Стратегия компании и рабочий капитал

Предположим, продажи в компании будут расти в год па 10%. Какой окажется потребность в рабочем капитале, если управление операционным циклом останется без изменений? Даже в том случае тикая потребность обязательно будет расти. С ростом продаж будут увеличиваться дебиторская и кредиторская задолженности, запасы. В первом приближении можно ожидать, что потребность в рабочем капитале будет расти теми же темпами, что и продажи.

Рост продаж и ликвидность. Незапланированный или неожиданный рост продаж может привести компанию к серьезным проблемам с ликвидностью. Эти проблемы можно отчасти легко преодолеть, если установить жесткий контроль над операционным циклом. Как далеко могут зайти менеджеры в стремлении сократить потребность в рабочем капитале, чтобы высвободить деньги из операционного цикла? Множество компаний стремятся довести потребность в рабочем капитале до 0 и организовать свою операционную деятельность с этой нулевой потребностью. Однако анализ показывает: единственный способ обнулить потребность в рабочем капитале или, по крайней мере, уменьшить ее сводится к ускорению оборота денежных средств в рамках операционного цикла. Скорость - вот, по сути, единственное решение, к которому прибегают компании, используя различные методы управления.

Концепция устойчивых, достижимых или просто реальных темпов развития принадлежит к небольшой когорте фундаментальных концепций стратегического финансового менеджмента. Не требует доказательства факт, что уровень рабочего капитала оказывает прямое воздействие на темпы роста, которых компания может достичь, финансируя свое развитие только за счет собственных внутренних источников. Любой рост требует дополнительных запасов и приращения дебиторской задолженности. Данный факт ни у кого не вызывает сомнений.

Из формулы темпов устойчивого роста следует, что масштабы роста, достигаемые любой компанией за счет внутренних ресурсов, без привлечения внешних источников финансирования ограничена двумя параметрами: нормой прибыли и потребностью в активах, измеряемой скоростью их оборота. Другие два параметра формулы устойчивых темпов роста - норма накопления и финансовый леверидж - относятся в чистом виде к финансовой политике компании, которая в случае ее стабильности сводит поиск оптимальных или устойчивых темпов развития за счет внутренних ресурсов лишь к норме прибыли и оборачиваемости активов. Снижение размера активов или сокращение потребности компании в приросте активов, существенную долю в структуре которых занимает рабочий капитал, неизбежно приводит к увеличению устойчивых темпов развития, не предполагающих какие-либо радикальные изменения в финансовой политике компании: увеличение доли заемного капитала, сокращение нормы выплаты дивидендов, организация выпуска новых акций и т.д.

Текущие активы и рост продаж. Потребность в рабочем капитале каждой отдельной компании во многом определяется ее стратегией. На первый взгляд, это звучит слишком прямолинейно. Вместе с тем стратегия, во многом определяемая динамикой продаж и масштабами деятельности, оказывает прямое воздействие на размеры потребности в рабочем капитале: чем выше темпы роста продаж, тем большей будет потребность в рабочем капитале. Взаимосвязь между текущими активами и продажами выражается криволинейной функцией, потому что на текущие активы влияет эффект экономики масштаба. Другими словами, рост продаж сопровождается меньшим ростом рабочего капитала по сравнению с пропорциональным увеличением текущих активов, особенно денег и запасов. Количество фиксированных активов в пашем обсуждении остается величиной постоянной.

Рассуждения заходят в тупик, когда оказывается, что высокие риски предопределяют высокие доходы, а высоким доходам противостоит высокая потребность в рабочем капитале. Известно, что рабочий капитал увеличивается ради того, чтобы не прерывался процесс производства, не уходили за лучшим и своевременным обслуживанием потребители, не нарушались надежные отношения с поставщиками. Однако с ростом рабочего капитала растут и издержки или, говоря иначе, стоимость рабочего капитала. В их составе - издержки по иммобилизации денежных средств в запасах, по содержанию запасов, по организации контроля над торговом кредитом и "плохими" долгами, по "связыванию" денег в дебиторской задолженности, издержки в связи с потерей доброго имени и т.д. Выбрать, что лучше - потерять лишнего клиента, увеличить расходы на ОГЛАВЛЕНИЕ лишних запасов, удержать поставщиков за счет снижения кредиторской задолженности, - чрезвычайно трудно. Выбор, который чаще всего призван осуществить финансовый директор компании, обусловлен и во многом определяется общей стратегией компании.

Политика дебиторской задолженности в условиях роста продаж. Например, если компания стремится завоевать определенные позиции на рынке, повысив качество обслуживания своих потребителей, она неизбежно станет повышать запасы готовой продукции и вряд ли будет стремиться брать на себя лишние риски, устанавливая сознательно дисконт на уровень обслуживания клиентов. Очень сложной для компании является политика дебиторской задолженности. С одной стороны, всегда хочется поощрять клиентов, предоставляя льготы по оплате и тем самым кредитуя их за счет собственных средств. С другой стороны, кредитная политика постоянно требует ужесточения контроля над дебиторами: в противном случае компания либо теряет свою ликвидность либо вынуждена наращивать инвестиции в рабочий капитал. Размеры кредиторской задолженности не менее тесно связаны с политическими решениями. Если очень хочется сохранить поставщиков, а воздействие на их интересы минимально, неизбежно придется платить своевременно без какого-либо лага отставания во времени. Поставщики с большой вероятностью будут требовать предоплаты в качестве непременного условия качественного и своевременного выполнения заказов компании. Дефицит или недостаток средств для инвестирования в рабочий капитал приводит к неожиданным стратегическим решениям общего характера. Самым ярким примером служит стратегия вертикальной интеграции, преобладающая сегодня в политике многих компаний. Именно она дала эффект синергии, позволивший отчасти разрешить противоречие между вечно недостающим рабочим капиталом и стремлением, во-первых, удержать поставщиков, во-вторых, привлечь потребителей и, в третьих, удержать, привлечь и тех и других в большом количестве.

Риск и доходность в политике рабочего капитала. Эффективная политика рабочего капитала требует рассмотрения совместного влияния финансовых и инвестиционных решений на риски и доходность компании как основные характеристики ее стратегии. Доходность в нашем случае измеряется доходностью (операционной) совокупных активов (операционная прибыль на единицу активов). Риск неисполненных обязательств определяется размером рабочего капитала. Чем выше рабочий капитал, тем ниже риски, но выше доходность активов, и наоборот: малое количество рабочего капитала влечет за собой повышенные риски и снижение доходности.

Данная альтернатива предполагает наличие третьего варианта, нейтрального, который характеризуется просто: средние риски - средняя доходность. Подобный сбалансированный вариант стратегического поведения в отношении рабочего капитала для многих компаний в российских условиях может оказаться наиболее приемлемым.

РЕЗЮМЕ

Управление рабочим капиталом включает в себя принципы, технологии и методы принятия решений, связанные с оптимизацией уровня текущих активов и текущих обязательств, а также их мониторингом. Управление рабочим капиталом представляет собой неотъемлемую часть оперативного и стратегического финансового менеджмента.

Напомним, что текущие активы - это часть активов компании, потребляемых в ходе ее операционной деятельности в течение ближайшего года или операционного цикла, если этот операционный цикл больше года, пример тому - судостроительные компании, где операционный цикл строительства корабля может составлять несколько лет.

При рассмотрении текущих активов возникает вопрос, можно ли на основании баланса определить реальную величину текущих активов, которая определяет размер рабочего капитала. Это важно, ведь от эффективного управления рабочим капиталом напрямую зависит ликвидность компании, поэтому для эффективного управления рабочим капиталом необходима информация о реальной величине текущих активов. В ходе составления бухгалтерского баланса эта задача, к сожалению, не решается по многим причинам. Во-первых, российские стандарты бухгалтерского учета строго регламентируют порядок проведения учета активов, а нормативы далеко не всегда совпадают с реальной ситуацией. Во-вторых, при ведении бухгалтерского учета операции проводятся чаще всего в целях снижения суммы начисленных налогов, следовательно, активы показываются в соответствии с суждениями, не всегда приводящими к реальной оценке. Таким образом, если нужно увидеть реальную величину текущих активов, необходимо вести внутренний управленческий учет, который не будет влиять на начисленные налоги и регламентироваться действующими нормами.