Стратегический поиск

Для каждого автотранспортного предприятия одной из важнейших задач является снижение себестоимости перевозок. Значительное место в себестоимости занимают затраты на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, на горюче-смазочные материалы. В России неэффективно по сравнению с передовыми зарубежными компаниями, производящими продукцию, применяемую при эксплуатации автомобилей, используются горючесмазочные материалы и подвижной состав. В связи с этим увеличивается как простой автомобилей, так и объем работ при их техническом обслуживании и ремонте, а также уменьшается срок их эксплуатации. Следствием является увеличение затрат, связанных с ремонтом, в частности по заработной плате ремонтных рабочих, использованию эксплуатационных и ремонтных материалов, и, кроме того, скрытые потери от неиспользованных провозных возможностей автотранспортного предприятия.

Иркутская автобаза связи (в дайной ситуации рассматривается только основное предприятие автобазы, без филиалов в городах Оса и Слюдянка) является самостоятельным подразделением Управления федеральной почтовой связи Иркутской области. Автобаза представляет собой комплексное предприятие, т.е. занимается как выполнением перевозок, так и хранением, техническим обслуживанием и ремонтом подвижного состава. Перевозки, осуществляемые данным предприятием, делятся на два вида - муниципальные (в основном почтовые грузы) и коммерческие (перевозка грузов для частных лиц и предприятий). Второй вид позволяет предприятию пополнять статью доходов и пускать вырученные от данных перевозок средства на собственные нужды. Осуществление платных перевозок стало практиковаться вследствие кризиса, охватившего экономику страны, и, в частности, в результате неплатежей, отсутствия денег в муниципальной сфере и др. Рост частного бизнеса, нуждающегося в перевозках различных видов грузов и на различные расстояния, благоприятно повлиял на состояние спроса на перевозки грузов. Однако на этом рынке находится достаточно большое для города количество как специализированных на данном виде услуг организаций-перевозчиков, так и предприятий, для которых транспортные услуги являются дополнительным видом бизнеса. Конкуренция между перевозчиками в основном ценовая. Стоимость услуг по перевозке груза для клиента устанавливается исходя из тарифа оплаты за километр пробега нанятого автомобиля (или автомобилей). Данная цифра складывается из расчета затрат на амортизацию автомобиля, расходов на горюче-смазочные материалы и накладных расходов. Стоимость километра платного пробега рассчитывается в службе, занимающейся эксплуатацией парка подвижного состава, на основе информации, предоставленной техническим, финансовым и бухгалтерским отделами. Следует отметить, что окончательное решение в отношении цен начальник автопредприятия принимает единолично, однако учитывая мнения главного бухгалтера и главного инженера предприятия. На территории предприятия для выполнения ремонтных и диагностических работ располагаются: ремонтный бокс с зоной текущего ремонта; пост диагностики и мойка; сварочный, токарный, моторный, медницкий, малярный, аккумуляторный, кузнечный, столярный, обойный, вулканизационный цехи.

Весь подвижной состав хранится в теплых закрытых помещениях - гаражах для грузовых и легковых автомобилей. Также на территории предприятия расположены: административный корпус, склад запасных частей, комната отдыха, столовая, котельная, трансформаторная.

На балансе предприятия находится и пансионат "Аршан", в котором во время отпуска отдыхают работники предприятия. Наиболее значительная по балансовой стоимости часть основных производственных фондов - это здания и сооружения, расположенные на территории предприятия. У основной части подвижного состава предприятия пробег составляет от 100 до 500 тыс. км, т.е. имеет большую степень изношенности, поэтому необходимо обновление парка подвижного состава. Коэффициент изношенности основных производственных фондов (ОПФ) - 43%. Этот показатель говорит о том, что следует также обновить производственные фонды. Каковы же в настоящее время общие показатели результатов деятельности предприятия, обладающего таким парком оборудования?

Производительность труда за последние годы уменьшилась на 0,45%. Отрицательное воздействие на этот показатель оказало наличие излишней численности водителей, инженерно-технических работников и служащих. Предприятие имеет возможность сокращения численности персонала, что потенциально является дополнительным источником формального повышения эффективности работы. В целом но автотранспортному предприятию наблюдается следующее соотношение отчетных и плановых значений важнейших показателей деятельности:

o общая сумма затрат на перевозки увеличилась на 113 826 тыс. руб.;

o наблюдается перерасход по статьям - фонд оплаты труда, горюче-смазочные материалы и масла, техническое обслуживание и ремонт, общехозяйственные расходы;

o относительная экономия достигнута по статьям затрат - амортизация, износ и ремонт шин.

На основе результатов анализа можно сделать следующие выводы: план по объему транспортных услуг (муниципальные и коммерческие перевозки) перевыполнен на 1,12%. Также наблюдается перевыполнение плана по отдельным группам доходов. Преобладающую роль в структуре доходов занимают почасовые доходы от перевозок, так как они получены от основной деятельности предприятия. Прочие доходы получены от сдачи помещений в аренду, ремонта постороннего транспорта, реализации автомобилей. План по общей прибыли перевыполнен на 13,21%. Основную часть прибыли составляет прибыль, полученная от почасовых перевозок (более 90%), прочая составляет десятую часть. Таким образом, иркутская автобаза связи получает доход преимущественно от основного вида деятельности, а величина прочих доходов составляет 2,4%. План по всем технико-эксплуатационным и экономическим показателям выполнен и перевыполнен, за исключением показателя списочного количества автомобилей. Одним из резервов увеличения мощностей Иркутской автобазы связи является расширение списочного количества автомобилей. Следует отметить, что предприятие обходится собственными финансовыми ресурсами, что повышает уровень его автономии, но негативно сказывается на маневренности. Степень изношенности парка подвижного состава слишком высока, поэтому необходим поиск наиболее рациональных и экономически выгодных путей его обновления. В таких условиях перед менеджерами предприятия возникает целый ряд проблем, требующих безотлагательного решения. В частности, это:

o поиск средств на обновление парка подвижного состава, так как через 3 года, максимум 5 лет, выполнение транспортных задач станет невозможным из-за крайней изношенности автомобилей;

o выбор путей более рационального использования производственных и административно-хозяйственных площадей предприятия;

o определение способов повышения эффективности использования и ремонта подвижного состава;

o выработка стратегии развития предприятия в ситуации как общего кризиса, так и стабилизации экономики страны;

o выявление наиболее эффективных способов работы с клиентами (маркетинговый подход).

Задания по ситуации 7

1. Определите миссию предприятия и постройте "дерево целей".

2. Найдите решение проблем, сформулированных в ситуации.

3. Определите стратегию предприятия.