Стандарты и системы качества

На уровень качества продукции значительное влияние оказывают местные, случайные и субъективные факторы. Для предупреждения их влияния и обеспечения требуемого уровня качества в течение всего периода изготовления продукции необходима система управления им. Управление качеством достигается посредством организации работы соответствующих подразделений предприятия.

Система качества создается и внедряется на предприятии для достижения поставленных целей в области качества и представляет собой совокупность организационной структуры, методик, процедур и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством. Система качества документируется. В документах подробно описываются процедуры по обеспечению качества, а для их выполнения разрабатываются соответствующие инструкции.

Процесс обеспечения качества состоит из следующих этапов:

— оценки уровня качества имеющихся па рынке аналогичных изделий, анализа требований покупателей;

— прогнозирования и планирования уровня качества;

— разработки стандартов;

— проектирования качества в процессе конструирования изделия и разработки технологии изготовления продукции;

— контроля качества исходных сырья и материалов;

— контроля в процессе производства изделия и его приемочного контроля;

— контроля качества изделия в условиях эксплуатации;

— анализа отзывов и рекламаций покупателей. Эффективность работы системы качества зависит от достоверности получаемой информации, скорости прохождения сигналов обратной связи о дефектах и отклонениях, а также адекватности применяемых мер. Поэтому в системе качества осуществляется постоянный контроль — организуются регулярные проверки. Основная задача состоит в выявлении фактов и причин отклонений всех элементов системы, разработке соответствующих предложений и рекомендаций по их ликвидации и дальнейшему совершенствованию системы. Проверка осуществляется по заранее разработанному плану. Процедура проверки заключается в установлении степени соответствия фактического состояния работ требованиям, установленным документами системы.

Одной из основных процедур, обеспечивающих качественный уровень продукции, является стандартизация.

Стандартизация — деятельность, направленная на формирование системы стандартов качества как основы нормативно-правовой базы организации и функционирования систем управления качеством. Эта деятельность проявляется в разработке, опубликовании и применении стандартов.

Объектом стандартизации называют продукцию, процесс или услугу, для которых разрабатывают требования, характеристики, параметры, правила и т.п. Областью стандартизации именуют совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. Например, машиностроение является областью стандартизации, а объектами стандартизации в машиностроении могут быть технологические процессы, типы изделий, безопасность продукции и т.д.

Стандартизация осуществляет функцию нормирования. Цель стандартизации — разработка норм, требований, правил, характеристик, касающихся объекта стандартизации, обеспечивающих безопасность продукции для жизни и здоровья людей, совместимость и взаимозаменяемость изделий, единство измерений, экономию всех видов ресурсов, безопасность хозяйственных объектов.

Стандарт — это нормативный документ, разработанный на основе соглашения большинства заинтересованных сторон и утвержденный признанным органом (или предприятием). В стандарте установлены нормы, правила, требования, характеристики, касающиеся объектов стандартизации. Он может также включать требования к терминологии, символам, упаковке, маркировке продукции. Стандарт устанавливает параметры качества.

Стандарты признаются средством управления производством и разрабатываются как техническая документация. Они основаны па обобщенных результатах науки, техники и практики и направлены на достижение оптимальных результатов общественной деятельности.

Национальная стандартизация осуществляется на разных уровнях: на государственном, отраслевом, производственном в рамках фирмы, предприятия и учреждения.

Нормативные документы по стандартизации в России подразделяются на следующие категории:

— государственный стандарт РФ — ГОСТ Р;

— отраслевой стандарт — ОСТ;

— технические условия — ТУ;

— стандарты предприятий и объединений предприятий (союзов, ассоциаций, концернов, межотраслевых, региональных и других объединений) — СТП;

— стандарты научно-технических и инженерных обществ (союзов, ассоциаций и других общественных объединений) — СТО.

В зависимости от специфики объекта стандартизации и устанавливаемых к нему требований разрабатываются стандарты следующих видов.

Основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-технические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования, нормы и правила, обеспечивающие взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки. Эти документы, как правило, используются либо как стандарты, либо как методические документы, па основе которых могут разрабатываться другие стандарты.

Стандарты на продукцию и услуги устанавливают требования к группам однородной продукции (услуг) или к конкретной продукции (услуге), обеспечивающие соответствие продукции ее назначению.

Стандарты на работы (процессы) устанавливают основные требования к методам выполнения различного рода работ в технологических процессах разработки, изготовления, хранения, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции.

Стандарты на методы контроля устанавливают методы проведения испытаний, измерений, анализа продукции при ее создании, сертификации и использовании.

Система стандартов:

— обеспечивает защиту интересов потребителя и государства в вопросах качества продукции, охраны окружающей среды, безопасности жизни и здоровья населения;

— гарантирует техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции;

— создаст условия для рационального использования ресурсов за счет оптимизации всех видов работ, проводимых в системе качества, развития унификации, взаимозаменяемости продукции и процессов;

— служит нормативно-технической базой социально-экономических программ и проектов;

— предусматривает стабильный выпуск продукции заранее определенного уровня качества.

В зависимости от масштабности распространения стандарты бывают:

• национальные — стандарты, принятые национальным органом и" стандартизации одной страны;

• региональные — стандарты, принятые региональной международной организацией по стандартизации;

• межгосударственные — стандарты, принятые государствами, присоединившимися к соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, и применяемые ими непосредственно;

• международные — стандарты, принятые Международной организацией по стандартизации (ИСО).

Основное назначение международных стандартов — создание на международном уровне единой методической основы для разработки новых и совершенствования действующих систем качества и их сертификации для обеспечения международной торговли, ликвидации барьеров, возникающих в силу различия национальных стандартов, изданных правительствами разных стран законов и правил. Международный опыт управления качеством сконцентрирован в пакете международных стандартов серий ИСО 9000, ИСО 14 000, ИСО 16 000 и др., принятых Международной организацией по стандартизации. Эти стандарты представляют собой набор требований, охватывающих определенные направления деятельности на предприятии: определение требований к качеству продукции, се безопасности, ведению документации, контролю выпускаемой продукции, мерам корректирующего воздействия и др.

Производитель добровольно принимает решение о внедрении системы качества и сертификации ее на соответствие требованиям этих международных стандартов.

Стандарты серии ИСО 9000 устанавливают требования к системам менеджмента качества продукции; серии ИСО 14 000 — к системам менеджмента по защите окружающей среды и безопасности продукции. Стандарты серии ИСО 16 000 устанавливают требования, относящиеся к измерению содержания загрязняющих веществ в воздухе замкнутых помещений. Международные стандарты установили единый признанный в мире подход к оценке систем качества и одновременно регламентировали отношения между производителями и потребителями продукции на основе строгого соблюдении культуры производства.

Соответствие фактических характеристик продукции установленным требованиям нормативных документов подтверждается при проведении сертификации продукции. Сертификация основана на проведении испытаний продукции, оценке условий производства сертифицируемой продукции, надзоре за выполнением процедур по обеспечению качества продукции независимым органом. Обязательной сертификации подлежат те продукты или показатели качества изделия, которые могут оказать нежелательное воздействие на человека или окружающую среду. Так, обязательной сертификации подлежат продукты питания, газовые приборы, строительные материалы, автомобили, электрооборудование, самолеты и др. Продукцию, подлежащую обязательной сертификации, но не прошедшую ее, производитель не имеет права не только реализовать, но и производить.

Продукция, прошедшая сертификацию, маркируется знаком соответствия, заносится в сертификационных центрах в список изделий, разрешенных к продаже, на нее выдается документ — сертификат соответствия.

Добровольная сертификация проводится только по инициативе ее изготовителя. В этом случае производитель вправе сертифицировать свою продукцию на соответствие любым требованиям нормативно-технической документации. Сертификационный знак, выданный престижным испытательным центром но сертификации, служит лучшей рекламой продукции. Данный вид сертификации применяется с целью повышения конкурентоспособности продукции.