Старость людей, прикованных к постели

Это последний период пожилого возраста, когда его возможности уже ограничены настолько, что человек вынужден проводить весь день в постели или кресле.

При посещении домов-интернатов можно увидеть, что многие проживающие в этом доме проводят дни в кроватях. Но в то же время большинство из них находятся в хорошем настроении, живо идут на контакт, охотно беседуют о повседневной жизни и взаимных отношениях. Многие женщины заняты разнообразной мелкой работой, мужчины читают, некоторые играют в карты, домино, шахматы. Есть пары, которые подумывают о женитьбе. Люди, прикованные к постели, если не очень больны, редко говорят о смерти; обычно разговоры идут о ежедневных потребностях, контактах, ожиданиях, желаниях, с чем, разумеется, могут сочетаться минуты или даже часы размышлений о конечности бытия.

Частые, тревожащие размышления о смерти у относительно здоровых людей, страх смерти, называемый танатофобией, – это проявления особого вида невроза – психастении, или невроза навязчивых состояний.

Итак, в жизни людей пожилого возраста, прикованных к постели, если они только находятся под заботливой и разумной опекой, по характеру бытия, потребностей и интересов этот период жизни является продолжением предыдущего, разве только с еще более сбавленными оборотами. Люди по-прежнему желают быть полезными семье, друзьям, соседям, хотят, если удастся, зарабатывать (кустарные ремесла, репетиторство и т.п.), желают при помощи чтения (самостоятельного или слушая того, кто читает) и радио помечтать. Для многих таких людей мир литературного вымысла бывает более лживым и как бы более реальным, чем мир повседневности, окружающий кровать или кресло. Живо ощущается потребность в контактах с членами семьи, как духовных, так и материальных, основанных на взаимных услугах.

Общественно-воспитательные меры в отношении упомянутой категории людей следует, как доказывает практика, направлять прежде всего на их семейную среду и соседей, ибо именно от этих людей, от их благожелательности и практических навыков по уходу зависит ОГЛАВЛЕНИЕ, которым живет старый человек, его самочувствие и, в известном смысле, состояние здоровья. Воспитывающее общество должно играть особенно важную роль, давая нужное направление многосторонней опекунской деятельности семьи и соседей.

Условия достойного ухода из мира можно обеспечить в семье при сотрудничестве с врачом и сиделкой, если умирающий имеет в своем распоряжении отдельную комнату, соответствующим образом оснащенную (специальная кровать, кресло на колесиках, санитарное оборудование вблизи кровати и т.п.), где можно было бы постоянно присматривать за ним, следить за чистотой его постели, воздуха в квартире и т.д. Среди социальных работников, совершенствующихся в уходе за пациентами в последний период их жизни, укрепляется взгляд на полезность бесед о смерти и публичных дискуссий (в средствах массовой информации) на эту тему. Такие дискуссии должны уменьшить нежелание большинства людей говорить и даже думать о смерти.

Многие умирающие обеспокоены не своей близкой смертью, а тем, что его смерть причинит боль близким, поэтому скрывают от них свое состояние и свое страдание, диссимулируют. Преодоление этой ситуации и долгие, открытые, честные беседы с семьей приносят огромное облегчение всем.

Среди людей, готовящихся к смерти, нередки проявления полного спокойствия и упорядоченных раздумий о своих земных делах, а также погружение в философские и религиозные размышления.

Возможно подключение работников сферы попечения, культуры, а также работников средств массовой информации к умелому, тактичному показу основной проблематики жизни престарелых людей, которые могли бы при этом сохранять опрятную внешность и проявлять доброжелательное отношение к своему окружению, что так способствует семейным контактам, посещениям друзей и соседей.

Необходимо уменьшить страх у старых людей перед домами-интернатами и преодолеть нежелание проживать в них. Действительно, не все учреждения социальной помощи старым людям являются такими, как хотелось бы; но от внутреннего отношения к ним нового жильца в значительной степени зависит, станет ли для него жизнь в нем сносной или нет.

Симптомы приближающейся старости обнаруживаются у разных людей в разное время. Например, у тех, кто пассивен, ведет малоподвижный образ жизни, постепенное разрушение организма и истощение физических и интеллектуальных сил наступает значительно раньше, чем у тех, кто занимает активную позицию в жизни, много двигается, склонен к общественной работе, помогает семье и внукам.

Среди распространенных мифов и представлений о старости и людях пожилого возраста можно выделить следующие: старый человек – это существо болезненное, слабое, без средств к существованию, которое не может работать и нуждается в постоянной помощи и опеке; это существо заброшенное и одинокое, консервативное, нередко страдающее нарушениями мозговой деятельности; с возрастом человек утрачивает умение принимать правильные решения, его развитие затормаживается, он не способен к дальнейшему обучению, постепенно утрачивает память и сексуальные функции.

Вместе с тем существует другая точка зрения, в которой доминируют положительные представления о пожилых:

1) тип образцового дедушки: способный, мудрый, нужный, снисходительный, счастливый, бодрый, здоровый, активный, великодушный, наслаждающийся жизнью, уживчивый и ориентированный на семью, окруженный молодежью, доброжелательный, готовый помочь другим;

2) образ мудреца: интеллигентный, полный интересов, занимающийся серьезным делом, рассказывающий о прошлом, но сосредоточенный на будущем;

3) образ отца-патриарха или либеральной матери, живущих жизнью своих взрослых детей.

Американские исследователи выделяют несколько следующих типов психологических установок, которые характерны для поведения престарелых:

а) регрессия, т.е. возвращение к прошлым формам поведения, проявляющаяся в форме "детского" требования помощи в повседневной жизни независимо от состояния здоровья;

б) бегство или изменение места жительства как форма освобождения в трудной ситуации, которая зачастую вовсе не является таковой;

в) добровольная изоляция от окружающих, пассивность и минимальное участие в общественной жизни;

г) двуличное поведение, состоящее в стремлении вызвать интерес к своей особе у окружающих;

д) интеграция и попытка включиться в жизнь общества, невзирая на возраст и состояние здоровья, стремление скрыть специфические возрастные недомогания, доброжелательность и открытость в отношениях с людьми.

Американский психолог Э. Эриксон, автор неопсихоаналитической теории жизненного цикла, выделил восемь адаптивных жизненных этапов. В основе выделения каждого этапа лежит дилемма двух противоположных психосоциальных установок (например, доверие – недоверие и автономия – зависимость на ранних этапах детства, личностная идентичность – ее "диффузия" в юности). В старости, когда подводятся жизненные итоги, основной психосоциальной дилеммой являются чувства целостности удавшейся жизни или отчаяния, вызванного ощущением жизненного краха.

Еще одну гипотезу, касающуюся типологии психосоциальной адаптации лиц пожилого возраста, выдвинул Я. Врублевский. На основе многолетних наблюдений в домах престарелых он выделил шесть групп их обитателей:

– лица без признаков психических отклонений, сохранившие ясный ум и тенденцию к социальной адаптации и дальнейшему развитию;

– лица, сохранившие ясный ум, но демонстрирующие явные изменения характера (повышенная раздражительность, склонность к конфликтам, эгоизм, деспотичность), которые затрудняют приспособление к окружающему миру;

– лица, отличающиеся предприимчивостью, но страдающие снижением интеллектуальных потенций, которым все же удается сохранить гармоничные отношения с миром;

– лица с глубокими изменениями характера, крайне конфликтные, сохранившие минимум адаптивных возможностей;

– пассивные лица, страдающие старческим слабоумием, беспомощные, растерянные, пребывающие в состоянии эйфории или адаптации, нуждающиеся в опеке;

– лица, впавшие в маразм, т.е. совершенно не способные к адаптации, требующие постоянной заботы.

Британский психолог Д. Бромлей использовал результаты исследований С. Ричард, которая описала 115 личностных черт, наблюдавшихся у пожилых людей с разным уровнем адаптивных способностей. На этой основе Бромлей выделил следующие типы приспособления в старости:

1) конструктивная установка, когда человек внутренне уравновешен, спокоен, удовлетворен эмоциональными контактами с окружающими. Он критичен по отношению к самому себе, но полон юмора и терпимости в отношении других, принимает старость как факт, завершающий его профессиональную карьеру, оптимистически относится к жизни, принимает смерть как естественное явление, не выражая отчаяния и сожалений. Жизненный баланс такого человека вполне положителен, он с доверием рассчитывает на помощь окружающих;

2) установка зависимости присуща инвалидам, проявляющим пассивность и склонным к зависимости от других. Люди этой категории не имеют высоких жизненных стремлений и легко оставляют профессиональные занятия. Семейная среда обеспечивает им чувство безопасности, дает ощущение внутренней гармонии, поэтому они не страдают от эмоциональной неуравновешенности и различных страхов;

3) защитная установка характеризует людей самодостаточных, обладающих психологической броней, чопорных, поглощенных профессиональной деятельностью. Они разделяют общепринятые взгляды и установки, избегают обнаруживать собственное мнение, не любят говорить о своих проблемах. Внешняя сторона жизни значит для них больше, чем внутренние переживания. Они подвержены страху смерти и маскируют свою беспомощность перед этим фактом усиленной внешней деятельностью;

4) установка враждебности присуща "разгневанным старикам", которые агрессивны, мнительны, вспыльчивы и имеют обыкновение предъявлять массу претензий к своему окружению – близким, друзьям, социальным институтам, обществу в целом. Они не реалистичны в восприятии старости, не могут смириться с неизбежными возрастными издержками, завидуют молодым, бушуют против смерти и страшатся ее;

5) установка враждебности, направленная на самого себя, характерна, как правило, для лиц с отрицательным жизненным балансом, которые избегают воспоминаний о прошлых неудачах и трудностях. Они не восстают против своей старости, а пассивно принимают удары судьбы. Неудовлетворенная потребность в любви и сочувствии является поводом для депрессии и острой жалости к себе. Смерть рассматривается как освобождение от страданий.

Особое значение имеет социальный аспект старения, который влечет за собой серьезные моральные проблемы. Старость – это переход в систему новых социальных ролей, а значит, и в новую систему групповых и межличностных отношений. Современная европейская цивилизация не располагает той особенной моральной аурой по отношению к пожилым, которая традиционно сохраняется в восточных культурах. В обыденном сознании и системе ценностей западного человека биологическая интерпретация проблемы старения оказывается единственной или, по крайней мере, доминирующей. С этой точки зрения индивид рассматривается главным образом как субъект репродукции: реализовав эту функцию, он становится обременительным для своего биологического вида. Такой подход практически не оставляет места высшему, моральному аспекту проблемы старости. Осмысление моральных измерений старения и социального положения престарелых требует значительных усилий.

Существуют попытки общества облегчить пожилым заключительный этап их жизни. Они исчерпываются такими мерами, как пенсионное законодательство, медицинские услуги, дома престарелых и т.п.

Современный мир не способствует социальной интеграции престарелых. Возникает парадоксальная ситуация, когда медицина преследует цель продления жизни, а сфера ценностей, включающих новый опыт человечества, не гарантирует пожилым чувства социальной полезности. Между тем ценностные изменения приводят к расширению жизненных экспектаций старшего поколения, традиционные социальные роли воспитателя и наставника уже не могут служить для них источником самоутверждения. В нынешнем обществе не созданы механизмы, которые позволяли бы стимулировать социально содержательную деятельность лиц пожилого возраста и тем самым задержать процесс разрушения личности.

Таким образом, проблема старости обладает отчетливым моральным уровнем. Все традиционные ценности человечества в конечном счете связаны со старостью, поэтому такой большой смысл содержит в себе образ доброй, достойной, счастливой, красивой старости, который не должен быть заслонен ценностями научно-технического прогресса.

Как же обеспечить повышение жизнеспособности пожилых людей? Старость приближается к человеку двумя путями: через физическое ослабление организма и через психическое ослабление интересов. Доказана взаимосвязь этих процессов, проявляющаяся в психофизическом ослаблении активности человека, при этом снижение психической деятельности влияет на организм как бы упреждающе. Некоторые даже утверждают, что психическое умирание ускоряет физическое, и, стало быть, люди, которым удается долго сохранить психическую активность, накладывающую, в свою очередь, отпечаток на физическую активность, продлевают свою молодость в годы ранней старости и отодвигают немощную, глубокую старость.

Существуют следующие психосоциальные факторы (их зачастую называют "эликсиром молодости"), способствующие поддержанию здоровья, плодотворной деятельности, удовлетворению жизнью применительно к первому виду активности – к работе.

1. Профессиональная деятельность в сокращенном объеме и на должности, соответствующей психофизическим возможностям человека. Для людей, любящих свою профессию, это наиболее желательная форма активности, так как она дает дополнительный доход, укрепляет чувство своей общественной значимости, упорядочивает жизнь. Некоторые отличия от прежней профессии заключаются в том, что пенсионер работает как бы в смежной области (например, учитель – в роли клубного работника, воспитателя в группе продленного дня, бухгалтер – в роли общественного контролера).

2. Работа для заработка, выполняемая не по своей, а по резервной профессии, дополнительно и заранее освоенной, – более легкая или более престижная. Такое решение проблемы выбирают обычно люди, которые свою основную профессиональную работу оценивали как слишком тяжелую, вредную для здоровья либо малопрестижную.

Иногда поиск работы по другой профессии продиктован потребностью сменить род деятельности – например, когда административный работник переходит па физическую работу, машинистка становится парикмахером.

3. Активность типа "полуотдыха", т.е. среднее состояние между работой и отдыхом. Оно позволяет заниматься любимым делом, получая от этого известную материальную выгоду, а также удовлетворение в культурном, семейном и социальном отношении. Наиболее распространенными видами такой активности являются бытовые услуги и ремонт, женское рукоделие – изготовление свитеров, шарфов, перчаток, детской одежды, белья; а также приусадебное хозяйство, выращивание домашних животных и птиц (куры, голуби, кролики и др.).

4. Социальная активность, с которой связано выполнение общественных обязанностей – присяжного заседателя, общественного опекуна, судебного попечителя, члена домового комитета, члена правления в какой-нибудь общественной организации и т.п. Правда, это не дает материальной выгоды, но многие пожилые люди испытывают моральное удовлетворение от выполнения этих обязанностей. Исследования показали выраженную связь между чувством удовлетворения жизнью у этих людей и их активностью в роли общественника, которая для многих из них имела престижное значение. Добровольно принятая на себя общественная работа, кроме того, как бы компенсировала прежнюю профессиональную деятельность.

5. Внутрисемейная активность в виде присмотра и ухода за детьми и больными, а также домашняя работа. Ее берут на себя главным образом женщины. Сфера семейных опекунских мероприятий в государственном масштабе является огромной и многократно превышает то, что в состоянии дать государственные и общественные опекунские организации. И хотя зачастую опекунская работа тяжела для пожилых женщин, они делают ее добровольно, с убеждением, что это необходимо, и это дает им моральное удовлетворение.

Перейдем теперь к определению видов активности, связанных с более глубокими интересами и психофизическими потребностями человека, относящимися к сфере отдыха. Бескорыстное удовлетворение, вытекающее из реализации культурных, социальных, научных запросов и потребностей, испытывают многие пожилые люди. Отдых в его потребительском виде (лекции, радиопередачи, визиты, прогулки и т.п.) обычно приносит меньше радости, чем творческая любительская активность, но он украшает жизнь, оживляет межчеловеческие контакты, повышает настроение. Итак, существуют следующие виды активности, связанные с отдыхом.

Книги, журналы, газеты, а также радио- и телепередачи составляют сегодня одно из самых доступных средств для удовлетворения интересов, побуждения воображения и фантазии, самообразования – при условии, что пожилой человек заранее приобрел привычку, интерес и любовь к чтению, а также способность умело выбирать теле- и радиопрограммы. Влияние средств массовой информации на личность бывает разным – оно либо укрепляет, либо ослабляет ее. Таким образом, умелый выбор соответствующего чтения или программы имеет большое значение для психофизического состояния пожилого человека.

Лекции в домах культуры, клубах, музеях, обществах привлекают все больше людей третьего возраста. Бывает, что они составляют большинство слушателей. На лекциях они получают не только знания, но и возможность установить дружеские и общественные контакты, завязать новые знакомства.

Занятия физической культурой все чаще становятся насущной потребностью пожилых людей. Все больше женщин и мужчин третьего возраста занимаются гимнастикой по комплексам, специально для них разработанным. В общества пропаганды физической культуры в больших городах приходят пожилые люди, желающие систематически заниматься соответствующими для своего возраста подвижными играми (волейбол, крокет, бадминтон и т.п.).

Клубная активность (художественная, умственная, развлекательная) привлекает в первую очередь тех пожилых людей, которые в прежние годы привыкли участвовать в таких мероприятиях. Межчеловеческому сближению, так необходимому в нередко одинокой старости, способствуют обычные формы клубной жизни: игра в шахматы, домино, карты, посещение выставок, конкурсов, концертов.

Все виды активности в сферах работы и отдыха обычно определяются потребностями и интересами личности.

Старый человек, осознающий, что его деятельность – это своеобразный "эликсир молодости", положительно влияющий на его психофизическую форму (внешний вид, поведение и т.д.), охотно работает над собой в этой области: он заботится о приобретении навыков активности, опыта в данном виде деятельности, о постоянном обновлении интересов. Пока продолжается подобная активная деятельность, продолжается и молодость в старости. Когда в жизни человека начнет проявляться тенденция к прекращению стараний по оживлению и поддержанию своей деятельности, это значит, что он достиг порога истинной старости – старческого регресса, психофизического исхода.

Этот этап неразрывно связан с конечным периодом третьего возраста. Он благотворен в том смысле, что позволяет легче смириться с тем, что неизбежно, но для блага своих близких и для собственной радости жизни мы стремимся по возможности отдалить наступление этого периода.

Выделим трудности и стимулы активности в пожилом возрасте. Для пожилого человека, в большей или меньшей степени утратившего физические возможности, характерна прежде всего растущая и многообразная зависимость от собственного организма, от ограниченных материальных возможностей, несоизмеримых с растущими потребностями (имеется в виду не только стоимость жизни, которая касается всего общества), от отношения родных и близких, а также от собственных привычек, характера, настроения.

Физиологические изменения, происходящие в организме при старении (в частности, снижение остроты зрения и слуха, утрата некоторых навыков, неспособность к большим физическим нагрузкам и т.п.), человек ощущает прежде всего в соприкосновении с действительностью, которая с годами становится для него не только неблагоприятной, но и враждебной. Окружающий его мир меняется для него даже в физическом плане: с каждым месяцем и годом тот же самый отрезок дороги становится длиннее и с большим количеством выбоин, лестница становится выше, килограмм весит больше, все времена года становятся более холодными, люди вокруг говорят все тише и невнятнее, а собственная рука делается более короткой, когда тебе надо до чего-нибудь дотянуться. Мало кто отдает себе отчет в том, что поломка крана мойки в кухне или батареи отопления представляется пожилым людям настоящей катастрофой, поскольку они не могут перекрыть вентиль, и при этом знают, что им не удастся собственными силами собрать воду с пола, а после перекрытия вентиля и до окончания ремонта у них не будет сил носить воду ведрами. Но не только такие катастрофы, как авария водопровода, а даже, например, холодная батарея или перегоревшая лампочка ставят их в затруднительное положение.

Люди пожилого возраста у себя дома, на улице, в магазине, учреждении или в дороге испытывают огромное психическое напряжение, чувство беспомощности, что нередко таит в себе необходимость взывать к помощи окружающих. А это часто вызывает у пожилых людей чувство зависимости.

В пожилом возрасте любое действие требует больших усилий, большей затраты времени, более частого отдыха. Усталость, которая возникает при этом, накладывается на усталость всех прожитых лет, наполненных работой и повседневными заботами, а также у некоторых – трагическими переживаниями времен войны.

Эта усталость происходит также от необходимости постоянно делать какой-то выбор: либо сэкономить немного денег, прилагая больше усилий, либо потратить меньше сил, но потерять больше времени и денег, добиться чего-то сразу, но подвергнуть себя опасности или болезни и т.д. Пожилой человек должен, например, решать: либо сразу купить больше продуктов в магазине, которые труднее будет донести до дому, либо купить немного, но на следующий день придется снова прилагать усилия и идти в магазин; преодолеть лестничные пролеты подземного перехода или пройти до перекрестка, потратив на это больше времени, и т.д.

Эти постоянные трудности принятия решения по самым мелочным вопросам не знакомы людям молодого возраста, так как они их принимают, не задумываясь.

Усталость такого рода усугубляет также избыток наплывающей со всех сторон информации о делах далеких и незнакомых, постоянно убыстряющийся темп жизни и вечный шум, плотная движущаяся толпа людей и машин, давящие своей высотой бетонные коробки зданий. В то время как люди пожилого возраста начинают жить на "малых оборотах", жизнь вокруг них кипит все активнее. Рутинные действия, привычки, которые на протяжении многих лет облегчали человеку повседневную жизнь, делали ее спокойнее, снимали напряжение, в новых условиях неожиданно начинают мешать приспосабливаться и понимать быстро меняющийся мир. В итоге старый человек теряется в любой ситуации, которая отклоняется от привычного ему ритма.

В старости меняется также восприятие времени. Время протекает, как вода между пальцами, ибо каждое дело делается дольше, чем раньше, а день тянется пусто и одиноко. Время также отсчитывается иначе, когда не нужно что-то планировать и чего-то ожидать. О ходе времени старый человек думает иногда с тревогой, ибо время обычно работает не в его пользу.

Неспособность поспевать за переменами может вызвать чувство потерянности, тревоги. В немощной старости оценка того, что важно и срочно, все более отличается от оценки этих дел людьми младшего поколения. Проявлением этого, между прочим, является неправильная оценка собственных и чужих возможностей, того, что ты сам можешь дать и чего можешь ожидать от других. Поэтому нередко мы видим бабушек и мам, которые без всякой необходимости оберегают своих вполне здоровых детей и внуков от чрезмерных, по их мнению, усилий. С другой стороны, есть и такие бабушки и мамы, которые, видя, как их дочь ловко справляется с домашними делами, не замечают ее усталости, связанной с работой, транспортом и, наконец, с уходом за ними же.

Боязнь не справиться с делом или что-нибудь напутать, попасть в неприятное или опасное положение, постоянные недомогания парализуют волю многих пожилых людей, делая их пассивными, бездеятельными. Уклонение от сложного или требующего больших усилий дела приводит затем к отказу от более легких занятий. Так у них ослабевают контакты с внешним миром, падает заинтересованность в общении. У других пожилых людей можно наблюдать противоположную картину, а именно переоценку собственных возможностей, занятие чересчур сложными и трудными для них делами, что также не приводит к добру.

Разного рода жизненные ограничения, которые приносит с собой старость, можно разделить на первичные, являющиеся результатом изменений в организме, и вторичные, возникающие как следствие первых и накапливающиеся вместе с ними. К примеру, человек с сохраненным интеллектом и широким кругозором, лишенный, однако, возможности двигаться, будет постепенно ограничивать и мельчить свои интересы; другой, не имеющий больше сил сам убирать квартиру и денег, чтобы нанять домработницу, постепенно зарастет грязью, перестанет се замечать и даже будет выступать против уборки; третий, не имея условий принимать гостей, порвет связи с окружающими, уединится, "одичает" до такой степени, что даже в изменившейся и благоприятной ситуации не может уже возобновить дружеских связей.

Имея соответствующие условия и средства (финансовые, материальные и человеческие), можно почти полностью предотвратить вторичные ограничения. Первичным ограничениям надо противостоять, но целиком от них отделаться нельзя.

Таким образом, мы обрисовали жизненные трудности, с которыми сталкиваются пожилые люди со значительно ограниченными физическими возможностями. Сложилась довольно мрачная картина, поэтому пора ее несколько просветлить. Для этого поговорим о проблемах подготовки к старости, или о геронтологической профилактике, и связанной с ней активизацией людей пожилого возраста.

Активизация пожилых людей – это комплекс самых разнообразных мероприятий, цель которых затормозить и смягчить процесс старения с одновременной выработкой у пожилого человека умения быстро стареть. Приспособление к старости – это способность определить оптимальные соотношения (которые, впрочем, меняются с течением времени) между неизбежным отдыхом от некоторых сфер прежней деятельности и продолжением активного образа жизни.

Ограничение психофизических возможностей пожилых людей можно предотвратить путем поддержания прежнего уровня активности, труднее, однако, активизировать уже немощных людей, поскольку надо начинать процесс с низкого уровня и к тому же использовать приемы и средства, чуждые и непривычные многим из них в прошлом, например, такие, как диета, гимнастика, участие в работе клубов пожилых людей, беседы и т.д.

Активизация должна идти по многим направлениям одновременно, воздействовать на сферы умственной и физической деятельности человека, в то же время обеспечивая ему ощущение безопасности и собственной полезности, а также благожелательности окружающих.

С изменениями, происходящими в организме стареющего человека и проявляющимися в виде болей, недомогания, снижения физической выносливости, ослабления зрения, слуха, нарушения ориентации, реакции, памяти и т.п., можно бороться следующими способами:

– развитие и совершенствование здравоохранения (особенно гериатрии) и реабилитационных мероприятий;

– развитие системы технического обеспечения (протезы, ортопедические и слуховые аппараты, инвалидные коляски, другое медицинское оборудование) и переоборудование квартир, где живут пожилые люди, с учетом их потребностей;

– развитие сферы домашних услуг, прежде всего связанных с уходом за немощными пожилыми людьми. Кроме того, следует назвать еще и такие проблемы, скорее вторичного характера, как экономические, экологические и социальные.

С материальными трудностями сталкивается большинство пожилых людей, поскольку пенсии не хватает на жизнь. Подрабатывают или же получают помощь от детей далеко не все.

Правда, пожилые люди некоторые расходы сокращают, но ведь одновременно растут другие и появляются новые, главным образом на оплату различных услуг. Расходы на обслуживание в первую очередь ударяют по живущим одиноко, у них нет никого, кто бы убрал квартиру, постирал и т.д. Старые люди компенсируют неизбежный рост этих расходов экономией, например на питании и одежде. Таким образом, бытующее мнение, будто старость приносит с собой значительное ограничение потребностей, безосновательно.

Большие финансовые затруднения ускоряют отход от активной жизни людей пожилого возраста, делая их жизнь серой и мрачной. Отсутствие возможности даже скромно угостить родных или друзей, поехать на курорт или в гости к близким, пойти в кино, взять такси, купить удобную и дорогую обувь отсекает людей от мира, обрекает на одиночество либо на общение со случайными людьми. Необходимо, следовательно, добиваться, чтобы уровень жизни пожилых людей соответствовал среднему уровню жизни в обществе и как можно меньше уступал тому уровню, к которому они привыкли за годы своей профессиональной деятельности.

Главным условием для активизации пожилых людей является обеспечение им возможности свободно передвигаться и, следовательно, заниматься разными делами дома и вне его. Это зависит от расположения, качества и оборудования квартир, качества тротуаров и освещения улиц, от возможности пользоваться транспортом, ходить в магазины, поликлиники и т.д. Все это необходимо учитывать при оборудовании улиц, проектировании подземных и надземных переходов, вокзалов, универмагов, учреждений и т.п. Следует внести изменения в конструкции автобусов, трамваев и других видов транспорта с целью облегчить людям посадку в них и сохранить равновесие при езде. Невнимание к этим и подобным вопросам создает большие препятствия на пути к активизации жизни людей пожилого возраста. Социальный работник должен всегда помнить, что каждому человеку как воздух необходим контакт с людьми, с повседневной жизнью. Люди пожилого возраста не должны выпадать из жизни семьи, порывать связи с друзьями, соседями. Даже самая полная информация о мире, получаемая из газет, радио и телевидения, не заменит повседневных бытовых контактов. Старый человек, особенно не выходящий из дома или больницы, нуждается не только в тишине и покое, но и в получении внешних впечатлений, в том числе с улицы, двора. Ощущать вокруг себя пульс жизни, быть втянутым в нее – вот основной стимулятор активности.

Степень воздействия вышеуказанных факторов в большей мере зависит от позиции и привычек конкретного человека, течения его жизни, его оценки достигнутых жизненных целей, а также от бытующих в его кругу представлений о жизни в старости.

Ни на каком другом отрезке жизни судьба человека не зависит в такой степени от его характера, нрава, привычек, умения найти общий язык с людьми, как в старости. Черты и свойства характера в значительной мере являются определяющими в его непосредственном общении с близкими и знакомыми, особенно в случаях обращения к ним за помощью. От этого зависит объем и качество опеки над ним со стороны родных, друзей, знакомых, соседей.

Если человеку, пользующемуся помощью других, все нс нравится, все кажется не так, если он все время ворчит, то и помогать ему начинают меньше, относятся сухо, руководствуясь лишь милосердием или расчетом. Поэтому подготовка к старости не должна сводиться только к такому, хотя и очень важному, делу, как расширение стареющими людьми круга интересов, овладение новыми навыками (возможно, даже новыми профессиями), чему служат клубы пенсионеров, так называемый университет третьего возраста, курсы трудовой терапии. Людей в предстарческом возрасте следует убеждать в необходимости следующего:

– выработать у себя умение ладить с людьми разного социального происхождения, образования, культурного уровня, профессии, возраста и т.д.;

– поддерживать старые связи и завязывать новые (например, на новом месте жительства);

– оказывать помощь разным людям, а не только близким родственникам;

– выработать умение надлежащим образом использовать помощь со стороны самых разных людей и во всевозможных жизненных ситуациях;

– самокритично подходить ко всему, что делаешь, уметь себя контролировать и дисциплинировать, всегда считаться с мнением других.

Обладание хотя бы частью рассматриваемых здесь качеств и навыков дало бы людям возможность стареть красиво, т.е. видеть в жизни на склоне лет не только темные, но и светлые стороны, а людям молодым и среднего возраста – относиться к старости с меньшей опаской и испытывать больше доброжелательности к пожилым.