Стратегия развития города

Город Киржач - районный центр во Владимирской области, администрация которого активно применяет методы стратегического планирования и городского маркетинга. Опыт этого города во многом может быть полезен. Однако здесь речь идет не столько об опыте города в целом, сколько об одном конкретном направлении городского развития - о поддержке градообразующих предприятий.

Во многих российских городах осуществление стратегии собственного развития - это не предмет научных исследований, а жесткое требование действительности, фактор не столько роста, сколько выживаемости. Значительная часть градообразующих предприятий российских городов поставлена сегодня на грань банкротства. Если закрывается производство, то многие семьи остаются без средств к существованию. Поэтому меры по возрождению градообразующих предприятий становятся одновременно и мерами по возрождению самих городов. Вывод таких предприятий из кризиса - это дело не только самих предприятий, но и местных органов власти. Одним из градообразующих предприятий города Киржача является комбинат "Киржач-шелк", выпускающий натуральные и искусственные шелковые ткани. В начале 1990-х гг. годовой объем выпуска готовых тканей на этом предприятии достиг 50 млн погонных метров. На предприятии работало почти 6 тыс. человек, что составляло четверть трудоспособного населения Киржачского района. С 1993 г. начался резкий спад объемов производства, сокращение численности работающих.

В 1996 г. производство сократилось в 50 раз, работающих стало в 4 раза меньше, начались перебои в выдаче заработной платы. Администрация района совместно с администрацией Владимирской области начала поиск путей выхода предприятия из кризиса.

В администрации рассматривался вопрос о передаче предприятия по окончании процедуры банкротства в муниципальную собственность. Юридически такая возможность имелась: администрация района была крупнейшим кредитором предприятия. Руководители района выехали в Ярцевский район Смоленской области, где уже имелся опыт по передаче в муниципальную собственность обанкротившегося текстильного предприятия "Ярцевский хлопчатобумажный комбинат". Изучение данного опыта и анализ сложившейся ситуации привели к выводу о нецелесообразности реформирования ТОО "Киржачшелк" в муниципальное унитарное предприятие.

Опыт функционирования унитарных предприятий в аналогичных отраслях показывает, что руководство предприятий недостаточно заинтересовано is повышении эффективности производства, а собственник (государство) не всегда в состоянии осуществить необходимые инвестиции в развитие производства. Основным направлением стал поиск нового эффективного частного собственника. Такой собственник был найден в лице ОАО "Детская одежда" (г. Владимир) и ЗАО "Капрохим" (Москва). Они были отобраны в результате длительных переговоров с многочисленными потенциальными претендентами.

В итоге проведенного аукциона на базе ТОО "Киржачшелк" появилось два новых предприятия. В настоящее время они стабильно работают, обеспечена занятость более 900 человек. Своевременно выплачивается заработная плата, в полном объеме платятся налоги.

Новыми собственниками кроме суммы за покупку предприятия, которая в основном была направлена на погашение двухлетних долгов по заработной плате, было затрачено более 20 млн руб. на приобретение сырья, нового оборудования и ремонт производственных помещений. В результате Киржачский район получил значительные инвестиции. Быстрое развитие новых предприятий позволило восстановить утерянные в прошлые годы рабочие места. Активизировалась работа транспорта, появилась потребность в детских дошкольных учреждениях. Регулярные выплаты заработной платы повысили платежеспособность населения, что сразу же сказалось на рынке товаров и услуг, в том числе услуг жилищно-коммунального хозяйства. Новые собственники финансируют подготовку рабочих и специалистов для своих производств в местном профессиональном училище. При Киржачском машиностроительном колледже в кооперации с Ивановской текстильной академией обучается молодежь.

Киржачский район перестал быть дотационным и приступил к решению вопросов не только устойчивого функционирования, но и развития.

Роль местных органов власти в обеспечении устойчивости развития шелкового производства велика и сейчас. В результате банкротства объекты тепло-, энерго- и водоснабжения от предприятия перешли в муниципальную собственность. Поэтому важными факторами стабильности работы шелкового производства становятся разумная тарифная политика и рациональная организация совместного использования этих важных объектов.

Пример "Киржачшелка" показывает, что сегодня можно осуществить эффективное финансовое оздоровление градообразующего предприятия. Это приводит не только к развитию самого предприятия, но и в значительной степени - к развитию территории, на которой оно расположено.

Конкретный путь развития, по которому пошел Киржачский район, показателен. Дело в том, что примеров проведения процедур банкротства градообразующих предприятий, когда происходит их финансовое оздоровление и возрождение, крайне мало. Обычно применение Закона о несостоятельности (банкротстве) в отношении предприятий приводит к их полной ликвидации и возникновению острых социальных проблем. В связи с этим особенно интересен опыт администрации Киржачского района Владимирской области, которая предприняла энергичные действия, позволившие возродить предприятие. Благодаря усилиям администрации района удалось не только реанимировать, но и значительно развить производство на новой базе. В городе был разработан стратегический план развития. В его подготовке принимали участие работники администрации города, внешние консультанты из Российской академии государственной службы при Президенте РФ (руководитель А. Гапоненко), представители бизнеса и общественных организаций города. К этой работе были привлечены также американские консультанты из Международной ассоциации городского и районного управления (ICMA). Участие консультантов обеспечило использование опыта формирования и реализации стратегического плана развития других, сходных с Киржачом, городов. При этом был использован не только отечественный, но и зарубежный опыт. Подготовленный стратегический план развития был широко обнародован и опубликован. Было проведено несколько общественных слушаний, а в конце работы - широкая презентация плана и стратегических ориентиров развития города. В итоге этой работы был получен достаточно неожиданный результат. Доходная часть бюджета города за два года выросла почти в четыре раза, в город приехали инвесторы, которые признались, что одной из главных причин их появления стало наличие стратегических ориентиров развития города, закрепленных в форме плана стратегического развития. Таким образом, город получил мощный импульс собственного развития. Рассмотрение данного примера позволяет сделать следующий умеренно оптимистический вывод: в отечественных малых городах само наличие стратегического плана городского развития становится фактором их экономического роста и возрождения.

Вопросы по ситуации 8

1. Какова роль стратегического видения проблемы в развитии города?

2. В чем заключается сущность стратегии развития города?