Стратегическое управление инновационной деятельностью

Стратегия – это долгосрочные управленческие "правила игры", направленные на то, чтобы удовлетворить потребности потребителей лучше, чем конкуренты; укрепить позицию предприятия в выбранном рыночном сегменте за счет роста имиджа организации; успешно конкурировать в своей отрасли по ассортименту и качеству, ценам и сервису; добиться хорошего исполнения бизнес-функций (внутриорганизационной эффективности, качества и своевременности выполнения работ, хорошей управляемости организации).

В системе стратегического управления предприятием технологическая стратегия относится к стратегиям третьего порядка – функциональным (расположенным в иерархии стратегий ниже корпоративных и бизнес-стратегий). Однако основное ОГЛАВЛЕНИЕ технологической стратегии, как правило, связано с инновационным развитием бизнеса, которое в конечном итоге является определяющим фактором конкурентоспособности предприятия в долгосрочной перспективе. До недавнего времени технологические факторы слабо учитывались при формировании стратегий предприятий, однако грядущая смена технологического уклада заставляет менеджмент пересматривать подходы к управлению и уделять основное внимание именно технологическим стратегиям и программам инновационного развития. При этом все чаще отмечается приоритетность технологических стратегий перед другими функциональными стратегиями, а программы инновационного развития предприятий приобретают статус корпоративной стратегии.

Слово "стратегия" греческого происхождения и означает "искусство развертывания войск в бою", но в течение последних 40 лет оно широко вошло в обиход специалистов в области управления, в теорию и практику управления предприятиями и стало общепризнанным понятием. Стратегия рассматривается как набор выработанных правил, которыми руководствуется менеджмент предприятия при принятии управленческих решений. Вместе с тем она представляет собой и общий комплексный план развития предприятия, обеспечивающий осуществление миссии и достижение стратегических целей развития: стратегия предлагает основные методы их достижения таким образом, чтобы предприятие развивалось в соответствии с едиными ориентирами (целями, критериями их достижения, принципами действий и др.). Таким образом, она определяет границы возможных действий и принимаемых управленческих решений менеджмента, областей и способов деятельности предприятия в зависимости от конкретных условий его функционирования.

В соответствии с канонами стратегического менеджмента стратегия формируется исходя из "стратегической пирамиды", вершину которой образует корпоративная стратегия. На втором уровне располагаются бизнес-стратегии (стратегии отдельных направления и видов деятельности). Третий уровень стратегической пирамиды представлен функциональными стратегиями, в соответствии с выделенными подсистемами управления предприятия (маркетинговые, финансовые, технологические, стратегии управления человеческими ресурсами и др.). На нижнем (четвертом) уровне располагаются операционные стратегии, связанные с реализацией отдельных задач в процессе функционирования предприятия (например, учетная политика в системе бухгалтерского учета, или политика управления карьерой в системе управления человеческими ресурсами).

Стратегия инновационного развития предприятия

Очевидно, что ни одна из задач стратегического управления предприятием не может быть реализована без разработки продуманной и адекватной внешним условиям технологической стратегии и программы инновационного развития. В последнее время рост значения технологических факторов для обеспечения конкурентоспособности предприятий приводит к деформации традиционной стратегической пирамиды: функциональная стратегия в сфере технологического развития предприятия нередко рассматривается как исходный пункт всего стратегического управления предприятием, поскольку именно технологические возможности, в конечном итоге, становятся отправной точкой и ориентиром для всей деятельности предприятия в целом.

Технологическая стратегия предприятия – это генеральная программа развития технико-технологической основы бизнеса, определяющая приоритеты стратегических задач в сфере выбора технологии производства, оборудования, организации производственного процесса, конструкторско-технологических решений, методов привлечения и распределения ресурсов и технического сопровождения продукции и в наибольшей степени соответствующая сложившемуся состоянию внутренней и внешней среды.

Главная задача технологической стратегии состоит в том, чтобы перевести производственно-технический комплекс предприятия и его продуктовый портфель из его настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние, в наибольшей степени соответствующее прогнозируемым условиям.

Разработка и реализация стратегии включает пять этапов (рис. 1.33). Они включают в себя и процесс формирования и реализации технологической стратегии.