Лекция 25. Статистика цен

В данной главе излагаются некоторые теоретические вопросы ценообразования, рассматриваются виды цен, их система, а также основные показатели статистики цен. Основное внимание уделено индексам цен по отраслям и секторам экономики. Рассматриваются вопросы наблюдения за ценами, методология расчета индексов, их взаимосвязь в макроэкономическом анализе.

Кроме того, в данной главе кратко излагается методология расчета индексов цен во внешней торговле РФ и некоторые вопросы индексного анализа динамики экспортных и импортных цен.

Сущность цены в рыночной экономике и задачи статистики

В современных условиях цена является наиболее важной экономической категорией рыночных отношений. Изучением цен и ценообразования, процессов изменения их уровней и структуры занимается как макро- и микроэкономика, так и отраслевые экономики. Наиболее детально исследует цены и их систему микроэкономика, которую в связи с этим часто называют теорией цены.

В органах государственной статистики действует служба статистики цен, которая обеспечивает получение всесторонней и объективной информации о ценах на товары и услуги, выявляет закономерности и тенденции их изменения. Публикуемые в статистических сборниках, научных работах, средствах массовой информации показатели статистики цен (уровни цен, индексы цен, соотношение цен, темпы роста и т.д.) представляют интерес не только для органов государственного управления и бизнесменов, но и для населения. От уровня цен и их динамики зависят важнейшие макроэкономические показатели – ВВП страны, покупательная способность денежных доходов, уровень и структура потребления населения, деловая активность и т.д. Цена является одновременно важнейшим индикатором и регулятором развития рыночной экономики. В этом проявляется диалектическое единство разнообразных функций, выполняемых ценой в условиях рынка.

Цена – это посредник и эквивалент при обмене товаров на деньги. Она является одним из важных показателей конъюнктуры рынка, фактором сбалансированности спроса и предложения, объема и структуры размещения производства. Цена – инструмент образования прибыли, эмиссии денег и формирования бюджета, существенный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, уровень реальных доходов, инфляционных процессов и т.д.

Цена представляет собой сумму денег, уплачиваемую за единицу товара. В этом определении цены как денежного выражения стоимости товара проявляется ее экономическая сущность.

Многообразие функций, которые выполняют цены в условиях рыночной экономики, находит отражение в системе цен, которая характеризует взаимосвязь и взаимоотношение различных видов цен. Изменения, происходящие в уровне одной цены, сказываются на уровне других цен. Это объясняется единым процессом формирования затрат на производство, взаимосвязью субъектов рынка и всех элементов рыночного механизма.

Цены классифицируются по следующим признакам:

• по характеру обслуживаемого оборота выделяют оптовые, розничные, закупочные цены, сметную стоимость, цены и тарифы на услуги населению;

• по способу установления различают постоянные, текущие, подвижные, скользящие цены;

• в зависимости от государственного воздействия, регулирования и степени конкурентности на рынке цены подразделяют на свободные (рыночные), регулируемые, паритетные, фиксированные;

• с учетом фактора времени выделяют постоянные, сезонные, ступенчатые цены;

• по способу получения информации об уровне цен их делят на справочные, прейскурантные и расчетные;

• в зависимости от вида рынка выделяют аукционные цены, биржевые котировки, цены торгов;

• по условиям поставки и продажи различают цены-нетто, цены-брутто, "франко", мировые цены.

Цены, по которым обычно совершаются покупки, могут отличаться от цен, публикуемых в печати, вследствие широкого применения скидок (наценок). Скидки (наценки) представляют собой суммы денег, определяемые продавцом товара или услуг различным покупателям с целью ускорения продвижения товара на рынке и расширения рынка сбыта.

Наибольшее распространение получили следующие основные виды скидок и надбавок: бонусная (скидка за оборот), дилерская, сезонная скидка, экспортные скидки, надбавка за рассрочку платежа, надбавки за дополнительные услуги, наценка за упаковку и тару.

Статистика изучает прежде всего цены с учетом сферы товарного обращения: оптовые и розничные цены, цены и тарифы на услуги, сметную стоимость и закупочные цены. Эти виды цен наиболее широко применяют в экономическом анализе и отражают в статистических сборниках.

Оптовые цены – это цены, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию промышленно-технического и потребительского назначения другим предприятиям или сбытовым организациям. Посреднические оптовые фирмы или организации позволяют оптимизировать товародвижение. По своему составу оптовая цена предприятия включает в себя издержки производства и прибыль без учета налога на добавленную стоимость и акцизов.

Розничные цены – это цены, но которым товары реализуются конечному потребителю (населению). На этой стадии реализации товаров налог на добавленную стоимость и налог на акцизы являются составной частью розничных цен.

Цены и тарифы на услуги населению являются особым видом розничной цены. Сюда входят грузовые и пассажирские транспортные тарифы, цены на бытовые услуги, тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения и т.д.

Сметная стоимость – это цена, по которой оплачивается продукция строительства.

Закупочные цены – это цены, по которым государство покупает продукцию у сельскохозяйственных производителей, а также цены реализации этой продукции промышленным предприятиям или фирмам для последующей переработки.

Как и в промышленности, при определении объема продукции строительства, сельского хозяйства, грузового транспорта и связи в состав этих цеп не включается НДС.

Становление рыночных отношений в российской экономике связано с появлением свободных (рыночных) цен. После реформы цеп, начавшейся в апреле 1991 г., в экономике России практически все цены с 1 января 1992 г. были отпущены правительством на "свободу" (исключение составили стратегические товары). Однако либерализация цен, означавшая право продавца устанавливать свою цену, привела к существенному росту цен в 1992–1995 гг. во всех секторах экономики и особенно на потребительском рынке.

Существенные преобразования в российской экономике определили необходимость реформирования статистики цен, что нашло отражение в организации наблюдения за ценами и системе показателей статистики цен. Соответствующим образом изменились и задачи статистики цен, к основным из которых относятся:

1) наблюдение за ценами и их изменением;

2) анализ уровня и динамики цен по отдельным товарным рынкам и регионам;

3) изучение соотношений цен на различные товары и услуги;

4) анализ факторов, влияющих на уровень цен и их изменение;

5) изучение цены как фактора уровня жизни населения и индикатора инфляционных процессов;

6) исследование влияния цены на макроэкономические показатели в системе национальных счетов.