Стратегии интуитивного поиска в исследовательской деятельности

Можно выделить несколько стратегий исследования, которые предполагают различные степени использования интуиции: стратегия случайного поиска, целенаправленного поиска, систематизированного поиска, интуитивного поиска, алгоритмического (упорядоченного) поиска (рис. 4.5).

Рис. 4.5. Матрица выбора стратегии исследования

Стратегия случайного (интуитивного) поиска характеризуется упрощенным анализом накопленной информации по обобщенным критериям. Она ориентирована на обработку большого количества информации без ее специальной классификации. Это расчет на случай, который при определенном стечении обстоятельств может подсказать проблему или решение, показать факторы появления и проявления противоречий.

Одним из вариантов этой стратегии является стратегия целенаправленного поиска, которая предполагает формулирование цели накопления и обработки информации, сортировку ее по целевым факторам исследования, поиск зон целевых установок и определенных направлений исследовательской деятельности. Это мотивирует использование интуиции.

Стратегия интуитивного поиска может включать последовательное выдвижение и дальнейшую проверку различных идей и гипотез. Их корректность принимается без доказательства, однако в последующем осуществляется их отбор по установленным критериям и анализ по целям исследования, практической значимости и реальности.

Стратегия систематизированного поиска является развитием и дополнением стратегии целенаправленного поиска. Ее особенность заключается в том, что она требует не просто наличия цели, но и систематизации поиска по определенной методологии. Такая систематизация требует построения дерева целей или конкретизации исходной цели в исследовательских задачах. Обработка информации должна осуществляться в соответствии с этой системой целей или задач.

Стратегия алгоритмического поиска строится на основе разработки процессуальных характеристик исследования в форме алгоритма, устанавливающего некую последовательность операций, действий, обработки информации и т.д. Эта стратегия построена на установлении этапов проведения исследования, каждый из которых означает шаг на пути его успешного осуществления и продвижения.

Можно выделить и стратегию интуитивно-целевого поиска. Она является сочетанием стратегии систематизированного и интуитивного поиска, но при этом предполагает усиление компоненты системного анализа и предельно четкое формулирование цели исследования

Выбор стратегии интуитивного поиска

Эту стратегию характеризуют не только методология ее осуществления, но и организационные особенности. Она не обязательно предполагает алгоритм индивидуальной исследовательской деятельности, но используется и при коллективном проведении исследования, где часто дает наилучший результат. Например, интуитивная и интуитивно-целевая стратегии являются наиболее эффективными, когда они строятся на разделении функций между различными исследовательскими группами для аккумулирования и презентации идей и для тщательного и системного их анализа.

Стратегии различаются не только степенью сочетания логики и интуиции, но и такими параметрами, как цель исследования и характер проблемы, средства и методы ее решения.

Важным фактором выбора стратегии является и наличие информации на начальном этапе исследования, возможность и необходимость ее накопления, формы использования (количественные данные, систематизированное описание, свойства, характеризующие качество и пр.). Чем меньше первоначальной информации, тем больше потребность в стратегии интуитивного поиска.

Может показаться, что интуитивный поиск полностью построен на случайных озарениях и но сути своей является противоположностью методам системного анализа, формальной логики, "технологии разума". Это не совсем верно. Любая мыслительная, а тем более творческая деятельность имеет две составляющие: сознательную и бессознательную. У каждого человека они сочетаются и проявляются по-разному, в зависимости от конкретных обстоятельств, в которых он оказывается.

До определенных пределов бессознательную составляющую мышления можно развивать, мотивировать ее проявление. На этом и построены различные стратегии творческого поиска.

Один из классиков американского менеджмента Джеймс Марч писал: "Нам нужно дополнить технологию разума технологией безрассудства. Индивидам и организациям требуется возможность делать то, для чего у них нет никаких разумных оснований. Не всегда, не как правило. Но иногда им нужно действовать прежде, чем они успеют подумать".

Менеджеру и исследователю менеджмента, тем более, всегда должна быть присуща готовность к случайности, риску, импровизации. Им необходимо развивать способности улавливать интуитивные сигналы своего мозга, действовать иногда "по наитию".