-е гг. значительные кредиты были предоставлены государствам Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР и связи с большими трудностями, которые они испытывали в процессе перехода к рыночной экономике. За 1992—2003 гг. из общей суммы кредитов МВФ — 160,3 млрд СДР (238,1 млрд долл.) — государства Центральной и Восточной Европы получили 8,0 млрд долл. (3,3%), Россия — 23,2 млрд долл. (9,7%), другие страны СНГ, а также Балтии — 7,4 млн долл. (3,2%)[1].

Мировой финансово-экономический кризис резко увеличил потребность государств — членов МВФ в кредитных заимствованиях. В 2011 финансовом году (с 1 мая 2010 г. по 30 апреля 2011 г.) МВФ подписал 13 соглашений о нельготном кредитовании на сумму в 142,2 млрд СДР (230,5 млрд долл.). Причем впервые с 1980-х гг. около половины кредитов было предоставлено развитым странам. В их числе: Греция (кредит "стэнд-бай" — 26,4 млрд СДР, примерно 30 млрд евро), Ирландия (кредит в форме расширенного кредитования — 19,5 млрд СДР, или 22,5 млрд евро); в мае 2011 г. расширенный кредит предоставлен Португалии — 23,7 млрд СДР (26 млрд евро). Предоставление Фондом этих кредитов было связано с острым бюджетным и долговым кризисом в ряде стран зоны евро. Более половины нельготных кредитов (82,5 млрд СДР в 2011 финансовом году) Фонд предоставил Колумбии, Мексике и Польше по линии использования "гибкой кредитной линии"[2].

В 2011 финансовом году по линии Трастового фонда на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту (ПРГТ) Фонд предоставил кредиты странам-членам с низкими доходами (1,1 млрд СДР, или 1,8 млрд долл.). Сумма непогашенных льготных кредитов 64 государств-членов составила 4,9 млрд СДР (7,9 млрд долл.) на 30 апреля 2011 г.[3]

О масштабном росте кредитной деятельности МВФ, связанном с мировым кризисом, свидетельствует увеличение в 2,5 раза совокупного кредитования (нельготного и льготного) с 14,1 млрд СДР в 2008 г. до 34,6 млрд СДР (приблизительно 53,1 млрд долл.) в 2011г.[4] В итоге задолженность государств-заемщиков Фонду увеличилась в 4,3 раза — с 21,5 млрд СДР в конце 2008 г. до 92,6 млрд СДР (142,2 млрд долл.) к концу 2011 г.[5]