Становление психологии как науки

Основателем экспериментальной психологии стал немецкий философ, языковед, физиолог и психолог Вильгельм Вундт (1832-1920). Вундт признан одним из основателей и социальной психологии.

В 1879 г. В. Вундт создает в Лейпциге первую в мире лабораторию экспериментальной психологии для изучения структуры сознания и других психических функций человека. Разработки лаборатории публиковались в журнале "Философские исследования", созданном Вундтом в 1881 г. Лаборатория вскоре преобразуется в институт, который превращается в большую интернациональную психологическую школу. По данным М. Г. Ярошевского, эту школу прошли 136 немцев, 14 американцев, 10 англичан, шесть поляков, трое русских, двое французов.

Благодаря исследованиям Вуидта к концу XIX 1!. экспериментальная психология получила развитие во многих странах мира.

В 1884 г. Фрэнсис Гальтон (1822-1911) организует в Лондоне первую антропометрическую лабораторию. Его сотрудник Джеймс Кеттел (1860-1944) разрабатывает и осуществляет первые тестовые обследования (1890).

После стажировки у Вундта известный невролог и врач-психиатр Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) создает в 1885 г. в Казани первую в России психофизиологическую лабораторию.

Основатель французской психологической школы Альфред Бине (1857-1911) в 1889 г. основывает первую во Франции психологическую лабораторию. Он закладывает основы патопсихологии, педагогической психологии, дефектологии, разрабатывает методы экспериментального изучения высших психических функций - мышления и речи, разрабатывает тест интеллектуального развития, предлагает метод естественного эксперимента.

Разработку методологии метода естественного эксперимента осуществили русские психологи А. Ф. Лазурский (1874-1917) (психология личности) и В. М. Бехтерев (психология малых групп).

В 1889 г. в Париже проходит первый психологический конгресс.

В конце XIX в. немецкий психолог Герман Эббингауз (1850-1909) создает лабораторию изучения памяти, открывает ряд закономерностей памяти (кривая забывания Эббингауза). Американский психолог Эдуард Торндайк (1874- 1949) разрабатывает объективные методы исследования процесса формирования навыков у животных и человека, закладывает основы для возникновения бихевиоризма.

В начале XX в. ученик В. Вундта Освальд Кюльпе (1862- 1915) создает Вюрцбургскую психологическую школу (г. Вюрцбург - Бавария). На основе проведенных исследований интеллектуальной сферы психики человека в этой школе было установлено наличие в мышлении несенсорных компонентов - умственных действий и наличие в сознании несенсорных системообразующих компонентов - смыслов и значений.

На рубеже веков большую известность приобретает американский психолог и философ Уильям Джемс (1842-1910). В отличие от Вундта, выделявшего в сознании отдельные структурные элементы (ощущение, образ, чувство), Джемс исходил из идеи целостности и динамичности сознания, ввел термин поток сознания, объясняя его направленность нуждами индивида. В человеке Джемс различал три сферы: материальную, социальную и духовную, предложил поуровневую трактовку личности и систему ее анализа с позиций внешних и внутренних проявлений. Джемсу принадлежит заслуга разработки теории эмоций (одновременно с датским анатомом К. Ланге) как функции физиологических изменений в организме, положившей начало учению о телесных механизмах эмоций.

Под влиянием эмоциональной теории Джемса дальнейшее осмысление этой проблемы содержится в работах профессора Гарвардской медицинской школы Уолтера Кеннона (1871 - 1945). Он выявил роль адреналинового фактора в повышении энергетики человека в эмоционально напряженных ситуациях. Кеннон создает нейрогуморальную теорию эмоций. Он установил, что эмоции являются функцией подкоркового центра - таламуса и сформулировал основной принцип саморегуляции организма - принцип гомеостаза, объясняющий механизм поддержания постоянства, устойчивого равновесия внутренней среды организма ("Мудрость тела", 1932).

В первой половине XX столетия в Европе и США возникает ряд самостоятельных психологических школ со своим пониманием предмета психологии, методов исследования, имеющих свои системы основных понятий.

Наибольшую известность в Европе получили психоанализ гештальтпсихология ; в США - бихевиоризм3; школа К. Левина (1890-1947).

В начале XX в. формируется новая отрасль психологии - социальная психология4.