Стилистические особенности функционирования однородных членов предложения

При стилистическом изучении однородных членов предложения вызывают интерес их функционирование в речи, большие экспрессивные возможности, а также те трудности, которые возникают при использовании однородных членов.

В книжных стилях часто употребляются однородные члены предложения как важнейшее средство подробного описания предметов, их свойств, различных явлений, процессов и т.п. Так, особая полнота и точность перечисления однородных понятий – обязательное требование к языку законов, постановлений в официально-деловом стиле. В качестве иллюстрации приведем положения статей Конституции РФ:

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28).

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. 2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. 3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом (ст. 29).

То же отличает и научный стиль, где при построении различных классификаций авторы стремятся к исчерпывающему перечислению признаков, действий, свойственных описываемому предмету или явлению: В вопросительных предложениях существуют три основные ступени интонации; восходящая, нисходящая и восходяще-нисходящая.

Блоки однородных членов в книжных стилях строятся, как правило, из словоформ, обозначающих однотипные понятия; перечисление нередко выглядит как длинная цепочка однородных членов, причем в их сочиненном ряду обычно преобладает бессоюзная связь. Если и последнее слово при перечислении дается без союза, то ряд однородных членов воспринимается как незаконченный, открытый для возможного дополнения (на что иногда указывают слова (чаще в сокращенном виде) и так далее, и тому подобное, и прочее):

Инфекции могут подразделяться на антропонозы (полиомиелит, менинго- кокковая инфекция, вирусный гепатит и др.) и зоонозы (бешенство, бруцеллез, лептоспироз, туляремия и пр.). В процесс защиты от инфекции включаются факторы естественного иммунитета: фагоциты, предшествующие (естественные) антитела, лизоцим, интерферон и т.д.

Часто используются и закрытые ряды однородных членов с замыкающим союзом и перед последним словом перечисления; союз и вносит значение исчерпанности, полноты охвата всех случаев: Музыкальные звуки различаются по силе, высоте и тембру. При использовании однородных членов особая четкость достигается нумерацией, что помогает выделить и подчеркнуть каждый из перечисляемых предметов:

Классификация Л. В. Громашевского предусматривает деление инфекций на пять групп: 1) кишечные; 2) дыхательных путей; 3) "кровяные"; 4) наружных покровов; 5) с различными механизмами передачи.

Логическое членение текста, включающего пространный перечень однородных членов, облегчает рубрикация, широко используемая в научном и официально-деловом стилях:

Частица не с наречиями пишется слитно в следующих случаях:

а) с наречиями, которые без не не употребляются: нелепо, негодующе;

б) с наречиями на -о, которые в сочетании с не образуют слова с противоположным значением (эти слова обычно легко заменяются синонимами: невысоко (низко), несильно (слабо));

в) в отрицательных наречиях некуда, негде, неоткуда, незачем;

г) в отыменных наречиях невдалеке, неподалеку.

В публицистической речи однородные члены не менее популярны, чем в научной и официально-деловой; при этом к смысловой функции здесь добавляется и эстетическая. Журналисты используют перечисление и в качестве испытанного средства стройного, логического изложения материала, и как яркий источник речевой экспрессии. Последнее сближает публицистическую речь с художественной. См., например, как эмоционально звучит перечисление однородных членов в публицистическом тексте:

Совершенно очевидно, что расширение сети детских садов, увеличение мест в них потребуют расширения приема в педагогические колледжи, повышения качества подготовки специалистов. И в нашей стране, и за рубежом разработаны, апробированы инновационные технологии дошкольного образования, воспитания, которыми современные педагоги обязаны владеть[1].

В публицистической речи также можно наблюдать и отказ от использования однородных членов предложения в пользу синтаксических конструкций, оформленных как отдельные предложения: Об отдыхе не думали. Работали без выходных. Работали по 12 часов. Работали в две смены. Трудилисъ днем и ночью... Такое синтаксическое построение речи усиливает ее эмоциональность; ср.: Работали без выходных, по 12 часов, в две смены – в трансформированном тексте напряжение речи снижается.

В художественной речи использование однородных членов предложения является излюбленным средством усиления выразительности. Не случайно в блоки однородных членов включаются синонимы и слова близкой семантики, выполняющие усилительную функцию:

За всё я отвечаю в этом мире –

За вздохи, слезы, горе и потери,

За веру, суеверье и безверье.

(Л. Мартынов);

Ближние и дальние планеты

подставляют солнышку бока.

Согревает их теплом и светом

Разума вселенская рука.

(Л. Анищенко)

Однако наибольшего стилистического эффекта достигает перечисление, усиленное градацией:

Не дай остыть душе поэта,

Ожесточиться, очерстветь

И наконец окаменеть...

(А. Пушкин)

Экспрессию подчеркивает и антитеза, сопоставление антонимов: Поэзия говорит о бытии и небытии, верности и ревности, юности и старости, нежности и гневе, песчинке и планете, меде и яде (газ.). Столкновение антонимов, образуя дополнительные смысловые оттенки, разрушает привычную схожесть однородных членов предложения.

Яркий стилистический эффект создается соединением в качестве однородных членов паронимов: народные избранники, предающие и продающие народные интересы; парономазов:

Темной славы головня,

Не пустой и не постылый,

Но усталый и остылый,

Я сижу. Согрей меня.

(В. Хлебников)

В художественной речи обращение к однородным членам может быть связано с реализацией самых ярких описаний (когда дастся ряд красочных эпитетов или других тропов); созданием динамических картин (если употребляются однородные глаголы-сказуемые); с наглядно-образной конкретизацией при изображении природы, быта и т.д.

Из этого, однако, не следует, что однородные члены предложения во всех случаях являются оптимальным средством художественной речи. Художники слова используют выразительные возможности однородных членов лишь в определенных условиях. Например, в рассказе "После бала" Л. Н. Толстой привлекает однородные члены для описания бала, когда повествование ведется спокойным, лирическим тоном, речь героя расцвечена эпитетами, передающими великолепие изображаемой картины, яркость его впечатлений:

...Был я на бале у губернского предводителя, добродушного старичка, богача- хлебосола и камергера. Принимала такая же добродушная, как и он, жена его в бархатном пюсовом платье, в брильянтовой фероньерке на голове и с открытыми старыми, пухлыми, белыми плечами и грудью, как портреты Елизаветы Петровны. Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты – знаменитые вто время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского.

Множество эмоциональных эпитетов, однородные определения нанизываются одно на другое или объединяются парами, воссоздавая зримые картины роскоши, веселья. Резко контрастирует с этим описанием сцена жесткого наказания солдата, поражающая аскетической строгостью красок. Определения в ней редки и предметны, однородные члены вовсе не представлены; повествование приближено к хроникальному описанию событий.

Обращение к однородным членам может осложнять, утяжелять синтаксическую конструкцию: слишком длинный перечень делает предложение громоздким. Вместе с тем различные синтаксические структуры помогают избежать однообразия при перечислении понятий, явлений. Для этого используются прежде всего различные союзы, оживляющие изложение, уточняющие характер связи однородных членов, которые могут объединяться в группы, сопоставляться, противопоставляться, образовывать двучленные сочетания с соединительными или разделительными союзами, отражающими взаимоисключение или чередование названных предметов. Стилистическое использование различных видов связи однородных членов возможно не только в художественной речи. Иллюстрируем этот прием отрывком из научно-популярной статьи:

Известно, что уже мифологическое мышление структурировало внешний мир природы и внутренний мир человека через посредство бинарных оппозиций – день и ночь, солнце и луна, свет и тьма, ближе и дальше, друг и враг.

В философии и по сей день противостояния начал (естественных, социальных или личностных), противоположность смыслов представляются парными категориями: материя и сознание, идеальное и материальное, личность и общество, внутреннее и внешнее, интуиция и разум. В математике и физике без парных категорий не обойтись: числа отрицательные и положительные, действительные и мнимые, действие и противодействие, притяжение и отталкивание[2].

Анализируя значения употребленных попарно лексических единиц, можно видеть, как в контексте появляются многочисленные оттенки значений однородных членов предложения, обусловленные сопоставлением, противопоставлением или перечислением.

Употребление однородных членов влияет и на интонационный рисунок фразы. В художественной речи перечисление порождает особую гармоничность звучания текста, создает его упорядоченность. Писатели, придающие эстетическое значение звуковому оформлению речи, стремятся к трехчленным построениям сочиненных рядов:

Странный, резкий, болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой (И. Тургенев); Наступила дождливая, грязная, темная осень (А. Чехов); Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид (С. Аксаков).

В иных случаях вместо перечисления однородных членов писатели дают каждое из однородных понятий оторванным от предыдущих – этот прием воспроизводит интонации живой речи, создавая эффект непринужденности:

Как обходительна! добра! мила! проста!; Об детях забывал! обманывал жену! / Играл! проигрывал! в опеку взят указом! (А. Грибоедов).

При перечислении однородных понятий в современной литературе и публицистике используется и парцелляция, способ речевого представления предложения как единой синтаксической структуры несколькими коммуникативно самостоятельными единицами – фразами: Он... пошел. В магазин. Сигарет купить (В. Шукшин). См., например:

Однажды молодого человека осенило. Он забрался в товарный вагон проходившего поезда, улегся на охапку свежей травы и уехал – дальше деревни и дальше мельницы. И фабрики. Как сложилась потом его судьба – мы не знаем. В рассказе об этом не написано. Может быть, он стал миллионером. Или художником. Или просто веселым нищим. Главное – он решился круто поменять жизнь. Которую влачил по привычке – потому что так сложилось...

Выделенные синтаксически самостоятельные отрезки текста могли бы образовать открытый ряд однородных членов предложения. Но, будучи отделены от господствующей части высказывания, они усиливают смысловую весомость текста, придают речи особую эмоциональность. В этом легко убедиться: достаточно выровнять интонацию, устранить разделительную паузу (на письме заменить точку запятой).

Несколько слов следует сказать о необычном использовании однородных членов предложения поэтами. Они нередко нарушают требование логической сопоставимости перечисляемых предметов, понятий:

А есть еще ливни, горы, моря,

Птицы, хлеба, корабли, кометы...

О, рассудительная моя,

Книжная юность, – скажи мне, где ты?

(И. Фоняков)

Такое нанизывание разнотипных понятий создает впечатление неожиданности, непредсказуемости поэтической фантазии, широты диапазона творческого размаха автора. Неоднородность перечисления способна стать средством воссоздания разрозненных, случайных картин, отразить калей- доскопичность мелькания предметов перед глазами путешественника:

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на ворота́х

И стаи галок на крестах.

(А. Пушкин)

В юмористических текстах применяются особые стилистические приемы создания комизма, основанные на вольном обращении с однородными членами предложения, разрушающие логичность их перечисления. Так, нередко соединяют в ряду однородных членов несопоставимые понятия, что делает высказывание нелогичным и смешным:

Лев Саввич Турманов, дюжинный обыватель, имеющий капиталец, молодую жену и солидную плешь, как-то играл на именинах у приятеля в винт (А. Чехов); Наряду с множеством недостатков у Варвары были два существенных достижения: большая белая грудь и служба (И. Ильф и Е. Петров).

Юмористы могут соединять на правах однородных членов видовые и родовые понятия, нарушая закон логического построения перечисления:

Это я-то, которого любили домашние хозяйки, домашние работницы, вдовы и даже одна женщина – зубной техник (И. Ильф и Е. Петров).

Иногда несоединимость перечисляемых понятий подчеркивается различием их синтаксических функций (и тогда уже нет оснований считать их однородными членами), но автор в шутку объединяет их:

Требование было до того настойчивое, что она принуждена была встать с своего ложа, в негодовании и в папильотках, и, усевшись на кушетке, хотя и с саркастическим презрением, а все-таки выслушать (Ф. Достоевский).

Здесь, несмотря на одинаковое грамматическое оформление, первое из выделенных существительных выполняет функцию обстоятельства, а второе является дополнением.

Другим приемом создания юмористической окраски речи выступает нарушение лексической сочетаемости при употреблении отдельного компонента из ряда однородных членов:

В продолжение всей двадцатилетней дружбы с Варварой Петровной он раза по три и по четыре в год регулярно впадал в так называемую между ними "гражданскую скорбь", то есть просто в хандру... Впоследствии, кроме гражданской скорби, он стал впадать и в шампанское; но чуткая Варвара Петровна всю жизнь охраняла его от всех тривиальных наклонностей (Ф. Достоевский).

Возникающая в подобных случаях ироническая окраска речи может оказаться нежелательной. Показательно, что М. Ю. Лермонтов в рукописи

романа "Герой нашего времени" устраняет несочетаемость однородных членов, исправляя черновик:

Вариант

Окончательный текст

Гостей не было, кроме Веры и скуки.

Гостей не было, кроме Веры и одного презабавного старичка.

При употреблении однородных членов предложения вне экспрессивной функции следует строго соблюдать требования логичности, предъявляемые ко всякому выделению родовых и видовых понятий. В частности, нельзя употреблять как однородные члены слова, указывающие на несопоставимые понятия: Комиссия отметила антисанитарное состояние павильона и продавца Пелевиной. Употребление в качестве однородных членов слов разного семантического плана рождает неуместный комизм: Поздравляю вас от всей души и лично от себя! В состав однородных не должны входить видовые и родовые наименования:

Наш сквер – любимое место отдыха жителей деревни, молодежи и детей; В хозяйстве увеличено поголовье крупного рогатого скота, коров, птицы.

В последнем примере, кроме смешения родовых и видовых понятий, наблюдается и нарушение лексической сочетаемости: поголовье птицы.

Несочегаемость отдельных компонентов из ряда однородных членов с тем словом в предложении, с которым связаны все остальные однородные члены, является весьма распространенной ошибкой, для устранения которой можно применить различные виды стилистической правки:

1. Чтение фантастических романов воспитывало в юноше любовь к путешествиям, мечты о покорении космоса.

1. Чтение фантастических романов воспитывало в юноше любовь к путешествиям, рождало мечты о покорении космоса.

2. Особенную помощь и личное участие в проведении Спартакиады оказали начальник депо и председатель профкома.

2. Большую помощь в проведении Спартакиады оказали начальник депо и председатель профкома, которые сами участвовали и соревнованиях.

3. Полиция обрушила на молодежь дубинки, гранаты со слезоточивым газом, огнестрельное оружие.

3. Полиция обрушила на молодежь дубинки, гранаты со слезоточивым газом, применила огнестрельное оружие.

В процессе редактирования приходится вводить в текст новые слова, исправляя лексическую сочетаемость и одновременно устраняя речевую недостаточность (первый и последний примеры); в иных случаях требуется коренная переработка предложения, отказ от употребления однородных членов (как во втором примере).

При употреблении однородных членов встречаются ошибки на управление, если объединенные в сочиненном ряду слова управляются разными формами: Преподаватели научат ребят разбираться и привьют им любовь к живописи, литературе, музыке (следовало: разбираться в живописи, литературе, музыке и привьют любовь к этим видам искусства). Другой пример: Анис культивируют на больших площадях на Украине, Поволжье, на Северном Кавказе и Средней Азии – следовало употребить предлог в с теми географическими наименованиями, которые не управляются предлогом на: ...в Поволжье, в Средней Азии и на Северном Кавказе.

При соединении однородных членов составными союзами важно соблюдать необходимый порядок слов, так как иначе нарушается логическая сторона речи. Неверно, например, такое словорасположение: Он научил Виктора не только профессиональным приемам, но и открыл красоту профессии фрезеровщика (надо: не только научил, но и открыл).

Можно избежать многих ошибок при употреблении однородных членов, если строже относиться к выбору падежных форм сопоставляемых в сочиненном ряду слов. Так, нуждается в стилистической правке предложение:

В соответствии с программой учащиеся должны научиться выполнять такие операции, как выпиливание лобзиком изделий из фанеры, разметку, строгание (зачистку) полуфабрикатов из древесины, сверление, сборку и отделку деталей.

Все однородные существительные должны стоять в форме именительного падежа (такие операции, как разметка, зачистка, сборка, отделка). Недопустимо употребление в разных падежных формах обобщающих слов и однородных членов: Мы работаем сейчас над двумя постановками: "Вишневый сад" Чехова и пьесой Володина "С любимыми не расставайтесь" (название первого спектакля следовало употребить также в творительном падеже).

Грубой ошибкой является и грамматически разнотипное выражение однородных членов предложения. Например, при рубрикации недопустимы такие формулировки:

Помощник руководителя группы обязан помогать руководителю в обучении и воспитании слушателей:

– точно знать количество слушателей в группе;

– помощь руководителю группы в работе со слабоуспевающими слушателями;

– своевременно докладывать руководителю группы о запросах и пожеланиях слушателей (из журнала "Ориентир", № 8 за 1996 г.).

В предпоследней рубрике следовало написать: организовать помощь... в работе со слабоуспевающими слушателями.

В книжной речи иногда нарушается норма сочетаемости языковых единиц, когда вместо соединения в группу компонентов одного типа (отдельных элементов в блок однородных членов) используется ненормативное контактное употребление однородного члена и предикативной части, например:

Премьер констатировал уровень инфляции и что ставки банков по ипотечным кредитам будут уменьшены; На совещании обсуждались вопросы улучшения качества продукции и нет ли возможности снизить ее себестоимость.

Таким образом, при оценке употребления однородных членов предложения важно учитывать не только логическую и лексическую сторону речи (проблемы лексической сочетаемости, речевой недостаточности), но и грамматический строй предложения.