Становление и формирование личности

В этой части лекции мы более подробно остановимся на том, как человек становится личностью.

Личность — это общественно развитый человек. Личностные качества человека соответствуют его природе и продуцируют самодеятельность. Поэтому целесообразно определиться с тем, какие условия влияют на становление личности, что характерно для её формирования.

Обозначим условия становления личности. Они неоднозначны в понимании различных мыслителей.

Можно идти по пути, представленному К. Марксом, и охарактеризовать четыре модуса общественной жизни, они же — условия, способствующие становлению личности:

- экономические (хозяйственно-производственные);

- политические (властно-правовые);

- социальные (индивидуально-предметные);

- духовные (идейно-нравственные).

Такой четырёхуровневый подход был принят и идеологически закреплён в обществознании советского периода. Он устанавливал незыблемость этих сфер общественной жизни, а коль личность — функционально общественный человек, то его становление и развитие определялось спецификой отношений в этих сферах жизни общества: экономически уравненный, политически преданный, социально структурированный, идейно подготовленный. Эта идеологическая конструкция формирования личности была принята в СССР и странах соцлагеря XX столетия. Личность "штамповалась" ("идеологическая социализация") в тоталитарной "коммунистической парадигме", без внимания и учёта её индивидуальных особенностей, а, тем более, потребностей.

Стоит отметить, что были и иные концепции, относящиеся к проблеме формирования личности, связанные с именами З. Фрейда, Ф. Ницше, П. Сорокина, Г. Лассуэлла и других представителей научных школ Запада. Они весьма интересны и поучительны.

Поэтому, мы будем говорить о проблеме формирования личности с учётом различных теоретических построений и представим этот процесс в соответствии с методологией построения сфер общественной жизни, как самостоятельных системообразующих институтов жизни общества, которые подробнее будут представлены в ХIII—XV лекциях. Здесь же нас будут интересовать сферные особенности формирования личности.

Известна концепция сферирования общественной жизни Л. Зеленова. Суть этой концепции заключается в понимании родовой деятельности общества, которой обусловлено появление и развитие восьми сфер общественной жизни — экономической, экологической, управленческой, педагогической, научной, художественной, медицинской и физкультурной.

Применительно к означенным сферам жизни общества происходит формирование личности и её всестороннее развитие, которое напрямую связано с процессом социализации. В частности, в сфере экономики, характер функционирования которой объективирован потребностями общества, включающими производство, потребление, обмен и распределение товаров и услуг, индивид усваивает накопленный поколениями опыт экономической деятельности, происходит формирование необходимых социальных качеств, что позволяет ему профессионально осуществлять деятельность и совершенствоваться. Это — общий методологический подход. В соответствии с ним оценивается характер деятельности в других сферах жизни общества и уровень её влияния на формирование и всестороннее развитие личности.

Чем совершеннее общество в функциональной взаимосвязи сфер его жизни, то есть системообразующих институтов, тем предметнее процесс формирования личности и её всестороннее развитие (образование — обучение — воспитание : самообразование — самообучение — самовоспитание). Соответственно с этим возрастает её обратная связь с обществом, через персональную отдачу знаний, умений, установок в конкретных видах деятельности и в целом в сферах общественной жизни.

Стоит отметить, что восьмисферная (родовая) концепция общественной жизни, представляя научный интерес, не может претендовать на однозначность, она находится в диалектическом процессе соотнесения возможного и действительного в общественной жизни, её содержания и формы.

Сферы общественной жизни историчны, основаны на базовых формах общественной деятельности (общественной, здесь — значимой и необходимой для функционирования всего общества) и представляют собой самостоятельные системообразующие институты жизни общества со сложившимися правилами, принципами, нормами, культурой. Их становление является закономерностью общественного развития, обусловленной потребностями, и потенциалом общества. В соответствии с этой закономерностью логично выглядит десятисферная структура общественной жизни, включающая помимо означенных восьми сфер, сферу обороны — Вооружённые силы и оборонно-промышленный комплекс и сферу общественной безопасности, историческое возникновение и функционирование которой обусловлено потребностью общества по пресечению внешних и внутренних угроз, исходящих от террористических, националистических, криминальных экономических, коррупционных и иных деструктивных структур, методами специальной, разведывательной, милицейской, дипломатической, охранной, таможенной, судебно-правовой, антимонопольной и иной направленности. Кроме того, в недалёкой исторической перспективе произойдёт становление ещё одной сферы жизни общества, в которой индивид будет реально персонифицироваться как личность — это сфера космонавтики, которая на данный эпохальный момент развития общества представляет область (вид) профессиональной деятельности, то есть рассматривается узкопредметно в системно-функциональном поле общественного бытия. Но, это — уже удел теории, а трансформация данного профессионального института в сферу общественной жизни, т.е. системообразующий институт жизни общества, объективна.

В чём же сущностной смысл формирования личности, исходя из означенной специфики сферного подхода и, соответствующих сферам, условий бытия человека?

Смысл в том, что личность формируется в процессе деятельности. Деятельность — это тот адаптивный субстрат, который определяет как момент становления личности человека, так и характер её дальнейшего развития. В нём также важен элемент общения, элемент коммуникации. В целом формирование человека как личности осуществляется в процессе деятельности, в процессе социализации, то есть постепенного освоения уже имеющегося человеческого опыта (образование — обучение — воспитание : самообразование — самообучение — самовоспитание). Деятельность предполагает функциональное становление качеств личности, а социализация требует от индивида продуктивной активности, выражающейся в постоянной корректировке своих действий, поступков, поведения в соответствии с усвоением социального (жизненного) опыта поколений. В процессе социализации происходит постепенная трансформация усвоенного опыта в персональные качества личности. В основе этой трансформации лежит деятельность человека. Деятельность как целесообразное взаимодействие индивида с предметным миром в целом и в конкретной сфере жизни общества в частности. Целесообразность человеческой деятельности выражается в двух формах: 1) сообразность социальным целям (как культурным программам общества); 2) сообразность личностным целям (как творческим программам личности).

Если следовать социокультурным программам (исторически сложившимся, стабилизировавшимся формам, способам, методам), то создается лишь возможность репродуктивной деятельности (воспроизведение уже имеющегося), а следование личностным программам — предполагает возможность творческой, новационной деятельности.

В основе деятельности человека лежат потребности — побудительные силы (мотивация) и способности — деятельностные силы (реализация).

Способом деятельности являются сложившиеся в обществе программы, методы, модели, приёмы.

Побудителем деятельности является общественная потребность, выступающая по отношению к индивиду как долг, как внешнее долженствование, как объективная сила (она может приобретать форму принуждения, материального и морального стимулирования).

Таким образом, деятельность со стороны личности детерминирована "долгом" и "стандартами" (общепринятыми правилами). Поскольку же и долженствование, и стандартные программы вырабатываются обществом, а не самим человеком, постольку они образуют как бы внешнюю для человека детерминацию, которой он объективно вынужден подчиняться. Это то, что в обыденном сознании воспринимается и оценивается как "работа". Но это и тот фон, та среда, где формируется личность.

Личность вне деятельности не существует, она есть совокупность социальных и общественных отношений, собственных генетических и интеллектуальных, физических и психических особенностей, способствующих проявлению потребностей и способностей человека в его профессиональной среде: космонавт или учёный, водолаз или врач, педагог или лётчик, фермер или офицер.