Становление психологии бизнеса как направления в психологии

Психология бизнеса как направление в психологии формировалось в течение длительного периода, что было обусловлено как развитием психологической науки, формированием эмпирической и практической психологии, так и развитием самого бизнеса как сложно организованной социально-экономической реалии общества.

В литературе встречаются различные названия этого нового направления, которые, по сути, означают очень близкие понятия: "психология бизнеса" (Емельянов, Поварницына, 1998; Иванова, Михайлова, Штроо, 2008) и "бизнес-психология" (Бардиер, 2002). В зарубежной психологии используется более широкий спектр понятий: psychology of business, business psychology, psychology in business, psychology and business и т.д. Существующее разнообразие понятий подтверждает, что данное направление психологической науки находится на стадии своего оформления и поэтому еще не утвердилось в каком-то одном принятом варианте. Обобщая различные точки зрения, можно сказать, что психология бизнеса формируется как практическая область экономической и социальной психологии[1].

В мировой практике формирование научной и практической школы психологии бизнеса относится к опыту, преимущественно, вузов и профессиональных организаций Великобритании. В этой стране был издан учебник по психологии бизнеса, который выдержал три издания (McKenna, 2000).

Надо отметить, что согласно сложившейся логике развития прикладных направлений психологии, в Великобритании сформировалась традиция подготовки именно бизнес-психологов (в отличие, например, от США, где для специалистов такого профиля предназначены программы Organizational Psychology, Occupational Psychology и т.п.).

Популярность бизнес-психологов в Великобритании привела к созданию нескольких ассоциаций этих специалистов, основными из которых являются – Ассоциация бизнес-психологов (Association of Business Psychologists) и Форум бизнес- и потребительской психологии (Forum for Business and Consumers Psychology). Главный мировой центр подготовки бизнес-психологов – это Лондон. Именно в этом научном, финансовом и промышленном центре мира бизнес-психо- логов готовят в нескольких вузах: University College London, London Metropolitan University, Westminster University, Kingston University, City University London и др.

Кроме того, в ряде университетов Великобритании работают программы подготовки бизнес-психологов. Надо отметить, что количество этих программ постоянно растет. При этом происходит специализация внутри программ, например разделение на программы по бизнес-психологии (Business Psychology) и психологии потребителей (Consumer Psychology). Показательно, что сама история появления этих программ и их дальнейшее развитие свидетельствуют о междисциплинарном характере этого направления. Как правило, программы открывались людьми, имеющими подготовку в области как психологии, так и бизнеса. Более того, некоторые программы по психологии бизнеса открывались первоначально в русле бизнес-школ.

Примеры из практики

Программа по бизнес-психологии подготовки бакалавров (Undergraduate program) в Сити университете г. Бирмингема (Birmingham City University) работает на базе двух факультетов университета: бизнес-школы и психологического факльтета. Один из создателей этой программы профессор Мартин Болес (Martin L. Bowles) считает, что появление этой программы является проявлением постмодернизма в психологии.

Обучение проводится по психологии и основам экономики. Программа включает в себя 24 предмета: 12 предметов связаны с основами экономики (реклама, финансы, экономика, менеджмент и т.д.); 12 – с основами психологии (общая, социальная, психология личности, консультирование и т.д.). Первый год обучения ведется на факультете психологии. Основная концепция заключается в подготовке бизнес-психологов – специалистов, которые, зная психологию и разбираясь в основах бизнеса, могут помочь бизнесменам не потерять свое человеческое лицо, быть способными к личностному росту и нормальным коммуникациям с людьми, повышению своей эффективности и конкурентоспособности. Основная проблема подготовки: сложная профессиональная позиция бизнес-психологии. Люди в бизнесе с психологической подготовкой могут проявлять большую эффективность в управлении собой, организацией, развитии коммуникаций, имиджа. У них больше возможностей для понимания жизни организации и развития эффективных взаимоотношений внутри и вовне организации.

Формы учебной работы традиционные для современных вузов: лекции, семинары, подготовка эссе, работа над проектами. Но используется множество и других разнообразных подходов и методов обучения: анализ ситуаций (ситуативный подход), сравнительные исследования, исследование групп (количественный анализ), анализ конкретных примеров (качественный анализ), метафоры, истории (метод метафор, историй, например бизнесмен – это лев), digital performance (метод подготовки фильмов и телепередач), самопрезентации и т.д. Главное подготовить специалистов как для исследовательской, так и для практической работы (второй отдается предпочтение).

На уровне магистратуры (Postgraduate programs, Masters programs) в Лондоне одними из первых открыли программы подготовки бизнес-психологов университеты Лондон Метрополитен (London Metropolitan University) и Вестминстер (University of Westminster). Но сегодня такие программы и курсы есть и в других университетах Лондона, таких как University of East London, University of London, Kingston University и др. Также они открыты и в других городах, например, Bangor University, New Castle University и т.д. Магистерская программа "Бизнес-психология" MSc. Лондон Метрополитен университета работает с 2004 г.

Цель подготовки: развить мышление и практические навыки психологов, релевантные для работы с бизнесменами, научить психологов разговаривать с бизнесменами, быть понятными для них, сформировать у студентов систему человеческих ценностей, развить навыки взаимодействия, самопрезентации.

Среда студентов – это не только выпускники факультетов психологии, но и представители бизнеса, комитетов по приему на работу в компаниях, предприятиях, работников финансовых и других профессиональных групп.

Программа направлена на то, чтобы студенты могли применять теоретические подходы и психологические знания в работе организации. Это поможет будущим специалистам повысить эффективность и конкурентоспособность бизнеса.

Основное ОГЛАВЛЕНИЕ программы включает в себя курсы и мастер- классы по психологии. Значительное место отводится пониманию бизнеса и его роли в обществе, а также общему развитию студентов. Происходит формирование как знаний, так и навыков, необходимых для работы в бизнесе, которые должны продемонстрировать студенты в ходе занятий.

Формы занятий: традиционные лекции, практические занятия, независимое исследование, проекты, связанные с организациями. Приведем пример структуры курса, которая реализовывалась в 2009–2012 гг.

Модуль 1. Психология успеха в бизнесе (Psychology for Business Success). Включает в себя такие темы, как: мотивация бизнес-деятельности, роль психологии в управлении и развитии бизнеса; консультирование и коучинг как методы развития личности для достижения успеха в бизнесе и т.д.

Модуль 2. Организационное научение, инновации, креативность (Organisational Learning, Innovation and Creativity): обучение на индивидуальном, групповом и организационном уровнях, которое может привести к инновациям.

Модуль 3. Отбор и развитие персонала для успеха в бизнесе (Selection and Development for Business Success): анализ элементов успешного поведения в бизнесе и процедур отбора, оценки и развития персонала.

Модуль 4. Организационная культура и изменения (Organisational Culture and Change): антропологический и психологический анализ организации. Метафоры культуры, теория Фрейда для понимания того, как индивиды получают опыт в группах и организациях. Модуль 5. Принятие решений, лидерство и мотивация (Decision Making, Leadership and Motivation): природа управленческих решений, связь управления и лидерства, стили лидерства, взаимосвязь с условиями и мотивацией.

Модуль 6. Исследовательские методы, навыки консультирования (Research Methods and Consultancy Skills): развитие навыков и различных методов исследования, сбора и обработки данных, минипроекты и конкретные организационные задачи, навыки ведения переговоров и консультирования.

Модуль летний (четыре месяца) – Проект (Business Psychology Project): независимое исследование в организационном случае. При оценивании работ (проектов, отчетов, эссе, диссертаций) студентов учитываются академические и практические критерии. Традиционных зачетов и экзаменов не проводится.

Выпускники программы работают в службах управления персонала бизнес-организаций, маркетинговых отделах, рекламных агентствах и т.д. Кроме того, они создают свой собственный бизнес. Близкой по содержанию является программа подготовки бизнес-психологов университета Вестминстера в Лондоне (University of Westminster).

О разнообразной карьере выпускников подобных программ свидетельствуют биографии представителей ассоциации бизнес-психологии Великобритании, которые можно найти на сайте ( theabp.org.uk/).

В нашей стране подготовка бизнес-психологов проводится на факультете психологии Национального исследовательского университетаВысшая школа экономики (hse.ru). Программа "Психология в бизнесе" направлена на подготовку специалистов-психо- логов для работы в бизнес-организациях, т.е. компаниях, фирмах и других учреждениях, нацеленных на производство товаров и услуг, получение прибыли. В мировой практике такие специалисты получили название бизнес-психологов. Студенты учатся анализировать бизнес как организацию, деятельность и социальный институт, его влияние на социальное и профессиональное становление личности; изучают принципы и технологии психологического сопровождения бизнес-организаций, индивидуального и группового консультирования, организации внутрифирменного обучения. Основная предметная область теоретического и практического обучения связана с психологией бизнеса – современной отраслью психологии, которая возникла на стыке организационной, социальной психологии, психологии труда и личности, а также социологии, управления и экономики. Большое внимание уделяется проблематике экономической психологии, связанной с изучением экономического сознания личности и общества, психологии предпринимательства и потребительского поведения.

Научно-исследовательская работа студентов выстраивается вокруг постоянно действующего методологического семинара как формы обсуждения научных планов и идей, специфики применения консультирования в работе с бизнесменами и т.п. Основные направления научных исследований определяются актуальной проблематикой в области психологии бизнеса, экономической и организационной психологии.

Выпускники программы занимают позиции психолога-консуль- танта, специалиста по организационному развитию, менеджера по персоналу, директора по управлению персоналом, бизнес-тренера, тренинг-менеджера и др.

Итак, психология бизнеса может быть выделена как отрасль психологии, которая изучает бизнес и направлена на оптимизацию взаимоотношений бизнеса и общества, а также всех заинтересованных сторон и помощь субъектам бизнеса. Психология бизнеса тесно связана с другими науками и психологическими дисциплинами. Выделим наиболее значимые из них: психология мышления, психология творчества, социальная психология, психология личности, психология управления, менеджмент, экономическая психология, в частности психология предпринимательства, экономика.