Стратегия России в глобальном техническом развитии

Прежде чем сформулировать стратегию России в глобальном техническом развитии, познакомимся с результатами исследования, проведенного Американской корпорацией RAND "Глобальная технологическая революция 2020". В нем прогнозируется, как будут развиваться наука и техника в ближайшие полтора десятилетия. RAND назвал 16 наиболее многообещающих направлений научно-технологического развития. В их числе: дешевая солнечная энергия, технологии беспроводной связи, генетически модифицированные растения, методы очистки воды, дешевое жилищное строительство, экологически чистое промышленное производство, "гибридные" автомобили (т.е. использующие в качестве топлива не только бензин, но и электроэнергию и пр.), медицинские препараты "точечного" действия, искусственное производство тканей живого организма и т.д.

Главные выводы доклада: нет никаких признаков того, что в предстоящие полтора десятилетия замедлятся темпы научно-технологического прогресса. Каждая страна найдет собственный, иногда уникальный метод извлечения выгод из этого процесса. Однако для этого многим государствам требуется предпринять значительные усилия. Первую скрипку в мировом научно-техническом прогрессе будут продолжать играть страны Северной Америки, Западной Европы и Восточной Азии. В ближайшие полтора десятилетия ожидается уверенный прогресс Китая, Индии и стран Восточной Европы. Позиции России в этой сфере будут немного ослаблены. Разрыв между странами-лидерами и технологически отсталыми странами будет расширяется.

В доклад вошел обзорный рейтинг современных научных и технологических возможностей стран, в рамках которого были проанализированы такие факторы, как количество ученых и инженеров на 1 млн населения, количество опубликованных научных статей, расходы на науку, количество полученных патентов и пр.

Согласно этому рейтингу наибольшим потенциалом в создании новых материалов и технологий, а также их применении на практике обладают США (5,03 балла). США намного опережают ближайших преследователей. У занимающей второе место Японии только 3,08 балла, у Германии (третье место) – 2,12. В первую десятку также вошли Канада (2,08), Тайвань (2,00), Швеция (1,97), Великобритания (1,73), Франция и Швейцария (по 1,60), Израиль (1,53).

Также по 100-балльной шкале оценивались препятствия, которые приходится преодолевать ученым, инженерам и предпринимателям при изыскании средств на научные разработки, внедрение их в производство и использование населением (100 баллов – максимально возможные препоны). Здесь наилучшая ситуация сложилась в Канаде, Германии, Австралии, Японии и Южной Корее, которые получили 30 баллов. У США и Израиля – 40, у Польши – 60. Россия, Грузия и остальные государства, учтенные в рейтинге, получили по 70 баллов.

Сегодня экономика России открыта для ТНК, использующих Россию как источник энергосырьевых ресурсов и рынок сбыта своей продукции. Если эта тенденция сохранится, то наша страна окажется на обочине НТП и продолжит дальше снижать свою конкурентоспособность. Стратегия инновационного прорыва как альтернатива инерционно-рыночной стратегии основана на концентрации усилий народа, государства и бизнеса на освоении новых конкурентоспособных технологий и продуктов, обновлении устаревшего производственного аппарата. Стратегической функцией государства должна стать инновационная функция. Эта стратегия в России требует партнерства государства, бизнеса, власти, общества.

Объем мирового инновационного рынка составляет сегодня 3 трлн долл. США. Доля России в нем 0,3%, что составляет 9 млрд долл. Реализация стратегии инновационного прорыва позволит обеспечить удвоение ВВП России за счет роста наукоемкой продукции до 100 млрд долл. вместо ожидаемых 9–15 млрд долл. С одной стороны, до сих пор Россию называют страной с огромным инновационным потенциалом. Создав индустриальную экономику, Советский Союз долгие годы был одним из крупнейших поставщиков высоких технологий – пусть даже в страны третьего мира, но сегодня в постиндустриальный век, где тон задают инновационная экономика и гонка технологий, нам нечего особенно предложить миру: во-первых, мы не умеем продавать, во-вторых, мы плохо понимаем реалии нового мира.

Для того чтобы обеспечивать конкурентоспособность российских производителей, необходимо:

1) тщательно проанализировать мировую конъюнктуру и определить конкурентоспособные для нас направления. России бесполезно надеяться на достижение заметного рыночного успеха, конкурируя с развитыми странами на уже сложившихся направлениях инновационного рынка (положительный опыт экспорта вооружений показывает, что целенаправленное развитие конкурентоспособных направлений приводит к ежегодному росту экспорта);

2) акцентировать управленческую деятельность на процессе нововведения, т.е. превращения новшества в востребованный рыночный продукт.

Таким образом, общепризнанно, что инновационная деятельность приобретает определяющее значение для развития, становится стратегическим приоритетом. Одновременно с этим признается неэффективность применяемых методов управления инновациями.