Стратегия импортозамещающей индустриализации

Особую группу стран "третьего мира" составили республики Латинской Америки. Уже немолодые, но занимавшие в капиталистической мир-системе место аграрно-сырьевой периферии с узкой экспортной специализацией: на зерне и мясе (Аргентина), кофе (Бразилия), сахаре и бананах (страны Карибского бассейна), нефти (Мексика и Венесуэла), селитре и меди (Чили). Великая депрессия, выявив ущербность узкой специализации и породив массовую безработицу (1,5 млн в Бразилии, свыше 0,5 млн в Аргентине, почти 1 млн в Мексике), привела в крупнейших из этих стран к тенденции расширения государственного вмешательства ради стимулирования национальной промышленности. В Мексике усиление госсектора поощряли президенты от правящей партии, переименованной в Институционно-революционную (1946 г.); в Южной Америке – президенты-популисты: аргентинец генерал X. Д. Перон (выдвинувший формулу хустисиализма от исп. justitia – справедливость) и бразилец юрист Ж. Варгас, основатель Трабальистской партии (от португ. trabalho – "труд"); оба провели по пятилетнему плану. Но Перон был свергнут военным переворотом (1955 г.), а Варгас предотвратил военный переворот в Бразилии лишь ценой самоубийства (1954 г.). Но он оставил государственные компании для поисков нефти, разработки богатых железорудных месторождений штата Минас-Жерайс, строительства ГЭС ("Петробраз", "Энергобраз") и филиала "Фольксвагена".

Сразу после войны при ООН была создана Экономическая комиссия для Латинской Америки (ЭКЛА, по-испански CEPAL – Comision Economica para America Latina); се возглавил P. Пребиш, выдвинувший концепцию периферийного капитализма: отставания стран "третьего мира" из-за зависимого развития вследствие узкой специализации в структуре МРТ и навязанных передовыми странами индустриально-капиталистического центра "ножниц цен" (высоких на технологически сложную продукцию и низких – на периферийное сырье и продовольствие). Такой неэквивалентный обмен разделяет периферийные экономики на два сектора: застойный основной и меньший внешнеориентированный, динамичный, но обслуживающий воспроизводственный процесс стран центра, а не своей страны. В результате мировая торговля становится механизмом обогащения центра за счет периферии при содействии туземных элит, падких на изощренную потребительскую продукцию высокоразвитых экономик и соответствующий образ жизни ("демонстрационный эффект", усиливаемый культурной экспансией – в том числе фильмами Голливуда).

Для выхода из этой двойственной динамики предлагалась стратегия импортозамещающей индустриализации: контроль за внешнеэкономической деятельностью, таможенный протекционизм, концентрация денежных ресурсов для направления их в приоритетные отрасли (электроэнергетика, нефтедобыча, машиностроение), рассчитанные на обеспечение производства промышленных товаров, замещающих импортные на внутреннем рынке.

Стратегия импортозамещающей индустриализации предполагала, однако, и аграрные реформы, проведение которых наталкивалось на сопротивление крупных землевладельцев. Другим внутренним препятствием была политическая нестабильность – военные перевороты, ставшие особенно частыми в Аргентине.

Импортозамещающая индустриализация в Бразилии

Наиболее впечатляющим по результатам и в то же время социально и политически остроконфликтным был импортозамещающий экономический рост в Бразилии ("полет тропической кометы"). Президент от Социал-демократической партии Ж. Кубичек (1956–1960 гг.) выдвинул формулу: госсектор – для развития производства средств производства, местный капитал – для производства потребительских товаров краткосрочного пользования, привлечение иностранного капитала – для развития производства потребительских товаров длительного пользования. При Кубичеке резко увеличилось направляемое государством производство средств производства (в 4,7 раза, тогда как производство предметов потребления – всего в 1,6 раза), для ускорения развития внутренних территорий в глубине страны была выстроена по проектам одного из величайших архитекторов XX в. О. Нимейера новая столица (вместо Рио-де-Жанейро) – Бразилиа (1957–1960 гг.).

Однако избыток государственных расходов (45% всех вложений в основной капитал) породил бюджетный дефицит и сильную инфляцию. Она продолжилась в президентство трабальиста Ж. Гуларта (1961 – 1964 гг.). Политический наследник Варгаса, он намеревался под давлением массовых протестных движений провести антиолигархические реформы и объявил об ограничении вывоза прибылей иностранных компаний (не более 10%), учредил Министерство национального планирования во главе с бразильским экономистом-сепалистом С. Фуртаду. Однако реформы были прерваны военным переворотом (1964 г.), поддержанным США.

Контроль над властью перешел к генералитету, выдвигавшему из своих рядов президентов, проводивших авторитарную модернизацию при полицейском режиме, снижении жизненных стандартов основной массы населения и обогащении верхних 10% (получатели почти 50%-ного национального дохода в 1970 г. сравнительно с 39% в 1960 г.). Реализация 10-летнего Плана экономического и социального развития (1967–1976 гг.) пришлась в основном на президентство генерала Э. Гаррастазу, сторонника амбициозных проектов, как-то: крупнейшая на Западе ГЭС Илья- Сотейра на р. Паране[1], Трансамазонская автострада и т.д. Однако министр финансов А. Дельфин Нету сумел удержать "на плаву" финансовую систему Бразилии, применяя различные меры стимулирования технического прогресса (освобождение вложений в новое оборудование от налогов и инфляционное индексирование) и совокупного спроса (расширение потребительского кредита для приобретения автомобилей и домов).

В итоге Бразилия за 1967–1973 гг. "взлетела" в десятку стран мира по объему ВВП (на 8 место с 28-го). В начале 1970-х гг. темпы роста ВВП в Бразилии были самыми высокими в мире (13%). Она наращивала производство автомобилей, тракторов, двигателей, станков, энергооборудования, радио- и телеаппаратуры, начала программу национального производства компьютеров. Однако в стране остались обширные зоны крестьянской нищеты и отсталости; провалилась программа освоения Амазонии мелкими земледельцами-переселенцами.

Бразилия вместе с Аргентиной и Мексикой вошла в число новых индустриальных стран (НИС), существенно отличных от европейских по демографическим и структурным показателям. За 1950–1970 гг. население Западной Европы в целом увеличилось в 1,2 раза, а показатель доли товарного экспорта в ВВП для стран Западной Европы возрос в среднем с 12,5 до 20%. Соответствующие изменения для Мексики – почти в 2 раза и от 11 до 12%, Аргентины – в 1,5 раза и от 8,5 до 9%. Население Бразилии возросло в 1,8 раза, доля товарного экспорта в ВВП осталась на уровне 9%. Причем в трех крупнейших латиноамериканских странах наиболее быстро в мире росли мегаполисы – крупнейшие города с многомиллионным населением: Мехико, Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айрес. Ускоренная урбанизация была неорганичной: в Бразилии она привела к распространению в городах на склонах гор фавел (от португ. fovela – "трущоба") – поселений бедноты без элементарных удобств и с высоким уровнем преступности.

Импортозамещающая индустриализация в Индии

Крупнейшая из стран "третьего мира" – "суверенная светская демократическая социалистическая республика" Индия (по Конституции, 1950 г.) также проводила импортозамещающую индустриализацию. Частная собственность на средства производства осталась в основе национальной экономики (и сформировавшиеся еще в колониальный период крупные промышленно-финансовые семейные группы), но был создан сильный госсектор, введено (1951–1952 гг.) пятилетнее индикативное планирование. В борьбу с неравенством входила не только поддержка низших ("списочных") каст (конституционный запрет дискриминации и закрепление квот вакансий на госслужбе и в вузах), но и отсталых регионов, где поощрялась крупная промышленность посредством селективного лицензирования. Но среднегодовые темпы прироста ВВП были довольно умеренными, а демографический взрыв оставлял страну на одном из последних мест но ВВП на душу населения.