Стимулирование труда в информационно-консультационной службе

Осуществлять руководство и контроль работы сотрудников ИКС намного труднее, чем во многих других организациях. Это обусловлено тем, что консультанты, как правило, работают в значительной удаленности друг от друга, их функции связаны с выполнением многочисленных и различных по содержанию задач и т.п.

Из-за специфики работы службы для достижения ее целей исключительно важна мотивация персонала. Организация ИКС будет работать эффективно только в том случае, если ее сотрудники лично убеждены в значимости своей работы и в том, что они должны выполнять свою работу на высоком уровне. Более того, если они верят в то, что делают, им легче убедить клиентов осуществить желательные изменения. Клиенты обычно очень восприимчивы к тому, как сотрудник службы сам относится к своей работе.

Каждый сотрудник информационно-консультационной службы, чтобы быть действительно заинтересованным в результатах своей деятельности, должен четко представлять свои задачи и функции, а также осознавать, что эта деятельность важна и необходима для сельских товаропроизводителей. Кроме того, он должен быть уверен, что поставленные перед ним задачи реалистичны, а ресурсы достаточны для достижения поставленной цели. У него снизится мотивация, если он окажется не в состоянии выполнить свои задачи в отведенное время или с имеющимися ресурсами.

Значимость работы сотрудника ИКС возрастет в его собственных глазах, если его мнение будет учитываться в процессе формирования стратегии службы, разработки долгосрочных и краткосрочных программ, а также при принятии управленческих решений.

Для каждого сотрудника ИКС естественно иметь собственное представление о том, как должен развиваться сельский регион. И он будет заинтересован в содействии этому развитию, если программа информационно-консультационной службы примет то же направление. Поэтому желательно, чтобы стратегия развития сельского региона обсуждалась открыто с сотрудниками организации всех уровней.

Мотивация сотрудников информационно-консультационной службы регулируется системой традиционных материальных и моральных поощрений (премии, благодарности, грамоты и т.п.) и специальными приемами, используемыми в деятельности ИКС.

Согласно мировой и отечественной практике в службе используют следующие приемы стимулирования сотрудников[1]:

прикрепление к наставнику – менее опытный сотрудник может работать под наставничеством более опытного коллеги, что может оказать мотивационное воздействие на обоих партнеров в их взаимодействии;

ротационные задания – сотруднику может быть временно поручено выполнение задания по другому направлению или работа в другом отделе, что позволит расширить его умения и навыки;

перекрестная подготовка – подготовка сотрудников к выполнению должностных обязанностей друг друга позволяет обеспечивать их взаимозаменяемость и дает возможность расширить квалификацию;

командный подход – сотрудник может работать как участник команды для расширения своих контактов и развития способности взаимодействовать с другими людьми;

специальные задания – сотруднику может быть предоставлена возможность работать по специальному проекту, позволяющему обогатить его личный опыт;

возможность работать творчески – у сотрудников должна иметься возможность использовать в своей работе творческий, инновационный подход;

"лакомый кусочек" – иногда (или с определенной периодичностью) сотруднику может быть поручено выполнение очень привлекательной работы с ощутимыми результатами;

возможность изучения/познания – возможность дополнительного обучения и повышения квалификации может использоваться как один из подходов в развитии способностей сотрудника;

обеденная стратегия – во время обеда, отдыха в неформальной обстановке руководитель может проявить интерес к деятельности сотрудника, к его советам по улучшению работы службы; также можно узнать мнение сотрудника о том, как идут дела и какие задания его особенно заинтересовали.

Ни один из вышеприведенных приемов стимулирования не дает стопроцентных результатов, но по всем направлениям обязательно требуется готовность и стремление руководителя находить новые возможности для повышения мотивации сотрудников ИКС.