Страховой рынок

Доля страхования в ВВП России (2,5%) значительно ниже, чем в развитых странах (8—12% в 2010 г.). Объем активов в 25 зарегистрированных российских страховых компаний незначителен (700 млрд руб. против 33 трлн руб. активов банков). Создание крупных институциональных страховых структур находится на начальной стадии. Доля прибыльных страховых компаний в 2005—2010 гг. была относительно постоянной (83—87%), несмотря на кризисное снижение в 2008 г. Степень монополизации страхового рынка увеличилась в 2,5 раза за 2005—2011 гг., но рынок оценивается как низкоконцентрированный по критериям США.

Объем деятельности российских страховых компаний, как правило, незначителен. К тому же иностранные участники страхового рынка перераспределяют сформированные в России финансовые ресурсы в международные страховые группы, в том числе через дочерние компании мировых брокеров. Конкурентоспособность и международная деятельность российского страхового рынка невысоки.

Одним из факторов повышения роли российского страхового рынка является его интеграция в мировой страховой рынок, так как этот процесс сопровождается следующими тенденциями:

• перераспределение большей части рисков на иностранные компании;

• повышение качества страховых услуг и использование более привлекательных финансовых инструментов;

• увеличение емкости операций по страхованию рисков;

• внедрение международных стандартов (по актуарной оценке), институтов профессиональной ответственности (Национальный союз страховщиков ответственности), повышения ответственности посредников — агентов и брокеров;

• развитие экспортного страхования при поддержке государства.

Для эффективной интеграции российского страхового рынка в мировой необходимо преодолеть его основные недостатки:

• неспособность осуществлять страхование крупных рисков, низкие выплаты по обязательным видам страхования;

• снижение размера участия национального капитала на страховом рынке;

• значительная зависимость от международных потоков капитала в связи с низкой капитализацией российского страхового рынка;

• медленный процесс внедрения в российское законодательство общепринятых международных стандартов платежеспособности, деятельности страховых посредников.

Рынок золота занимает скромное место среди других сегментов российского финансового рынка. Это обусловлено следующими его особенностями.

1. Степень либерализации рынка золота ниже темпов его развития, что объясняется сохранением государственного регулирования контроля его деятельности в большей степени, чем других сегментов финансового рынка. Это определяется спецификой объекта сделки золота, которое является не только ценным сырьем, но и монетарным товаром, используемым в качестве официальных золотых резервов страны. В этой связи на рынке золота формируется фабрикационный и тезаврационный спрос (со стороны государства, корпораций и населения). Причем на рынке размещается значительный объем государственного заказа на приоритетных условиях. Однако внутренний спрос на золото ограничен.

2. Институциональная структура рынка золота включает: Гохран — государственное учреждение по формированию государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней, хранению, их отпуску и использованию; Банк России; коммерческие банки; недропользователи; золотодобывающие и аффинажные предприятия; промышленные предприятия; инвесторов; тезавраторов.

3. Преобладание банковской торговли драгоценными металлами при недостаточном развитии биржевого рынка.

В 1990-х гг. рынок золота в России стагнировал. Этому способствовал ряд факторов: падение мировых цен на золото с 370 долл. в 1996 г. до 252 долл. в 1995 г., чрезмерная раздробленность золотодобывающей промышленности, банкротства, неэффективное использование бюджетных средств на осуществление целевой государственной поддержки этой отрасли в 1996 г. Во второй половине 1990-х гг. не было открыто ни одного крупного месторождения золота.

В 2000-х гг. активизировалась деятельность национального рынка золота. Этому способствовал рост его производства, включая добычу, попутное и вторичное производство. В 2010 г. Россия заняла пятое место среди стран-производителей (199 т) после Китая (344 т), Австралии (259 т), США (234 т), ЮАР (206 т)[1].

На российском рынке стали осуществляться операции и применяться инструменты сделок с золотом с использованием мирового опыта (см. параграф 8.4). Осуществляются сделки спот; на внебиржевом рынке — форвард, опцион, своп. Развивается рынок операций с безналичным золотом путем записи на банковских металлических счетах их объема инвестиций в физическое золото в граммах, унциях. Усиливается интеграция российского рынка золота в мировой. Этому способствует рост отечественного производства и экспорта золота.

Развитие международного сотрудничества российского финансового рынка способствует его постепенной интеграции в мировой финансовый рынок. Это проявилось в притоке зарубежного капитала и активном участии иностранных инвесторов в наиболее прибыльных операциях российского финансового рынка. Одновременно ведущие российские корпорации и банки вышли на мировой финансовый рынок в основном в качестве крупных заемщиков в первом десятилетии 2000-х гг. В этот период в отличие от 1990-х гг. государство значительно сократило внешние заимствования благодаря стабилизации экономики и бюджетному профициту до современного кризиса.

Первоклассные российские ценные бумаги (в форме депозитарных расписок) были допущены к котировке на мировом финансовом рынке. Страны СНГ стали размещать рублевые займы на российском финансовом рынке.

Развитие инфраструктуры российского финансового рынка, диверсификация инструментов и операций на всех его сегментах осуществляются с использованием практики мирового финансового рынка с учетом национальной специфики. В процессах правового регулирования деятельности финансового рынка России учитываются не только его национальные особенности, но и мировой опыт. Постепенно происходит унификация нормативных правил в соответствии с международными стандартами. Например, Россия ратифицировала международную конвенцию "О международном факторинге".

Процесс интеграции российского финансового рынка в мировой оказывает двоякое влияние: позитивное проявляется в совершенствовании и повышении эффективности его деятельности; негативное — в переносе недостатков, рисков и потрясений мирового финансового рынка в Россию. Например, глобальная практика разрастания "финансовых пузырей" распространилась в России. Сделки с производными финансовыми инструментами, предназначенные для хеджирования рисков, в России также стали осуществляться преимущественно в спекулятивных целях для обогащения их участников, а не для развития бизнеса. "Финансовые пузыри", возникшие в результате завышения курса производных ценных бумаг по сравнению с котировкой базовых активов (например, акций, облигаций), на основе которых они сформированы, стали одним из факторов кризиса на мировом и российском финансовых рынках.

Усилился риск распространения спекулятивных сделок со ссудным капиталом. Российский финансовый рынок активно участвовал в трансформации внешних займов, полученных банками на мировом финансовом рынке по низкой ставке (3—4% до мирового кризиса), в банковские кредиты российским заемщикам по более высокой ставке (12—14%). Маржа за такое финансовое посредничество достигала несколько миллиардов долларов США.

Через российский финансовый рынок происходит отток капитала, в том числе его бегство из России, за рубеж, включая мировой рынок. Это ослабляет позиции и роль этого рынка в развитии национальной экономики.

Негативное влияние внешних факторов на деятельность российского финансового рынка проявилось в быстром распространении на него современного кризиса на мировом финансовом рынке. Кризис на финансовом рынке России проявился с середины 2008 г. под влиянием быстрого распространения кризиса на мировом финансовом рынке на все сегменты отечественного рынка. Это усугубило первопричины кризисного потрясения на российском финансовом рынке. В их числе: снижение ВВП (на 7,9% в 2009 г.), промышленного производства (на 10,8%), положительного сальдо счета текущих операций платежного баланса (с 6,2% ВВП в 2008 г. до 3,9% в 2009 г.); дефицит госбюджета (до кризиса был крупный его профицит).

О глубине кризиса на национальном финансовом рынке свидетельствовало, в частности, падение индексов фондового рынка на 2/3, снижение объема первичного публичного размещения акций с 34,3 млрд долл. в 2007 г. до 1,7 млрд долл. в 2008 г., сильный отток капитала, в том числе иностранного (183 млрд долл. в 2008—2009 гг.). Снизилась капитализация участников финансового рынка в связи с оттоком капитала, в том числе российского, за рубеж. Нехватка ликвидных средств на мировом финансовом рынке затруднила получение новых займов для рефинансирования внешних долгов российских корпораций и банков. Доступ российских заемщиков на мировой рынок был закрыт. Усилилось недоверие иностранных и российских инвесторов к финансовому рынку России, где процветали спекулятивные сделки.

В России, как и в других странах, были приняты антикризисные меры в целях выхода экономики, в том числе финансового рынка, из кризиса. О масштабности этих мер свидетельствует их объем: 1,1 трлн руб. (2,7% ВВП) в 2008 г. и 2,4 трлн руб. (6,2% ВВП) в 2009 г. Государственная помощь способствовала восстановлению национального финансового рынка и экономического роста.

Анализ проблем российского финансового рынка позволяет выделить основные направления стратегии его развития в целях повышения конкурентоспособности. Для достижения этой цели необходимо дальнейшее повышение емкости (насыщение ликвидными средствами) и глубины (способность осуществлять крупные сделки) финансового рынка. В этой связи предстоит увеличить капитализацию основных участников рынка — российских банков.

Институциональная структура рынка должна быть более стабильной во избежание периодического отзыва лицензий (что снижает масштаб финансового рынка) и разнообразной — путем активизации деятельности небанковских финансовых институтов (инвестиционных компаний, коллективных инвесторов, паевых и пенсионных фондов). Положительным явлением стало слияние бирж ММВБ и РТС, что повысит роль объединенной биржи среди институтов финансового рынка и ее международный рейтинг, увеличит масштаб финансового рынка. Обсуждается вопрос о создании Российского финансового агентства для управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

Нерешенными проблемами являются координация и повышение эффективности деятельности органов надзора над отдельными секторами финансового рынка и развитие системы корпоративного саморегулирования с учетом не только частнособственнических, но и общенациональных интересов. Новый подход к государственному регулированию и мониторингу финансового рынка проявился в передаче функций по контролю и надзору за деятельностью страхового рынка Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР) в 2011 г. в целях усиления контроля за небанковскими участниками финансового рынка. В перспективе предстоит создание единого органа надзора за его деятельностью. Мегарегулятором станет Банк России, к которому перейдут функции ФСФР.

Современный глобальный кризис стимулировал повышение роли межгосударственного и отчасти наднационального регулирования финансовых рынков. Дальнейшая разработка комплекса мер по раннему предупреждению кризисных явлений на российском финансовом рынке осуществляется с учетом уроков современного мирового кризиса, индикаторов системы раннего предупреждения кризиса, предложенных МВФ, и рекомендаций саммитов "О20" (см. гл. 8).