Стратегии работы психолога с организацией

Конкретные направления профессиональной деятельности организационного психолога во многом определяются той позицией, которую он занимает по отношению к объекту приложения своих сил. Этим во многом задаются основные цели, задачи, способы и приемы работы. Если психолог выступает в одной из трех функциональных ролей и реализует при этом один из трех видов деятельности (экспертиза, обучение, консультирование), то и методы его работы тоже можно объединить в три группы: диагностика, тренинг, консультирование. Для всех этих методов характерно то, что они, хотя и не исчерпывают арсенал методов практической психологии, представляют собой способы вмешательства, или интервенции.

Как справедливо отмечает О. В. Соловьева, "психологи, работающие практически, т.е. помогающие различным социальным субъектам (индивидам, группам, организациям, широким социальным общностям), понимают, что их реальные проблемы, как правило, комплексны. А значит, попытки их решения в пределах одной предметной области... и из одной предметной позиции будут заведомо малоэффективными"[1].

В связи с этим уместнее говорить о стратегиях работы, избираемых психологом при оказании профессиональных услуг тем или иным социальным субъектам (организациям).

Стратегия "Человек сам хозяин своей жизни, или Спасение утопающих – дело рук самих утопающих" опирается на представление о примате психологических причин в любых социальных затруднениях. Люди, обладающие сознанием и волей, способны с помощью психолога обнаружить источники возникших трудностей и либо устранить их самостоятельно, разработав систему необходимых для этого мер, либо изменить свое отношение к ним. Помощь психолога в таком случае заключается в организации индивидуальной или групповой работы с сознанием клиентов, направленную на поиск путей "самоспасения".

Стратегия "Все дело в недостатке общей психологической культуры" ориентирует психолога на работу прежде всего с фенологическим планом предъявляемых клиентом трудностей. Если замучили непрерывные конфликты между сотрудниками, значит, следует научить их "правильному" или эффективному поведению в конфликтных ситуациях. Не складываются взаимоотношения с начальником (подчиненным) или с коллегами по работе, стало быть, основной упор усилий психолога делается на повышении культуры деловых взаимоотношений в организации и т.д.

Стратегия "Комплексной проблеме – комплексный междисциплинарный) подход" состоит в привлечении для совместной работы специалистов из других предметных областей (экономистов, социологов, юристов и т.п.). В этом случае от психолога требуется не только наличие более широкого взгляда на природу проблем, возникающих в организации, собственного желания и навыков "командной работы".

Для многих ныне действующих организационных психологов наибольшей привлекательностью обладает первая стратегия, поскольку психолог как "специалист по процессу" не несет фактически никакой ответственности за конечный продукт и "платит" только в том случае, если сам является членом консультируемой организации. Кроме того, "применение первой стратегии, – пишет О. В. Соловьева – в определенном смысле означает перенос идеологии индивидуального психологического консультирования в организационный контекст"[2].

Решающим фактором выбора психологом той или иной стратегии является учет особенностей организационной ситуации, в которой обнаружилась проблема. При этом важным является:

• то, где локализуются "узкие места" организации – на стратегическом или тактическом уровнях функционирования (в первом случае адекватной будет первая стратегия, во втором – вторая и третья);

• в какой фазе своего жизненного цикла находится организация – становления (первая стратегия), стабильного функционирования (вторая или третья), кризиса (первая или третья), распада (первая).

Большинство современных российских предпринимателей уже пришли к выводу о необходимости для успешности своей деятельности психологических знаний, однако многие до сих пор уверены, что психологическая служба не является неотъемлемой частью бизнеса. По ряду экономических и организационно-управленческих причин мелкие и средние предприятия пользуются услугами психолога лишь время от времени для решения отдельных конкретных проблем, связанных прежде всего с вопросами управления персоналом. Иметь в своем штате специалиста-психолога, а тем более полноценную психологическую службу, могут позволить себе только устойчиво действующие на рынке средние предприятия и крупные фирмы.