Статус Международных стандартов аудита и Положений о международной аудиторской практике

Аудиторские стандарты формулируют единые международные основополагающие предписания, определяющие нормативы качества и надежности аудита и обеспечивающие определенные гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении. Международный комитет по аудиторской практике издал стандарты проведения аудита, состоящие из международных стандартов и стандартов по оказанию сопутствующих услуг.

Наиболее значимые из международных стандартов аудита затрагивают следующие проблемы:

• цели и общие принципы аудита финансовой отчетности;

• планирование аудита;

• цели, обязанности и ответственность аудитора;

• цели и общие принципы аудита финансовой отчетности;

• условия аудиторских заданий;

• контроль качества для аудита финансовой отчетности;

• аудиторская документация;

• ответственность аудитора в отношении мошенничества при аудите финансовой отчетности;

• рассмотрение требований законодательства и регулирующих органов при аудите финансовой отчетности;

• сообщение информации представителям собственника;

• сообщение информации руководству и представителям собственника о слабостях в системе внутреннего контроля;

• планирование;

• понимание деятельности экономического субъекта и его среды и оценка рисков существенного искажения отчетности;

• существенность в аудите;

• аудиторские процедуры, выполненные в ответ на оцененные риски;

• внутренний контроль;

• учет при аудите особенностей субъектов, использующих обслуживающие организации;

• оценка искажений, выявленных в процессе аудита;

• аудиторские доказательства;

• аудиторские доказательства – дополнительное рассмотрение особых статей;

• внешние подтверждения;

• первичные задания – начальные сальдо;

• аналитические процедуры;

• аудиторская выборка и другие процедуры выборочного тестирования;

• аудит оценочных значений;

• связанные стороны;

• последующие события;

• непрерывность деятельности;

• заявления руководства;

• использование работы третьих лиц;

• использование результатов работы другого аудитора;

• рассмотрение работы внутреннего аудита;

• использование работы эксперта;

• аудиторские выводы, подготовка отчетов (заключений);

• формирование мнения и отчет независимого аудитора;

• модификация заключения в отчете независимого аудитора;

• поясняющие параграфы и другие вопросы в отчетах независимого аудитора;

• сопоставимые значения;

• ответственность аудитора в отношении прочей информации в документах, содержащих проверенную финансовую отчетность;

• специализированные области;

• особенности аудита отдельной финансовой отчетности и специфических элементов, счетов или единиц финансовой отчетности;

• особенности аудита отдельной финансовой отчетности и специфических элементов, счетов или единиц финансовой отчетности.

Общие положения аудиторской деятельности отражены в вводных Международных стандартах аудита, в состав которых входят такие стандарты, как "Статус международных стандартов аудита", "Предисловие к международным стандартам аудита и сопутствующих услуг", "Глоссарий терминов", "Концептуальные основы международных стандартов аудита".

Юридический статус Международных стандартов аудита (MCA) и порядок их принятия Комитетом по международной аудиторской практике (КМАП) (International Auditing Practices Committee, IAPC) определяет MCA № 100 "Статус международных стандартов аудита", в котором отмечается, что миссия Международной федерации бухгалтеров (МФБ) заключается во всемерном развитии и усилении позиций бухгалтерской профессии. Указывается, что для работы над осуществлением данной миссии Совет МФБ основал КМАП, чья функция состоит в разработке и опубликовании стандартов и положений в отношении аудита и сопутствующих услуг от имени Совета. КМАП является постоянным комитетом Совета МФБ, а сто члены назначаются организациями – членами МФБ в странах, выбранных Советом МФБ.

В предисловии к Международным стандартам аудита и сопутствующих услуг определено, что они применяются при аудите финансовой отчетности и выполнении сопутствующих аудиту услуг. При этом аудитору разрешается отходить от требований MCA, обязательно аргументируя причины такого отхода. Указано, что данный стандарт аудита следует применять только к вопросам, имеющим существенное значение. Здесь же отмечено, что наряду со стандартами КМАП выпускает и Положения по международной аудиторской практике (ПМАП). Эти документы имеют менее обязательный для применения характер и детализируют положения MCA. Однако для обозначения совокупности собственно международных стандартов аудита и соответствующих ПМАП, образующих единую систему, обычно употребляется выражение "система документов MCA".

Более 100 терминов, применяемых в международных стандартах, нашли отражение в MCA № 110 "Глоссарий терминов".

Базовым международным стандартом, описывающим концептуальную основу Международных стандартов аудита в области услуг, которые могут предоставляться аудиторами, является MCA № 120 "Концептуальные основы международных стандартов аудита".

В этом стандарте отражены предназначение, порядок составления и представления финансовой отчетности экономических субъектов. В нем проводится разграничение между аудитом и сопутствующими услугами, а также отмечается, что к сопутствующим услугам относятся обзор, согласованные процедуры и подготовка информации, по которым не предусматривается, что аудитор должен будет выразить уверенность. Согласно контексту данной концептуальной основы уверенность рассматривается как выражение аудиторского мнения в отношении достоверности утверждений, представляемых одной стороной и предназначенных для использования другой стороной. Указывается, что аудит финансовой отчетности призван дать аудиторской организации и индивидуальному аудитору возможность выразить мнение о том, составлена ли финансовая отчетность во всех существенных аспектах в соответствии с установленными основами финансовой отчетности.

Отмечено, что мнение аудитора должно основываться на собранных им в ходе аудита достаточных и уместных аудиторских доказательствах. Подчеркивается, что доказательства, собранные в ходе обзора финансовой отчетности, не являются такими же полными, как доказательства при проведении аудита. Поэтому уровень уверенности, отражаемый в отчете об обзоре, ниже уровня, отражаемого в аудиторском заключении.

Рассматривается вопрос о причастности аудитора к финансовой информации в том случае, если к ней прилагается его отчет или если им выражается согласие на использование его имени в связи с профессиональной деятельностью. Указывается, что аудитор должен потребовать от руководства данного субъекта прекращения неправомерных действий, если ему становятся известны факты ненадлежащего использования субъектом имени аудитора в связи с финансовой информацией. Отмечено, что аудитор может также проинформировать любые известные третьи стороны о том, что его имя использовалось ненадлежащим образом в связи с указанной информацией.

В соответствующей рубрике говорится, что в конце каждого международного стандарта приводится раздел "Основы аудита государственного сектора", в котором раскрываются характерные случаи, требующие пояснения или дополнения. Международный стандарт, в котором такой раздел отсутствует, применяется к аудиту финансовой отчетности в государственном секторе во всех существенных аспектах.

Исходя из общих тенденций развития учета и аудита на мировом уровне Международные стандарты финансовой отчетности и Международные стандарты аудита приняты за основу реформирования российского учета и аудита, поскольку они, отражая особенности рыночной экономики, имеют международное признание, менее сложны и открыты для последующих изменений.

Международные стандарты применяются в любых случаях проведения независимого аудита транснациональных компаний. В некоторых странах (в Австралии, Бразилии, Голландии) международные стандарты используются в качестве базы для разработки собственного подобного документа, а в странах, где решено не разрабатывать собственные стандарты (на Кипре, в Малайзии, Шри-Ланке), международные стандарты могут рассматриваться в качестве национальных.