Зло и страдание как проблемы духа

Любой человек, который выходит за пределы растительно-животного существования, не может не задуматься над тем, откуда проистекает зло, почему оно так велико. Возрастающая духовность преодолевает власть зла над человеческой душой, просветляет сознание. Но зло остается вечной проблемой для человеческого существования. Страдание неизбежно в человеческой жизни. Самым большим злом может оказаться неспособность к страданию. Ф. М. Достоевский утверждал, что страдание – единственная причина сознания. Можно ли рационально понять истоки и происхождение зла? Всякое рационализированное познание зла, хотя бы то была богословская доктрина, основанная на откровении, ведет, по мысли Бердяева, к исчезновению проблематичности и таинственности зла, в конце концов к его оправданию или отрицанию. Зло совершенно иррационально, оно не детерминировано смыслом и разумом[1].

Духовное отношение к страданию означает просветленность. Возрастание духовности всегда означает, что человек не раздавлен страданиями жизни. Принять на себя крест, означает в то же время и облегчить страдание. Отношение к страданию легко порождает лицемерие.

Страдание – душевное состояние, противоположное наслаждению. Оно вызывается многими причинами – физической болью, горем, страхом, тревогой, тоской, раскаянием.

Ничто так не дает понятного состояния сигнала тревоги, как боль. Чувствительность к боли прежде всего можно рассматривать как способ, посредством которого природа заставляет животное менять направления движения. Боль оказывается также одним из механизмов природного регулирования жизни. Предкам человека не потребовалось много времени для того, чтобы они могли заставлять других исполнять свои приказания с помощью подобного механизма. Способность прачеловека причинять боль другим берет начало, таким образом, в первобытном бытии. Его учителем была сама природа. Однако, как известно, ученик превзошел учителя.

Разнообразие видов боли по мере трансформации органов низшего типа переходило в более развитые и сложные формы. Каждой новой ткани и органу соответствовали новые ощущения. С возникновением разума появилась новая совокупность страданий. Так, страдания разума добавились к страданиям тела и усложнили их. Отчуждение, тревога, беспокойство, унижение, печаль, депрессия, страх, паника стали такими же болезненными, как телесная физическая боль. Многие люди скорее готовы подвергнуться физическому страданию, нежели позору. Благодаря воображению угроза действия может причинять нам даже большую травму, чем само действие. Находясь на вершине эволюции, человек является самым уязвимым среди организмов, и самым изобретательным, когда он в силах причинить страдания другим. Потребовалось 10 млн лет, чтобы человеческая способность причинять боль и страдания достигла современного состояния.

Подобно всем, не обладающим речью прогоминидам, десятки миллионов лет назад дриопитеки в Западной Европе, Восточной Африке и Южной Азии кусались, дрались, царапались и избивали друг друга. Мужские особи боролись между собой за влияние, женские – защищали своих детей. И все боролись за пищу в случае ее недостатка. Эти давно забытые предшественники человека за много миллионов лет до нас узнали, что причинение страданий является безошибочным средством подчинения и обретения благ и власти. Тот, кто мог причинить страданий больше, чем кто-либо другой, подчинял себе и брал желаемое. Тот, кому могли причинить страдание, подчинялся и отдавал. Тот же, кто мог причинить страданий больше, чем кто-либо другой, обычно становился вожаком рода. Позже дриопитеки поняли, что вождю не обязательно быть наиболее сильным в поединке. Он должен обладать непререкаемой силой приказа. Самые находичивые из бабуинов (как и среди других прагоминидов) обладали умением заставлять других сородичей выполнять всю "работу" в боях против других родов, хотя племена могли возглавлять вожаки, индивидуально намного более сильные. Организованное причинение страдания и его использование возникло таким образом за миллионы лет до появления человеческого племени.

Анатомический прогресс, приведший 3 млн лет назад к формированию рук и пальцев, сделал возможным точное направленное сжатие. Так был открыт путь к производству и использованию широкого ассортимента орудий, многие из которых стали инструментами причинения боли. Подобие ножа появилось около 2 млн лет назад.

Качественный скачок в эволюции человека произошел около 600 тыс. лет назад. Проточеловек стал выделяться из остальных животных как единственный, кто в сколько-нибудь значительной степени наделен чувством виртуального присутствия. Виртуальное присутствие – это нечто подобное духу или идее, которые не существуют и не могут существовать как реальное присутствие, обычно воспринимаемое пространественно-временным способом. Виртуальное (возможное) присутствие, однако, оказывало реальное воздействие на процесс творения. В отличие от других животных, человекоподобные существа в своих побуждениях были не стеснены пространством, массой и временем. Их стремления перестали быть физически ограниченными, а методы причинения страдания проникли в область виртуального присутствия, или воображения. Вот почему колющее оружие причиняет теперь и душевные страдания, а не только физическую боль.

Поскольку виртуальное присутствие стало доминирующим фактором в жизни гоминидов, значительно увеличилось разнообразие и сложность причиняемых страданий. Этот величайший шаг вперед и сопровождал появление настоящего человека около 40 тыс. лет до н.э. Последний обладал огромной, по сравнению с другими животными, способностью к моделированию, манипуляции и возможностью использования виртуального присутствия. Человек вызывает теперь в своем воображении не только присутствие всемогущих богов, но также такие понятия, как преданность, престиж, корень квадратный из минус единицы. Все это оказало и оказывает значительное влияние на многие виды человеческой деятельности, включая и причинение страданий.

Последнее из принципиальных качественных эволюционных изменений, которое заложило основу для массового причинения страданий, произошло около 9 тыс. лет до н.э.

Это было повсеместное образование человеческих поселений в результате потепления климата, последовавшего за Ледниковым периодом. Вождь поселения был способен причинять боль и наводить страх (как глава отряда карателей) гораздо сильнее, чем это мог делать одинокий воин. Власть вождя, способность причинять страдания росла по мере роста численности находящихся под его контролем исполнителей.

Однако численность и умение были не единственными составляющими увеличения возможностей причинения страдания в условиях зарождения институциональных структур. Эффективность причинения страданий в значительной степени увеличивалась в результате распыления личной ответственности, т.е. обезличивания. Жители определенного поселения причиняли страдания намеченным жертвам не в отместку за какое-либо предшествующее зло, а просто потому, что им было велено так делать. Человеку предписывалось подчиняться определенной личности, и эти отношения превращались в безымянную цепочку приказа, характерную для армии или системы бюрократии. С ростом поселений социальная практика безличностного причинения страданий прочно закрепилась, людям сравнительно легко стало причинять страдания друг другу в ужасающих размерах: отсутствовало мучительное чувство вины, которое могло бы остановить занесенную карающую длань.

После 10 млн лет генетической и культурной эволюции все основные факторы, необходимые для институционализации причинения страданий как способа устрашения были, наконец, интегрированы в социальное поведение.

Американский исследователь Р. Сью в книге "Панэтика: исследования причинения страдания" таким образом подытоживает эти результаты эволюции: 1) страдание используется как решающее средство приобретения и господства (10 млн лет до н.э.); 2) появление рук (примерно 3 млн лет до н.э.) и последующее эволюционное развитие; 3) возникновение способности создавать виртуальное присутствие и реагировать на него (около 600 тыс. лет до н.э.); 4) накопление изобретения и усовершенствования оружия для нанесения физических повреждений (примерно 65 тыс. лет до н.э.). Начиная с IX тысячелетия до н.э. стремительно развилось почти каждое из этих "умений". Причинение страдания возросло по частности, интенсивности и размерам. Человеческая история оказалась вместилищем наказаний всевозможных видов, что свидетельствует, по мнению автора, о скрытой генетической склонности к причинению страдания, присущей человеческому рода. Р. Сью приводит пять примеров наиболее жесточайших способов причинения страдания в истории человечества.

1. В XII в. жена китайского императора заставляла заключенных ходить по горящим угольям, смазанным жиром, и смеялась, когда некоторые из них, поскользнувших, падали на пылающее ложе.

2. В XI в. до н.э. ассирийский закон гласил, что некоторых преступников можно наказывать путем принесения их детей в жертву богам.

3. В I в. до н.э. нищие на улицах Рима просили милостыню у патрициев, выставляя напоказ своих детей специально для этой цели искалеченных.

4. В XIV в. до н.э. инквизиторы привязали одного из вождей еретиков к телеге и по мере того, как лошади тащили несчастного через весь город, палачи вырывали у него куски тела раскаленными щипцами.

5. В XIX в. британские поселенцы острова Тасмания (ниже Австралии) травили туземцев собаками и устраивали псовую охоту на них. Делалось это ради спортивного интереса. Трупы подстреленных затем разрезались на куски и скармливались собакам.