Стратегии интернационализации крупных российских компаний

В советский период предприятия страны не имели возможности самостоятельно экспортировать или импортировать продукцию, а также осуществлять другие виды внешнеэкономических операций. Все эти вопросы находились в ведении государства. Активное включение российских компаний в процесс интернационализации началось чуть более двадцати лет назад, когда указом первого Президента РФ Б. Н. Ельцина всем зарегистрированным на территории Российской Советской Федеративной Социалистической Республики предприятиям и их объединениям вне зависимости от форм собственности было предоставлено право на осуществление ВЭД без специальной регистрации[1]. Несмотря па то, что этот документ сохранял и (или) вводил ряд ограничений (например, инвестиционная деятельность за рубежом подвергалась лицензированию, отечественные компании и зарубежные инвесторы не могли свободно приобретать иностранную валюту, а для формирования республиканского валютного резерва вводилась обязательная продажа части валютной выручки), он дал серьезный толчок всех форм внешнеэкономических связей.

В течение последующих лет государственная политика в отношении внешнеэкономических связей претерпевала серьезные изменения. Правительство РФ активно прибегало к различным инструментам регулирования: установлению и корректировке ставок экспортных и импортных таможенных пошлин, применению акцизов, лицензированию, квотированию, регулированию валютного рынка. Целью этих мер была общая стабилизация экономики, улучшение наполняемости доходной части государственного бюджета, предотвращение вывоза капитала из страны, борьба с инфляцией и пр. Между тем меры, применяемые государством, часто существенным образом "осложняли жизнь" предпринимателей. Компании, оперирующие на территории страны, были вынуждены подстраивать свою стратегию развития, в том числе, стратегию интернационализации, под существующие ограничения.

Исторический экскурс

Часто принято считать, что включение отечественных компаний в процесс интернационализации через зарубежное инвестирование стало возможно только после начала процессов либерализации экономической жизни. Вместе с тем еще задолго до распада СССР в различных странах мира успешно функционировали компании с участием советского капитала. В отечественной экономической литературе того времени этому феномену внимание почти не уделялось. Так, в журнале "Внешняя торговля" этим компаниям было посвящено всего несколько статей, причем термин "иностранные инвестиции" в отношении этих компаний не употреблялся.

Среди компаний, имевших подконтрольные структуры за рубежом, был, в частности, "Ингосстрах", работавший на рынках США, Нидерландов, Великобритании, Франции, Германии и Австрии. Другая компания "Союзнефтеэкспорт", имела подконтрольные ей структуры в ряде европейских стран. Примечательно, что в своей деятельности зарубежные филиалы советских предприятий никак не ориентировались на принципы плановой экономики. Напротив, им удалось удачно вписаться в окружающую их рыночную бизнес-среду. Так, большинство потребителей продукции финской Siiomen Petrooli (контролирующей сеть автозаправочных станций Teboil) многие годы не представляли, что эта компания принадлежит их восточному соседу – СССР. Однако сегодня российский инвестор в открытую заявляет о себе: рядом с логотипом Teboil можно увидеть и торговую марку нынешнего собственника – компании "Лукойл"[2].

Размышляем самостоятельно

Волжский автомобильный завод (сегодня – АвтоВАЗ) в советские годы имел разветвленную дилерскую сеть за рубежом. Постарайтесь понять, каким образом она создавалась. Какое отношение к процессу формирования дилерской сети ВАЗа имеет Вторая мировая война?

В целом причины, заставляющие российские компании интернационализироваться, сходны с теми, которые стимулируют выходить за рамки национальных границ предприятия других стран. Как правило все они могут быть сведены к трем большим группам:

1) расширение возможностей сбыта – поиск рынков;

2) поиск ресурсов (финансовых, полезных ископаемых и пр.);

3) повышение эффективности функционирования.

Анализ деятельности российских компаний за рубежом показывает, что все указанные выше причины лежали в основе интернационализации отечественного бизнеса. Дополнительный рост доходов достигался через механизм экспорта. Он давал возможность получения прибыли вследствие существенной разницы цен на продукцию на внутреннем и мировом рынках. Этот путь был характерен для "Газпрома", нефтяных компаний, производителей других видов сырья в России. Со временем экспортеры начали инвестировать в сбыт, транспортировку, переработку и другие сферы производства с более высокой добавленной стоимостью, позволяющие повысить эффективность работы.

Для многих компаний движущей силой интернационализации было желание диверсифицировать производственную базу. В этом случае российские структуры приобретали существующие и (или) создавали новые предприятия за рубежом. Наглядно иллюстрирует это инвестиционная экспансия Северстали, первой иностранной покупкой которой стали основные активы обанкротившегося американского металлургического концерна Rouge Industries. Впоследствии "Северсталь" приобретала сталелитейные компании в Италии, США.

Создание сети филиалов за рубежом через механизм интернализации позволяет обеспечить лучшие условия доступа на рынок и дает возможность избегать уплаты слишком высоких таможенных пошлин. Наличие разветвленной филиальной сети дает возможность грамотно использовать инструменты международного налогового планирования для оптимизации фискальных платежей в бюджеты стран, где эти филиалы расположены.

Стремление создавать и контролировать собственные производственные цепочки – еще одна причина интернационализации. Компании для обеспечения бесперебойной работы всех предприятий приобретают производителей и поставщиков сырья. Острая потребность в ресурсах для многих российских гигантов возникла после распада СССР в связи с тем, что производственные связи с поставщиками сырья, расположенными в бывших республиках, оказались нарушены. Именно это стимулировало ОК РУСАЛ к приобретению соответствующих активов на Украине и в Казахстане. Следующим шагом на этом пути стало приобретение боксито- глиноземного комплекса Friguia и горно-добывающего комбината КБК в Гвинее. Кроме гарантированного доступа к необходимым материалам, такие покупки позволяют защититься от возможных резких колебаний мировых цен на соответствующее сырье.

Среди российских компаний, вставших на путь интернационализации, есть и те, которые в своей деятельности непосредственно не опираются на природные ресурсы. В частности, к ним относятся финансовые институты (банки, страховые компании). Так, группа ВТБ сегодня обладает довольно серьезной по российским меркам международной сетью. Она насчитывает свыше 30 банков и финансовых компаний, действующих более чем в 20 странах мира. Это позволяет ВТБ осуществлять комплексное обслуживание клиентов в странах СНГ, Европы, Азии и Африки. Дочерние организации ВТБ работают на рынках Австрии, Германии, Кипра, Анголы, Казахстана, Беларуси, Грузии и других государств[3].

Еще одним примером успешной интернационализации, уже в нефинансовом секторе, является "Лаборатория Касперского". Сегодня это международная группа компаний, осуществляющая свою деятельность практически по всему миру. Представительства компании расположены в 30 юрисдикциях, а количество конечных пользователей превышает 300 млн[4]. Основная цель фирмы в этом случае – быть ближе к клиентам, расположенным в различных частях земного шара. Для интернационализирующихся российских телекоммуникационных компаний и предприятий розничной торговли создание разветвленной филиальной сети за рубежом – единственный возможный способ горизонтального расширения их деятельности и удовлетворения нужд потенциальных потребителей.

Вопросы практики

Открытое акционерное общество "Северсталь" (г. Череповец, Вологодская обл.) – российская металлургическая компания, владеющая Череповецким металлургическим комбинатом, вторым по величине сталелитейным предприятием в России.

Не все попытки зарубежных приобретений были одинаково успешны.

В 2006 г. было объявлено о планах по слиянию "Северстали" с люксембургским концерном "Арселор" (Arcelor). Сделка могла бы привести к формированию крупнейшего в мире сталелитейного гиганта. Объединения компаний не произошло, так как более выгодные для "Арселора" условия объединения поступили от зарегистрированной на тот момент в Нидерландах со штаб-квартирой в Лондоне компании Mittal Steel, ключевым акционером которой являлся гражданин Великобритании индийского происхождения. Существует точказрения, что переговоры "Северстали" и "Арселора" билли для последнего лишь тактическим ходом, направленным на улучшение условий сделки Mittal Steel.

Однако неудача с этим объединением не отменила планы "Северстали" по интернационализации. Уже в 2007 г. она приобретает ирландскую золотодобывающую компанию Celtic Resources, а годом позже – американское металлургическое предприятие Sparrows Point уже у объединенной компании ArcelorMittal. В том же 2008 г. компания завершила приобретение американской WCI Steel, впоследствии переименованной в Severstal Warren, Inc. К 2009 г. активы "Северстали" позволили ей стать третьим по величине производителем в Северной Америке. Они представляли собой 7 заводов – производителей металлопродукции и несколько холдинговых компаний. При этом группа SNA (Severstal North America) создавала совместные предприятия с другими американскими компаниями для расширения линейки предлагаемой продукции и услуг. В 2006 г. "Северсталь" провела публичное размещение акций на Лондонской фондовой бирже – еще одно направление интернационализации.

Вместе с тем к российским инвестициям за рубежом продолжают относиться с настороженностью. Имидж России во многих странах был существенно испорчен не вполне адекватным поведением некоторых инвесторов. Известно несколько случаев того, как отечественным компаниям не удалось приобрести то или иное иностранное предприятие и (или) стать его акционером.

Вопросы практики

В 2009 г. вследствие экономического кризиса в бедственном положении оказалась компания Adam Ope! GmbH (далее – Opel), принадлежавшая группе General Motors. Opel был выставлен на продажу. Серьезный интерес к покупке проявил "Сбербанк России". Совместно с канадской Magna International Inc.

(Magna – диверсифицированный производитель и поставщик автокомпонентов глобального уровня) "Сбербанк" представил предложение по приобретению доли в Opel в рамках реализации программы по укреплению ее жизнеспособности[5].

Несмотря на то, что условия сделки были согласованы, General Motors впоследствии отказалась продавать Opel. Некоторые аналитики считают, что истинной причиной переговоров о продаже было отнюдь не желание продать компанию, а стремление пролоббировать план ее реструктуризации на уровне ЕС.

Размышляем самостоятельно

Проанализируйте возможные причины срыва сделки по продаже Opel. Согласны ли вы с вышеизложенным мнением относительно истинных целей General Motors?

Таким образом, интернационализация является для многих российских компаний важнейшим элементом стратегии их развития. Независимо от того, является ли движущей силой этого процесса погоня за ресурсами или рынками сбыта, желание сократить фискальные платежи, поиск технологий или улучшение доступа на рынки, компании используют внешние рынки для того чтобы выживать и развиваться в условиях глобальной конкуренции. Поведение российских ТНК на внешних рынках все в большей степени соответствует поведению компаний развитых стран. Интернационализация полезна нс только ее активным участникам – фирмам, но и России в целом. Так как отечественная экономика остро нуждается в структурных преобразованиях, развитии конкуренции и переходе на инновационную траекторию развития, можно ожидать, что интернационализация российских компаний станет одним из факторов, обеспечивающих и поддерживающих этот переход.