Стимулирование участников процесса

Слово "стимул" происходит от древнегреческого "стимулус" – так когда-то называли длинную заостренную палку, которой погоняли быков и мулов. Стимулировать в современном понимании значит подталкивать, побуждать человека к чему-либо. Было время, когда нерадивое отношение к делу расценивалось как простая лень и для преодоления этого затруднения применялось такое же простое и естественное средство – принуждение, выступавшее в различных формах и видах и пустившее глубокие корни в истории человеческих отношений. Много труда потратили ученые, чтобы нащупать главные нити в сложнейших хитросплетениях человеческой души. Со временем пришло и понимание разнообразия воздействий на человека, побуждать которого к активной деятельности примитивными понуканиями становилось все труднее. Свободная и независимая личность, защищенная Хартией о правах человека, требует иного подхода.

Уровень теоретических исследований в области стимулирования достаточно высок. Жать только, что учитель-практик немногое может взять для своей работы из обилия концепций, теорий, мнений: в этом вопросе практика затерялась в тумане метода. Между тем мало найдется факторов, сравнимых со стимулированием по эффективности своего влияния на продуктивность педагогического процесса. Место стимулирования в первой тройке наиболее влиятельных причин говорит само за себя.

"Полагаю, что в самом начале своей педагогической деятельности, – признается известный американский педагог А. Дреер, – я натворил великое множество ошибок, которые мне, разумеется, совсем не хочется повторять. Самой сложной проблемой оказалась для меня мотивация к учебе..."[1]

Потребности, мотивы, стимулы – "ягоды" одного поля. Можно долго спорить об их иерархии, месте и роли в системе, несомненно одно: стимулы опираются на потребности и мотивы, неотделимы от них. Важно подчеркнуть, что человек обычно испытывает одновременное действие различных потребностей и мотивов и поступает в соответствии с наиболее сильным побуждением. Но может случиться и так, что одновременно с одинаковой силой действуют разнонаправленные потребности и мотивы, вступающие между собой в конфликт. В подобных случаях человек оказывается перед необходимостью выбирать из нескольких возможных направлений то, по которому он будет действовать. Не последнюю, а может быть, даже главную роль в этом играют стимулы: им отводится функция "спускового крючка" в осуществлении намерения. Еще важнее их значение в конфликтной ситуации, когда с одной стороны стоят мотивы, имеющие для человека нравственный смысл (чувство долга, ответственности), а с другой – противоположные потребности, рационально менее ценные, но эмоционально более привлекательные. Произвести выбор, определиться, принять правильное решение и действовать в нужном направлении помогают стимулы.

Выбор стимула требует специальных усилий, которые, в свою очередь, связаны с сознательным преодолением противостоящих побуждений. Это очень трудный процесс, с которым не всегда справляется и взрослый человек, а тем более учащийся. Одного лишь понимания того, как надо поступить, далеко не достаточно.

Нередко оказывается, что интеллект идет на поводу у эмоциональных переживаний, связанных с непосредственными побуждениями, и тогда ученик ищет и находит оправдания для выбора более привлекательной линии поведения. Решают дело опять- таки правильно подобранные и примененные стимулы.

Известно, что при наличии побуждающего мотива наши действия становятся гораздо более энергичными и последовательными, чем при отсутствии мотивации. Действенная мотивация порой побуждает учащегося работать на таком уровне, которого на первый взгляд трудно от него ожидать. Мотивация побуждает учащегося, что называется, выкладываться. В результате при прочих равных условиях (таких, как способности, состояние здоровья, уровень подготовленности) различная степень мотивации обусловливает различную успеваемость учащихся.

Мотивацию как верный путь достижения успеха западные психологи изучают тщательнее других проблем. Видный знаток искусства обхождения с людьми Дейл Карнеги утверждал: на свете есть только один способ побудить людей что-то сделать, и он заключается в том, чтобы заставить человека захотеть это сделать. Зигмунд Фрейд полагал, что в основе всех наших поступков лежат два мотива: сексуальное влечение и желание стать великим. Известный американский философ и педагог Джон Дьюи утверждал, что глубочайшим стремлением, присущим человеческой природе, является "желание быть значительным".

Мотивация деятельности и поведения в школьном возрасте имеет свои особенности. С. Т. Шацкий, отвечая на вопрос: "Что любят дети и чего они хотят?", отмечал следующее[2].

1. У детей сильно развит инстинкт общительности, они легко знакомятся друг с другом. Игры, рассказы, неугомонная болтовня служат признаками этого инстинкта.

2. Дети – настойчивые исследователи по природе, отсюда их легко возбуждающееся любопытство, бесчисленное количество вопросов, стремление все потрогать, ощупать, попробовать.

3. Детям необходимо проявлять себя, говорить о себе, своих впечатлениях. Отсюда постоянное выдвигание своего "Я" и огромное развитие фантазии и воображения. Это инстинкт детского творчества.

4. Дети любят созидать, устраивать, часто из ничего, дополняя недостающее воображением.

5. Громадную роль в формировании детского характера играет инстинкт подражательности.

Поняв эти особенности детской психики, учителю не придется прибегать к искусственным стимулам, искать их вне круга забот и устремлений, здоровой природы подрастающего человека. Все ошибки происходят оттого, что учитель не интересуется подлинными мотивами поведения учащегося, скользит по поверхности событий, принимает во внимание лишь внешние и часто случайные акты поведения. В подобном случае он вряд ли сможет добиться устойчивого успеха, подобрать адекватные стимулы и правильно их применить. В свете стимулирования призыв изучать учащихся приобретает новый смысл: изучать, чтобы найти и правильно использовать адекватные стимулы.

Методы стимулирования учащихся мы рассмотрели при анализе воспитательного процесса. Напомним, что наиболее значимые среди них – поощрение, наказание, соревнование.