Лекция 3. СТРАТЕГИИ И МОДЕЛИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Процесс внедрения инноваций охватывает практически все стороны деятельности предприятия. Поиск эффективных организационных форм управления инновациями основывается на сочетании научно-инновационных и рыночных факторов развития. Внедрение новых методов организации, управления и производства продуктов и услуг является основой инновационной деятельности.

Существенной особенностью инновационной деятельностью является то, что она опирается не только на профессиональные, но и на междисциплинарные знания, т.е. поддерживается инновационной активностью персонала предприятия (фирмы) к нововведениям посредством целенаправленных структур и новых методов управления.

Характерной особенностью инновационной деятельности предприятия является инновационная активность, определяемая степенью интенсивности осуществления инновационных мероприятий, их своевременности, способности предприятия мобилизовать свой потенциал на качественные преобразования.

Инновационная деятельность развивается на основе комплекса научных, технико-технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленных на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или усовершенствованные товары или услуги с новыми качествами. Основой инновационной деятельности являются интеллектуальный потенциал сотрудников и уровень их восприимчивости к нововведениям.

Инновационная деятельность может быть охарактеризована увеличением темпа создания инноваций, их внедрения в производство товаров и услуг, что способствует углублению и расширению структурных сдвигов в национальной и мировой экономиках, увеличению рыночных размеров и удовлетворению потребительских и промышленных потребностей. К инновационной деятельности относятся следующие виды деятельности:

1) внедрение новых идей и научных знаний в сферы производства и управления обществом;

2) выполнение и обслуживание научно-исследовательских, проектных, изыскательских, опытно-конструкторских и технологических работ, направленных на создание новой или усовершенствованной продукции (работы, услуги), нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте;

3) организация рынков сбыта инновационных товаров (работ, услуг);

4) осуществление технологического переоснащения и подготовки нового производства;

5) экспертиза, сертификация и стандартизация новых технологических процессов, товаров, работ и услуг;

6) создание инновационного или модернизированного продукта, а также применение иных или модернизированных технологий в период до окупаемости инновационного проекта;

7) создание и развитие инфраструктуры для инновационной деятельности;

8) осуществление рекламных и просветительских мероприятий, касающихся инновационной деятельности и ее результатов;

9) защита прав объектов интеллектуальной собственности;

10) прочие виды деятельности, направленные на создание инноваций.

Инновационная деятельность в предпринимательстве рассматривается как бизнес-процесс и включает в себя следующие стадии: поиск инновационной идеи, ее оценка, составление бизнес-плана инновационного проекта, поиск необходимых ресурсов, управление созданным предприятием.

Основные этапы инновационной деятельности:

1) поиск инновационных идей;

2) отбор наиболее перспективных идей;

3) оценка жизнеспособности отобранных идей;

4) разработка детального бизнес-плана инновационного проекта;

5) экспертная оценка бизнес-плана;

6) экспериментальное производство нового товара в условиях рынка;

7) корректировка схемы производства и продвижения товара на рынке;

8) начало массового производства товара и его продвижение на рынке на основе скорректированной схемы.

Следует отметить, что на каждом этапе инновационной деятельности создается определенная ценность в виде нового интеллектуального ресурса. Например, на этапе поиска инновационных идей может быть получен результат научной деятельности, который обладает ценностью не только для данного предприятия, но и другого предприятия или других отраслей.

Главными особенностями инновационной деятельности являются:

– ориентация на качественные изменения параметров продукта, технологии, организации и управления фирмой;

– организация на основе системно-процессного подхода;

– создание условий для получения синергетических эффектов в хозяйственной, управленческой и социальной деятельности предприятия (фирмы).

Термин "синергетический эффект" стал использоваться в экономической науке в 1980-х гг. для обозначения результата совместной деятельности элементов в единой системе. Синергизм, синергия (греч. synergeia – сотрудничество, совместные действия) – это такое явление, когда целое становится больше, чем сумма его составляющих. Например, экономический эффект от слияния нескольких компаний может превышать сумму эффектов от каждой их них, объединенных для решения единой экономической цели. В деловой литературе эффект синергизма называют эффектом "2 + 2 = 5", подчеркивая этим, что компания объединяется с другими фирмами для того, чтобы результат их совместной деятельности значительно превосходил их достижения по отдельности. Тем самым синергизм определяется как мера совместных эффектов[1].

Основы науки о синергетике были заложены применительно к физической химии профессором Свободного университета (Брюссель) И. Р. Пригожиным. Он назвал эту науку наукой о самоорганизации, или наукой о сложных системах. Синергетика изучает поведение систем, состоящих из огромного множества взаимодействующих элементов ("объекты", "индивиды", "субъекты рынка" и т.д.). Процесс такого взаимодействия не поддается описанию линейными законами классических теорий экономики, а подчиняется стохастическим (вероятностным) законам, в рамках которых исследуются нелинейные процессы в сложно организованных системах. Нелинейное поведение системы возникает при воздействии на нее большого количества внешних или внутренних факторов или при их комбинации. В инновационной деятельности именно комбинация факторов и ресурсов является основой создания инноваций, т.е. ее результатом.

В инновационной экономике идеи синергизма имеют практическое применение в управлении инновационной деятельностью. В настоящее время выделяют следующие виды синергетических эффектов, возникающих в процессе инновационной деятельности:

торговый синергизм (синергизм продаж). Возникает тогда, когда поставка товаров осуществляется по идентичным каналам распределения, управление разработкой каналов осуществляется централизованно, хранение товаров происходит па одном складе, проводится единая рекламная кампания. В итоге это увеличивает прибыль при фиксированном финансировании;

операционный синергизм. Возникает как следствие более концентрированного использования кадров и производственных мощностей, а также грамотного структурирования накладных расходов;

инвестиционный синергизм. Возникает в процессе совместного использования производственного оборудования, общих запасов сырья, перемещения результатов исследования и разработок с одного товара на другой;

управленческий синергизм (синергизм менеджмента). Возникает как результат управления компанией и определяет совокупный положительный эффект при решении различных стратегических, организационных и операционных задач. Особенно он проявляется при входе компании на новый рынок, когда используется богатый опыт высококвалифицированных менеджеров, вклад в прибыль компании которых присутствует в неявной форме в виде неосязаемых активов (интеллектуальные ресурсы).

Идеи синергизма в инновационном менеджменте определили появление нового научного направления, которое называется синергетический менеджмент. Как система синергетический менеджмент представляет собой совокупность локальных подсистем. В нее входят следующие синергетические компоненты:

– диагностика и бенч-маркетинг;

– маркетинг;

– планирование и проектирование (расчет планируемого с максимальным эффектом использования ресурсов в настоящее время для получения максимального эффекта в будущем);

– контроллинг;

– реинжиниринг.

В качестве организационно-экономического механизма реализации синергетического эффекта инноваций синергетический менеджмент учитывает выбор целесообразных и взаимоувязанных институциональных форм и отношений, методов и инструментов. Такими целесообразными институциональными формами реализации инновационно-синергетических проектов выступают и рассматриваются инновационные кластеры, в рамках которых происходит естественная интеграция всех необходимых ресурсов. Процесс взаимодействия предприятий и организаций в экономическом кластере представляет собой симбиоз конкурентных отношений и кооперационных связей, транзакций и активного делового и информационного взаимодействия, возникающих между различными участниками с целью повышения конкурентных преимуществ за счет возникновения синергетического (системного) эффекта, который позволяет увеличить скорость освоения инноваций[2].

Такие кластеры (их еще называют инновационными территориальными кластерами) имеют несколько характерных черт;

– механизм, позволяющий координировать деятельность всех участников кластера;

– научно-производственные отраслевые связи между участниками.

Поручением Правительства РФ в 2012 г. был утвержден перечень 25 территориальных инновационных кластеров (поручение от 28.08.2012 № ДМ-П8-5060). В число участников инновационных территориальных кластеров вошел ряд ведущих российских научных и образовательных организаций и предприятий, в том числе: институты РАН и РАМН, национальный исследовательский центр "Курчатовский институт", государственные научные центры, а также национальные исследовательские университеты и федеральные университеты, ведущие вузы, включая МФТИ, ИТМО, МИСИС, МИЭТ, ТУСУР, ИГУ и др.[3]

Например, в Санкт-Петербурге был создан инновационный кластер "Развитие информационных технологий, радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций". Он включает в себя 18 участников – юридических лиц, занимающихся тематическими исследованиями в области ИТ, разработки программно-аппаратных средств, защиты информации и пр., а также разработкой и производством средств связи и коммуникационных и автоматизированных систем энергоэффективности и ресурсосбережения для управления городским хозяйством, автоматизированных систем и др.

Переход экономики России па инновационный путь развития в системе рыночных отношений требует обеспечения конкурентных качеств товаров, обновления продукции производителями, большой заинтересованности внедрения нововведений участниками, а также высокой инновационной активности. Эти характеристики являются важными для оценки инновационной деятельности предприятия.

Инновационный потенциал – совокупность ресурсов различных видов, включающая в себя материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности[4].

К элементам инновационного потенциала предприятия относятся следующие ресурсы:

– материально-технические;

– технологические;

– финансовые;

– организационные;

– кадровые;

– интеллектуальные;

– производственная культура труда;

– социальные и психологические факторы.

Для проведения инновационных процессов компания должна располагать:

– свободными денежными средствами, достаточными для финансирования разработок;

– соответствующей материально-технической базой для создания и массового производства нового продукта;

– сотрудниками, способными генерировать неординарные решения[5].

К инновационному потенциалу также относиться институциональные условия: нормативно-правовые акты (муниципального и федерального уровня) для финансового и социального обеспечения эффективной инновационной деятельности. К таким условиям следует отнести:

– исследовательскую базу; производственные помещения;

– производственные мощности;

– квалифицированные кадры;

– производственные технологии;

– финансовые и материальные средства;

– информационные ресурсы;

– систему сбыта готовой продукции.

Интеллектуальные ресурсы компании должны обеспечивать возможность разработки оригинальных идей. Уровень интеллектуального потенциала организации определяет объем инновационных идей – идей, которыми компания обладает в тот или иной промежуток времени.

Инновационный потенциал связан с так называемой инновационной активностью.

Под инновационной активностью понимают то, с какой интенсивностью проводятся инновационные преобразования в компании (стране).

Инновационная активность фирмы зависит не только от обеспеченности ресурсами. Во многом ее определяет организационная культура, включающая принципы и обязательства, на основании которых разрабатывается и реализуется стратегия развития компании. Организационная культура отражает особенности системы менеджмента на предприятии, которая должна быть приспособлена для осуществления инновационной деятельности.

Одним из основных факторов, по которому можно судить об инновационной активности в компании и который влияет на интенсивность инновационных процессов, является степень восприимчивости к инновациям со стороны руководства. Степень восприимчивости к инновациям – это готовность руководства к процессу изменения в организационно-экономической структуре и механизмах деятельности компании в условиях риска.

Для оценки инновационного потенциала предприятия могут быть использованы следующие показатели:

• научно-технический потенциал (численность сотрудников, имеющих научную степень, количество рациональных предложений на одного сотрудника, количество патентов и др.);

• показатели коммерциализации (доля новой продукции в общем объеме производимой продукции, количество лицензионных договоров и др.);

• продолжительность выполняемых работ (величина инновационного лага);

• характеристика инновационности управляющей системы (формы стимулирования инновационной деятельности на предприятии, участие в реализации инновационных проектов руководства, уровень свободы, предоставляемой участникам инновационной деятельности).

То, как компания относится к нововведениям, часто зависит от ее масштабов. Увеличение компании, разрастание организационной структуры зачастую становятся причиной снижения инновационной активности.

Большая гибкость и мобильность позволяют малым компаниям оперативнее осуществлять инновационную деятельность, быстрее реагировать на рыночные изменения.

Инновационная деятельность компании существенно зависит от адекватных объемов инвестирования, кредитования, системы налогообложения, другими словами, от создания эффективного взаимодействия между новаторами, инноваторами, инвесторами и товаропроизводителями конкурентоспособной продукции. Поэтому управление инновационным процессом становится определяющим фактором современной организации инновационной деятельности как на микро-, так и на макроуровнях, т.е. создания развитой инфраструктуры инновационной деятельности.

В обобщенном виде инфраструктура инновационной деятельности представляет собой взаимодействие рынков новшеств (новаций), капитала (инвестиций), товаропроизводителей и конкурентоспособных товаров и услуг (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Инфраструктура инновационной деятельности

Основными объектами инфраструктуры могут быть услуги, оказываемые субъектам инновационной деятельности и различным организациям. К услугам следует отнести: производственно-технологические, кадровые, консалтинговые и информационные.

К производственно-технологическим услугам относятся: предоставление производственных и непроизводственных (офисных) помещений, обеспечение охраны и коммуникационной связи, предоставление производственных мощностей, оборудования, а также помощь в разработке и продвижении инновационных проектов.

К кадровым услугам относятся: подбор и предоставление специалистов для выполнения необходимых работ, наладки оборудования, исследования, повышения квалификации кадров, а также в области менеджмента, маркетинга, экономики и финансов, сбыта и т.п.

В области консалтинговых услуг – предоставление помощи в разрешение вопросов, возникающих в ходе производственного процесса, юридическая защита предприятия, решение вопросов интеллектуальной собственности, сертификации, а также в области управления, экономики и финансов, инвестиций, маркетинга и внешнеэкономической деятельности.

Большое значение для инновационной деятельности имеют информационные услуги, такие как: информация о новых продуктах для потребителя, организация консультаций по использованию инновационной продукции, доступ к патентной информации, предоставление информации о рынках, доступ к базам данных, статистической информации и т.п.

Информация о внешней среде инновационного предприятия во многом определяет не только его потенциальные возможности, но и влияет на выбор инновационной стратегии. Поэтому предоставление информационных услуг является определяющим моментом организации инновационной деятельности (табл. 3.1).

Таблица 3.1

ОГЛАВЛЕНИЕ информации для инновационной деятельности

Вид информации

ОГЛАВЛЕНИЕ информации

Научно-техническая

– Тенденции развития определенного вида техники;

– описание производства техники;

– характеристика периода морального устаревания технических объектов;

– сведения о новых научно-технических достижениях и о НИОКР;

– сведения по стандартизации, сертификации

Патентная

– Патенты;

технический уровень и тенденции развития объектов техники;

– патентоспособность объектов техники

Маркетинговая

– Структура рынка;

– сегмент предприятия на рынке;

– спрос;

– предложение;

– конкуренты;

– потребители;

– конкурирующие товары;

– поставщики;

– общеэкономические тенденции;

– отраслевые тенденции

Бизнес-информация (о конкурентах или возможных партнерах)

– Общая информация, финансовый рейтинг;

– финансовая информация: активы, пассивы, оборот, продажи, выручка и расходы, налогообложение;

– аналитика: ликвидность, рентабельность;

– платежные задолженности

Информация по учету и статистике

– По переписи населения;

– кадастровые и учетные планы;

– экономика агропромышленного комплекса;

– производство товаров и услуг

Нормативно-правовая

Нормативно-правовые акты и вопросы их применения

Инфраструктурная

Сведения об организациях, в области поддержки инновационной технологической деятельности

В соответствии с классификацией, предложенной в учебном пособии М. Б. Алексеевой "Инновационный анализ", к основным субъектам инфраструктуры, обеспечивающим поддержку инновационной деятельности, следует отнести:

1) технопарк (ТП) – осуществляющий формирование условий, благоприятных для развития предпринимательства в научно-технической сфере при наличии оснащенной информационной и экспериментальной базы и высокой концентрации квалифицированных кадров. ТП является формой территориальной интеграции науки, образования и производства в виде объединения научных организаций, проектно-конструкторских

бюро, учебных заведений, производственных предприятий или их подразделений;

2) бизнес-инкубатор (технологический инкубатор, фирма-инкубатор) – созданный с целью образования новых предприятий, рабочих мест и экономического развития региона на основе комплексного метода организации инновационного процесса;

3) инновационный центр (ИНЦ) – осуществляющий совместные исследования с фирмами, обучение студентов основам инновации, переподготовку и повышение квалификации обучающихся кадров и организующий новые коммерческие компании, которые финансирует на стадии их становления. Эти организации, в отличие от научно-исследовательских институтов (НИИ) и практически реализуют принцип: производить то, что можно продать. В этом случае лидером проекта становится менеджер (бизнес- лидер). ИНЦ следует за требованиями рынка и конкурентоспособностью товара. Главное преимущество ИНЦ перед НИИ – это мобильность, тонкое чувство рынка;

4) технологический кластер – совокупность предприятий, расположенных на одной ограниченной территории и связанных производственными связями;

5) технико-внедренческая зона – зона, в которой предприятиям обеспечиваются доступ к инфраструктуре ведения бизнеса и особый налоговый и таможенный режимы (создание таких зон находится в стадии проекта);

6) центр коллективного пользования – центр услуг, где малым и средним предприятиям предоставляется возможность использования новых технологий в производстве посредством коллективного пользования оборудованием;

7) центр трансфера технологий – структурное подразделение организации, обладающей инновационными разработками, либо самостоятельное юридическое лицо, основная задача которого – коммерциализация разработок, создаваемых в материнских организациях (соответственно, в организациях, которым он оказывает услуги). Решаемые вопросы: финансовые, экономические, маркетинговые, но внешнеэкономической деятельности;

8) государственная система научно-технической информации – в России – совокупность научно-технических библиотек и организаций, специализирующихся на сборе и обработке научно-технической информации и взаимодействующих между собой с учетом принятых на себя системных обязательств;

9) инновационный фонд – фонд финансовых ресурсов, созданный с целью финансирования научно-технических разработок и рисковых проектов. Источником финансовых ресурсов являются спонсорские взносы фирм и банков. Обычно средства фонда распределяются между претендентами на инвестиции на конкурсной основе. Он бывает бюджетный и венчурный;

10) венчурный бизнес – бизнес, ориентированный на практическое использование технических и технологических новинок, результатов научных достижений, еще не опробованных на практике[6].

Мировая практика показывает, что государственная поддержка инновационной деятельности объективно необходима для регулирования и стимулирования инновационной деятельности. Важным элементом государственной поддержки инновационной деятельности в стране является участие в различных национальных инновационных программах.

Эффективность использования таких программ хорошо видна на опыте экономики Японии. Япония располагает очень ограниченными территориальными и природными ресурсами. В этой связи инновационная политика стала одним из важнейших факторов развития японской экономики, стимуляции экономического роста и спроса, развитием конкурентоспособности. Большое внимание в Японии уделяется развитию экспорта товаров и услуг в сфере наукоемких производств, что позволяет получать большую долю добавочной стоимости. Государственное управление промышленными разработками сводится к взаимовыгодному партнерству между государственным аппаратом и отдельными секторами промышленности.

Во Франции, напротив, можно отметить самую высокую степень централизованного управления и регулирования инновационной деятельности. Научные исследования рассматриваются в качестве общенациональной программы. Они формируются в виде пятилетних стратегических планов.

В Великобритании такая централизованная система отсутствует. Однако существует хорошо разработанный государственный механизм взаимодействия с инновационным бизнесом, позволяющий осуществлять координацию инновационных разработок на государственном уровне.

В США инновационная деятельность поддерживается развитым венчурным бизнесом и льготной системой налогообложения инновационного предпринимательства.

Для российской действительности государственная поддержка инновационной деятельности необходима, особенно в период формирования устойчивой системы инновационного предпринимательства. Государственная поддержка осуществляется на основе государственной инновационной политики и формирования нормативно-правовой среды, в рамках которой определяются принципы функционирования и взаимодействия участников инновационного процесса.