Лекция 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Актуальность проблем сотрудничества государств, международных организаций в сфере противодействия преступности обусловлена ее значительным ростом в мире, усложняющимся характером, масштабностью и глобальностью последствий. К настоящему времени в данном направлении сложился достаточно большой массив международно-правовых норм и принципов, механизмов, позволяющих координировать усилия всех субъектов международного права и в отдельных случаях национального права в целях эффективного сотрудничества в борьбе, профилактике, предупреждении, противодействии, пресечении, раскрытии и расследовании самых разнообразных преступлений.

Этому предшествовал достаточно длительный исторический путь формирования и развития правовых норм по противодействию преступности от самых первых двусторонних соглашений о выдаче преступников и до современных многосторонних соглашений о противодействии разнообразным видам преступлений, эволюционирующих вместе с развитием и усложнением сфер противоправных посягательств (от борьбы с незаконным оборотом наркотиков до противодействия киберпреступности).

Вопрос о периодизации истории возникновения и развития норм в сфере международного сотрудничества по противодействию преступности, на наш взгляд, является наиболее спорным и сложным, поскольку нет каких-либо общепризнанных критериев. В связи в этим, исходя из периодизации истории международного права, мы предлагаем выделить следующие исторические этапы данного процесса:

1) Древний мир (IV тыс. до н.э. — 476 г. н.э.);

2) Средние века (У-ХУИ вв.);

3) Новое время[1]:

а) период классического международного права (1648—1919 гг.);

б) международное право переходного периода (1919—1945 гг.);

в) современное международное право (с 1945 г. по настоящее время). При этом каждый этап имеет свои отличительные тенденции в развитии правовой регламентации международного сотрудничества по противодействию преступности.

Становление международного сотрудничества в борьбе с преступностью в период Древнего мира (IV тыс. до н.э. - 476 г. н.э.)

Представляется вполне оправданным, на наш взгляд, относить появление первых международных норм по противодействию преступности к данному историческому периоду, поскольку именно в это время начал формироваться институт экстрадиции (выдачи преступников).

В рабовладельческих государствах наиболее опасным преступлением считалось восстание рабов, поэтому государства брали на себя обязанность оказывать помощь другим государствам в подавлении восстаний. Хрестоматийным в этом отношении является заключенное в 1296 г. до н.э. соглашение между царем хеттов Хаттушилем III и египетским фараоном Рамсесом II о выдаче беглых рабов, которые по законам того времени являлись преступниками. В нем содержалось такое положение: "Если кто-либо убежит из Египта и уйдет в страну хеттов, то царь хеттов не будет его задерживать, но вернет в страну Рамсеса". При этом заслуживает внимания положение об обеспечении безопасности возвращаемых лиц, ибо "да не повредят их глаз, уст и ног".

В древней истории известны и конкретные факты выдачи. Приведем некоторые примеры из истории Древней Греции: афиняне согласились выдать Филиппу, царю Македонии, всех лиц, посягнувших на его жизнь, а ахейцы грозились Спарте нарушением договоренностей о союзе, если не будут выданы ее граждане, совершившие нападение на одну из деревень. В истории Рима также имеются такие примеры: галлы требовали выдачи напавшего на них Фабия в ответ на аналогичное требование римлян в отношении Аннибала; Катон, требовавший выдачи Цезаря германцам за то, что тот начал с ними несправедливую войну[2].

Конечно, столь немногочисленные договоренности эпохи рабовладения о выдаче "служат иллюстрацией неразвитости межгосударственных отношений того периода развития человеческого общества, но на их основании все же можно сделать вывод о существовании практики выдачи преступников"[3].

Вместе с тем необходимо отметить преимущественно политический характер выдачи лиц в приведенных примерах. По мнению Ф. Ф. Мартенса, они доказывают, что требования выдачи в этот исторический период "вызывались случайными политическими обстоятельствами. Обыкновенно они предъявлялись со стороны сильнейшего слабому государству, а отказ служил предлогом к войне. Настаивали на выдаче даже не политических преступников, но в большинстве случаев политических врагов, от которых выгодно было избавиться"[4].

В 797 г. при Карле Великом был заключен договор, содержащий первую правовую регламентацию выдачи лиц, обвиняемых в совершении преступлений, наказываемых смертной казнью[5].

Постепенно рамки правовой помощи между государствами расширялись. Например, договоры Древней Руси с Византией уже предусматривали наказания в уголовном порядке за преступления, которые могли совершить греки на территории Руси и русские люди — на территории Византии. Например, в договоре 911 г. определялись взаимные обязательства сторон по привлечению к уголовной ответственности за такие преступления, как грабеж, кража имущества, убийство, причинение телесных повреждений и другие деяния.

Постепенное развитие в данный период института выдачи лиц, совершивших преступления, привело к изменению понимания его сущности не как акта правовой помощи, а как справедливой уголовной кары.

Кроме того, хронологически к этому этапу следует отнести появление первых норм, направленных на борьбу с пиратством, представлявшим собой в то время одно из наиболее тяжких преступлений. Римское право рассматривало пиратов как врагов всего человеческого рода (hostis humanis generis). В дальнейшем такая норма стала частью общего международного права.