Стандарты кредитоспособности

Можно дать два определения кредитоспособности – с позиции заемщика и с позиции кредитора. С позиции заемщика кредитоспособность – это наличие предпосылок для получения кредита, способность возвратить его и уплатить проценты за пользование кредитом. С позиции кредитора кредитоспособность представляет собой правильное определение размера допустимого кредита.

Существуют различные стандарты (показатели) кредитоспособности. При предоставлении коммерческого кредита лучше всего пользоваться показателями, разработанными банками. В качестве примера возьмем методику анализа кредитоспособности Сбербанка России. Для оценки финансового состояния заемщика используется три группы оценочных показателей:

1) коэффициенты ликвидности: К1 – коэффициент абсолютной ликвидности, К2 – коэффициент промежуточного покрытия, КЗ – коэффициент текущей ликвидности (общий коэффициент покрытия);

2) коэффициент соотношения собственных и заемных средств – К4;

3) показатели оборачиваемости и рентабельности (оборачиваемость оборотных активов, оборачиваемость дебиторской задолженности, оборачиваемость запасов, рентабельность продукции (рентабельность продаж) – К5; рентабельность деятельности предприятия (отношение чистой прибыли к выручке от реализации товаров) – К6; рентабельность вложений в предприятие (отношение балансовой прибыли к итогу баланса).

Основными оценочными показателями являются К1, К2, К3, К4, К5 и К6. Другие показатели используются для общей характеристики и рассматриваются как дополнительные.

В зависимости от значения оценочных показателей (К1 – К6) все коэффициенты делятся на категории – I, II, III2 (табл. 17.6).

Таблица 17.6

Группировка коэффициентов кредитоспособности по категориям

Коэффициенты

I

категория

II

категория

III

категория

Κ1

0,1 и выше

0,05-0,1

менее 0,05

К2

0,8 и выше

0,5-0,8

менее 0,5

К3

1,5 и выше

1,0-1,5

менее 1,0

К4:

– кроме торговли и лизинговых компаний

0,4 и выше

0.25-0,4

менее 0,25

– для торговли и лизинговых компаний

0,25 и выше

0.15-0,25

менее 0,15

К5

0,1 и выше

менее 0,1

нерентаб.

Кб

0,06 и выше

менее 0,06

нерентаб.

Каждому из оценочных коэффициентов присваивается определенный рейтинг (вес). Для определения рейтинга заемщика рассчитывается сумма баллов S (табл. 17.7).

Таблица 17.7

Расчет суммы баллов (S)

Показатель

Фактическое значение

Категория

Вес показателя

Расчет суммы баллов

К1

0,017

3

0,05

0,05 × 3 = 0,15

К2

0,344

3

0,10

0,10 × 3 = 0,3

К3

1,014

2

0,40

0,4 × 2 = 0,8

К4

1,696

1

0,20

0,2 × 1 = 0,2

К5

0,216

1

0,15

0,15 × 1 =0,15

Кб

0,15

1

0,10

0,1 × 1 = 0,1

Итого:

X

X

1

S = 1,7

Формула расчета суммы баллов имеет следующий вид:

S = 0,05 × категория К1 + 0,10 × категория К2 + 0,40 ×
× категория КЗ + 0,20 × категория К4 + 0,15 × категория К5 +
+ 0,10 × категория Кб.

Для остальных показателей третьей группы (оборачиваемость и рентабельность) не устанавливаются оптимальные или критические значения ввиду большой зависимости этих показателей от специфики предприятия, отраслевой принадлежности и других конкретных условий деятельности. Оценка результатов расчетов этих показателей основана, главным образом, на сравнении их значений в динамике.

Заключительным этапом финансового анализа является определение рейтинга заемщика (класса). Устанавливаются три класса заемщиков:

– первоклассные, кредитование которых не вызывает сомнений;

– второго класса, кредитование которых требует взвешенного подхода;

– третьего класса, кредитование которых связано с повышенным риском.

Рейтинг определяется по сумме баллов по шести коэффициентам.

Первый класс кредитоспособности: S = 1,25 и менее.

Второй класс кредитоспособности: 5 > 1,25%, но < 2,35.

Третий класс кредитоспособности: 5 > 2,35.

Если в результате качественной оценки выявлены факторы, очевидно свидетельствующие о неспособности предприятия выполнять свои обязательства, то организации присваивается класс "d" – дефолт. К таким факторам относятся:

– наличие просроченной задолженности перед банком сроком более 30 дней;

– вынесение арбитражным судом определения (решения) о введении в отношении организации одной из процедур банкротства.

Значение показателя S = 1,7 означает, что организация относится ко второму классу кредитоспособности. Однако, учитывая то, что организация имеет неудовлетворительную структуру баланса, банк понизит класс кредитоспособности со второго до третьего.

Оценить кредитоспособность покупателя можно также, проанализировав возможность его банкротства.

Мы рассмотрели сущность кредитоспособности с позиции заемщика. Теперь рассмотрим эту сущность с позиции кредитора. Как ранее уже говорилось, это правильное определение размера допустимого кредита.

Заемщики делятся на крупных и мелких. Мелких фирм множество. Кредитор не в состоянии проанализировать их финансовую отчетность. В этом случае, как правило, кредит предоставляется автоматически, но на небольшие суммы. Может также использоваться политика превышения суммы прибыли первого года над суммами под риском. Предположим, что предприятие – кредитор получает выручку от реализации в сумме 700 000 руб., себестоимость реализованной продукции – 595 000 руб. Прибыль от реализации составит 105 000 руб. или 15% от выручки. Клиенты просят отпустить товары is кредит на сумму 100 000 руб., предполагаемая прибыль от этой суммы составит 15 000 руб.

Сумма под риском = кредитный лимит – прибыль = 85 000 руб. (100 000 – 15 000). Она меньше суммы прибыли (105 000 руб.). Поэтому кредит клиенту на сумму 100 000 руб. можно предоставить.

Иначе определяется размер кредита, если заемщики – крупные предприятия. В этом случае обычно устанавливается абсолютный размер кредита, предоставляемого одному заемщику независимо от его кредитоспособности. Или же лимит кредитования устанавливается в процентах к уставному капиталу или чистому рабочему капиталу. Чистый рабочий капитал = оборотные активы – краткосрочные обязательства.

Для определения возможности предоставления кредита тому или иному покупателю может использоваться метод оценки кредитной истории – кредит-скоринг. Для оценки кредитной истории используются следующие показатели:

– общее время работы с данным покупателем;

– среднемесячный объем продаж, приходящийся на данного покупателя (используется АВС – анализ: А: > 5% выручки от реализации товаров; В: 1–5%; С: < 1% выручки);

– показатель оборачиваемости дебиторской задолженности по данному покупателю;

– объемы и сроки просроченной дебиторской задолженности;

– неформальная оценка значимости клиента работающим с ним менеджером.

Все показатели оцениваются по 100-балльной системе. Наивысший балл присваивается наиболее предпочтительному показателю. Каждому показателю присваивается вес, и выводится средний рейтинг покупателя в баллах (табл. 17.8).

Таблица 17.8

Оценка кредитоспособности покупателя

Показатель

Балльная

оценка

Вес

Взвешенная

оценка

Период работы с данным покупателем

80

0,12

9,6

Среднемесячный объем продаж

90

0,45

40,5

Оборачиваемость дебиторской задолженности

80

0,10

8

Объем и сроки просроченной дебиторской задолженности

100

0,25

25

Неформальная оценка клиента

100

0,08

8

Итого:

1,0

91,1

Кредитный рейтинг присваивается следующим образом: группа А – более 70 баллов; группа В – 50 – 70 баллов; группа С – менее 50 баллов.

В соответствии с присвоенным рейтингом выстраивается кредитная политика организации.

При наборе менее 50 баллов кредит не предоставляется, расчеты ведутся в предоплате или по факту.

При наличии 50–70 баллов предлагается ограниченное кредитование с дополнительными условиями (лимитирование суммы кредита, отсрочка платежа с последующим жестким контролем срока оплаты).

При наборе от 70 до 100 баллов кредитование может производиться на льготных условиях.

Политика сбора платежей

Это перечень конкретных мероприятий, которые планирует произвести поставщик в отношении покупателей, несвоевременно оплачивающих счета. В этом разделе указываются также расходы на проведение этих мероприятий.

При выработке политики сбора платежей дебиторы делятся на три группы: деловая порядочность, безразличие и непорядочность. Для первой группы характерно намерение своевременно оплатить долг, честное предупреждение об отсрочке платежа, явное желание сохранить связь с поставщиком. Для второй – безразличное поведение, нарушение сроков оплаты. Для третьей – пренебрежение деловыми обязательствами, уверенность в безнаказанности, не заинтересованность в будущих связях с партнером. В зависимости от того, к какой группе принадлежат дебиторы, могут использоваться различные методы воздействия на них. Для дебиторов первой группы используются звонки-напоминания по истечении срока оплаты, письменные напоминания после звонка, предложение альтернативных форм оплаты (векселем) и др. Для дебиторов второй группы рекомендуется давление звонками и факсами после письменного напоминания, предложение о бартере, взаимозачете, направление претензионного письма через 30 дней после истечения срока оплаты. Для покупателей третьей группы предпочтительны приостановка деловых связей, силовая переуступка долга (продажа дебиторской задолженности), факторинг.

Скидки, предоставляемые за оплату в более ранние сроки

За досрочную оплату счетов поставщики предоставляют покупателям скидки. Так, например, если условия реализации в кредит "2/10, брутто 30", это означает, что установлен срок оплаты счетов 30 дней, а при оплате счетов в течение 10 дней предоставляются скидки со стоимости товара в размере 2%. Предоставление скидок имеет свои преимущества, в частности:

– появление новых покупателей, которых привлекает сниженная цепа;

– сокращение времени обращения дебиторской задолженности за счет того, что часть клиентов оплатят счета в течение 10 дней.

При расчете скидок может использоваться Вперед последовательность действий:

– рассчитывается минимально допустимый процент рентабельности продаж (в качестве нижней границы можно взять точку безубыточности);

– разница между текущим и минимальным процентом рентабельности разбивается на сегменты;

– создается дифференцированная система скидок.

В систему скидок могут входить:

– самые высокие скидки за предоплату;

– дифференцированные скидки за своевременные и досрочные платежи;

– скидки за платежи наличными;

– дифференцированные скидки в зависимости от объема закупок.

Однако предоставление скидок приводит к дополнительным расходам. Поэтому нужно сопоставлять планируемую дополнительную прибыль с дополнительными расходами и лишь потом делать вывод о целесообразности предоставления скидок.