Страхование в Германии

На страховом рынке Германии действует около 2157 страховых компаний, имеющих лицензии, из них 32 компании – перестраховочные. В 2002 г. общий объем страховых премий немецких страховых компаний от операций во всех странах мира составил 136 млрд долл., в том числе доля но страхованию убытков и от несчастных случаев со ставила 45,2%, по страхованию кредитов, авиационному страхованию и ядерному страхованию – 1,0%, по добровольному медицинскому страхованию – 12%, страхованию жизни – 37%[1].

В Германии появилась одна из крупнейших страховых компаний Allianz. Она занимает третье место в мире по размеру активов в 2012 г. (830 804 трлн долл.). Эта компания была организована в 1890 г. в Берлине. Крупнейшими страховыми компаниями в Германии в 2013 г. были следующие[2]:

1) по страхованию жизни: Allianz Leben Insurance; Aachenmunchener Leb Insurance; DT. Herald Leben Insurance; Victoria Leben Insurance; Debeka Leben Insurance; AXA Leben Insurance;

2) рисковые виды страхования: Allianz Vers. Insurance; AXA Vers. Insurance; R + V Allgemeine Vers. Insurance; Zurich Vers. AG; Victoria Vers. Insurance; Wurtt. Vers Insurance; LVM Sach Insurance.

В свою очередь, в самой Германии действует довольно большое число иностранных страховых компаний, занимающихся как прямым страхованием, так и перестрахованием, 57 из них (по данным на 1995 г.) представлены страховщиками из государств, входящих в ЕС, 18 – из иных стран. Большинство иностранных страховщиков в Германии осуществляет свою деятельность в страховании ином, чем страхование жизни. В основном это страховые компании Великобритании, Франции и Бельгии. Иностранные страховщики также контролируют 25 немецких компаний, занимающихся прямым страхованием, и 4 перестраховочные компании.

В последнее время в Германии получило развитие банкострахование. Традиционным и наиболее распространенным каналом распространения страховых услуг являются страховые посредники, т.е. страховые агенты и брокеры, однако распространение страховых услуг с использованием банков становится все более популярным, и, как мы уже знаем, не только в Германии. Однако в Германии банковские институты могут выступать лишь в качестве посредников либо агентов страховщиков, им не разрешено самим оформлять договоры страхования, поскольку для этого необходимо разрешение органов страхового надзора, которое предоставляется лишь компаниям, занимающимся исключительно страховой деятельностью. На практике между банком и страховой компанией заключается договор, вне зависимости от того, являются ли они самостоятельными партнерами или участниками одной финансовой группы. Примером такого финансового альянса может служить приобретение в недавнем прошлом "Дойче Банком" страховой компании Deutsche Herald.

В целом в Германии страхование распространяется на всех работающих по найму (кроме государственных служащих), включая надомных рабочих, представителей шоу-бизнеса, артистов цирка, эстрады и варьете, а также художников. Кроме того, правом на страхование обладают кустари, производители сельскохозяйственной продукции и предприниматели малых промыслов и морского рыболовства. Услугами страхования пользуются также спасатели, доноры и лица, которые оказывают помощь при авариях, опасностях и катастрофах, т.е. рискуют своей жизнью.

Для рынка добровольного страхования жизни характерна ценовая конкуренция. Здесь она проявляется в неоправданно завышенных ожиданиях доходности договоров страхования жизни. В последнее время компании по страхованию жизни стали сокращать размер участия своих клиентов в прибыли от капиталовложений. Для подобного развития ситуации решающими стали две причины: слабая деловая активность на рынке ссудных капиталов и фондовом рынке. В 1994–2000 гг. доходность по договорам страхования жизни достигала 8%, в 2001 г. она составляла не более 6–7%, а в 2002 г. доходность уже была значительно ниже: 4% – по старым договорам и 3,25% – по новым договорам. Более того, к 2000 г. сократились резервы практически всех компаний по страхованию жизни.

Основы законодательства, касающегося регулирования страховой деятельности, заложены в Акте страхового надзора Германии (Versichcrungsaufsichtsgesetz – VAG, 1902 г.) с последующими поправками и редакциями. В соответствии с директивой ЕС положения VАС не распространяются на виды социального страхования и на международное страхование железнодорожных, морских и воздушных транспортных средств, грузовых перевозок, а также на страхование ответственности владельцев наземного механизированного транспорта и ответственности при перевозке морским, озерным и речным транспортом. Страховые компании, желающие осуществлять прямое страхование на территории Германии, должны получить на это соответствующее разрешение органов страхового надзора. Актом допускаются следующие организационно-правовые формы страховой компании: открытая публичная компания с ограниченной ответственностью, общество взаимного страхования и институты публичного права, обладающие монополией на проведение определенных видов страхования в землях Германии.

В страховом законодательстве Германии заложен принцип разделения видов страховой деятельности – суть его заключается в том, что страховая компания не может осуществлять страхование жизни, если она занимается видами страхования иными, чем страхование жизни. Цель данного принципа – защитить страхователя, в особенности по страхованию жизни как вида страхования, имеющего важное социальное значение, поскольку убытки компании по иным видам страхования неизбежно повлияют на ее финансовое положение в целом.

Германия имеет свою собственную уникальную систему медицинского страхования. Медицинское страхование (Krankenversicherung) здесь обязательно. В первую очередь, Германия имеет систему обязательного медицинского страхования, но также существуют частные программы медицинского страхования. В системе обязательного медицинского страхования работает 241 страховая компания. Правительство субсидирует национальную программу медицинского страхования. Работодатель обязан оплатить половину премии работника, а другая половина ежемесячно списывается с зарплаты. В Германии более 80% людей обслуживаются в рамках национальной системы медицинского страхования (Gesetzliche Krankenversicherung (ГКВ)).

Другой вариант заключается в медицинском страховании в частных страховых компаний. Частное медицинское страхование предлагает индивидуальные планы в соответствии с потребностями и, если немецкий гражданин решил сделать выбор в пользу частного страхования и имеет доход более 3975 евро, его работодатель оплатит половину премии за страхование. Только 0,3%, или около 250 000 человек, в Германии не застрахованы. Часть из этих незастрахованных людей очень богаты, так что они не нуждаются в страховании, но большинство из этих незастрахованных людей не могут себе позволить купить страховку[3].

Федеральный орган страхового надзора, расположенный в Бонне, осуществляет контроль за правовой и финансовой деятельностью страховых компаний. Контроль за деятельностью мелких страховых компаний (чей годовой объем собранных страховых премий не превышает 1 млн евро), пенсионных и ритуальных фондов обычно осуществляется земельными органами страхового надзора. Контролируя деятельность страховых компаний, федеральный орган страхового надзора косвенно регулирует также деятельность страховых посредников, поскольку в Германии не существует законодательных актов, непосредственно относящихся к деятельности страховых посредников. Федеральный орган надзора возлагает на страховщиков ответственность за определение надежности и профессионализма их посредников, определяет предъявляемые к ним со стороны страховщиков требования. Немецкое право проводит четкое разграничение между функциями брокеров и агентов. Для того чтобы осуществлять брокерскую деятельность, посредник никоим образом не должен быть связан с какой-либо страховой компанией (компаниями), например, агентским соглашением, или договором оказания услуг, или любым другим типом соглашения и должен действовать как представитель интересов потенциального страхователя.

Компаниям, осуществляющим исключительно перестраховочную деятельность, не требуется специального разрешения от органа надзора (если только компания не является обществом взаимного страхования), достаточно лишь уведомления органа надзора о намерении осуществлять перестраховочную деятельность. Вообще к перестраховщикам относятся лишь некоторые положения VAG, например, о внешней и внутренней бухгалтерской отчетности компании. Па перестраховщиков также не распространяются требования относительно маржи платежеспособности и достаточности собственных средств страховщика.

В Германии страховые организации обязаны уплачивать налог на прибыль в основном так же, как и любые другие предприятия. Тем не менее существуют определенные исключения, которые относятся к страховым резервам, страховым выплатам и дивидендам, выплачиваемым по договорам страхования. Страховщики обязаны уплачивать налог на страховые взносы – это налог, взимаемый со страхователя, но уплачиваемый через страховщика, размер которого зависит от суммы страхового взноса. Налог подлежит уплате, если страхователь является резидентом ФРГ или если объект страхования на момент вступления в силу страхового договора находился на территории Германии. Налогом на страхование не облагаются страхование жизни, медицинское страхование и перестрахование, а также все виды социального страхования. Средняя ставка налога составляет 15%.

При расчете маржи платежеспособности и определении порядка инвестирования средств страховых резервов немецкое законодательство основывается на положениях директив ЕС. В VAG содержатся некоторые дополнительные требования к сведениям, которые страховая компания обязана предоставлять в органы надзора. Например, при предоставлении информации о размещении денежных средств необходимо указывать дату их осуществления.

С 1932 г. в Германии не зафиксировано ни одного случая неплатежеспособности страховой компании, однако федеральный орган страхового надзора обеспокоен тем фактом, что либерализация страхового рынка может привести к финансовым проблемам у национальных страховщиков. В связи с этим финансовому контролю за деятельностью страховых организаций уделяется большое внимание, и даже планируется усиление финансового контроля, в частности введение новых требований к собственному капиталу, резервам убытков и размещению активов страховщиков, введение ежеквартальной отчетности перед органами надзора в дополнение к уже существующим ежегодным требованиям отчетности. В целях защиты интересов страхователей немецкое национальное законодательство предусматривает также автоматическое прекращение действия договоров страхования жизни, в случае если страховая компания вступает в стадию процедуры банкротства, при этом страхователи имеют право потребовать возмещения части резервов, приходящейся на их договор страхования.