Становление славянских государств

В раннем Средневековье завершается диферециация славян на три существующие доныне группировки – западную, восточную и южную. С распадом родового строя возникнают древнейшие славянские государства: Первое Болгарское царство, Само, Великоморавская держава, Карантания и Киевская Русь. С IX–X вв. среди славян начинает распространяться христианство.

Первое самостоятельное государство славян возникло в 623 г. в Центральной Европе на стыке зон влияния германцев и франков. Именем Само "Хроника Фредегара" называет и короля, избранного в этот год, и его государство. Территория этого племенного союза охватывала Моравию, большие части Богемии и Словакии, а также районы нынешних Нижней Австрии и Словении.

Вряд ли "Само" было его личным именем, как записал Фредегар. Более вероятно, что это была воспринятая "со слуха" словоформа, отразившая претензии этого славянского государства и его лидера на самостоятельность.

Отстояв свою независимость в нескольких сражениях с франками, государство Само пало под натиском аваров после 658 г. Однако наиболее развитый и обеспеченный ресурсами регион – его экономическое ядро, остался севернее зоны аварской оккупации. Через век с небольшим он стал центром возрождения славянской государственности – Великой Моравии.

Позже, в 681 г., на юге союз семи славянских племен создал Первое Болгарское царство. Свою самостоятельность оно сохраняло до начала IX в., когда после разрушительных для него войн с Византией оно стало ее вассальным государством. В правление Феодоры (регентша в 842–856 гг.), а затем ее сына Михаила III (до 867 г.) Византия организовала известную миссию Кирилла и Мефодия, завершившуюся христианизацией обоих славянских государств.

К моменту миссии Кирилла и Мефодия у большинства славян, развивших зачатки письменности, она оставалась на стадии "зарубок", возможно, имевших хозяйственно-экономическое значение. "Ведь прежде славяне, когда были язычниками, не имели письмен, но читали и гадали с помощью черт и резов"[1]. Только у народов Болгарского царства к тому времени уже была руническая письменность.

В качестве богослужебного был избран не греческий либо латинский, а славянский язык, причем для него был создан свой вариант письменности. Критически важные последствия этого факта для будущего развития многих славянских народов отнюдь не были однозначными и не должны идеализироваться. Первозадачей перевода богослужебных книг с греческого на славянский язык было распространение религии, для чего церковь и обеспечивала институциональные формы обучения грамоте.

С одной стороны, осваивая новые знания на родном языке, человек сохранял самобытность мироощущения. Но с другой – сам круг знаний большинства учащихся замыкался на скудном наборе переводных грековизантийских источников, в тематике которых богословие довлело над общеобразовательными дисциплинами (грамматика, риторика, философия и др.). Со временем недоступность многих первоисточников на античных языках, в особенности светских и научных, сказалась на развитии национального менталитета.

Крещение Руси происходило в период серьезных осложнений между восточным (греческим) и западным (латинским) клиром, завершившимся в 1054 г. схизмой – разделением церкви на православную и католическую. Поскольку религия оказалась встроена в государственную машину, то нетерпимость в вопросах веры выходила далеко за пределы, опосредованно влияя на все сферы жизни, включая в конечном счете и экономику.

Невозможность одолеть силой географически недосягаемое "враждебное окружение" породила тенденции к автаркии. К моменту решающих сражений Византии с турками русские княжества сами еще не вышли окончательно из-под монголо-татарского вассалитета, и если и задумывались о значимости свершающихся геополитических перемен, то были бессильны что-либо предпринять.

Позже, после того как гибнущая Византийская империя заключила на Флорентийском соборе (1439 г.) унию с Римом, Русь отрезала от себя и этот канал цивилизационного взаимодействия.