Стандартная модель платежного баланса и его структура

Понятие и ОГЛАВЛЕНИЕ стандартной модели. Страны, активно участвующие в мировой экономике и международных отношениях, вовлеченные в растущие торгово- экономические связи, неизбежно переходят к использованию основных показателей (стандартов) международных расчетов. Одна из наиболее важных сторон "выхода" страны в систему международных хозяйственных связей – это переходное звено. Роль переходного звена от национального к мировому рынку призвана выполнять "стандартная модель платежного баланса", унифицированная для универсального применения.

Стандартная модель платежного баланса по своей структуре складывается из рассмотренных ранее трех его составных частей, сведенных в единый документ (табл. 5.1).

Основой платежного баланса является характеризующий экспорт и импорт товара торговый (внешнеторговый) баланс, который строится на основе данных таможенной статистики, учитывающей объемы реально пересекающих границу товаров. Платежный баланс отражает платежи и поступления в процессе внешнеторгового оборота, сделки которого часто не совпадают по времени.

Страны не всегда следуют точным рекомендациям стандартного платежного баланса, что затрудняет подведение итогов развития международными организациями. Но в ряде случаев отступления оправданны, например, когда речь идет о дополнительной информации. Так, если баланс текущих операций дополняют статьями счета капитала и финансовых операций, которые отражают предоставление и получение долгосрочных и краткосрочных кредитов, а также чистые капитальные трансферты, это позволяет получить так называемый баланс официальных расчетов.

Таблица 5.1

Стандартная структур

а платежного баланса

Вариант 1

Кредит

Дебет

I. Счет текущих операций

1. Экспорт товаров

2. Импорт товаров

Сальдо баланса внешней торговли

3. Экспорт услуг.

5. Чистые доходы от инвестиций

4. Импорт услуг.

6. Чистые текущие трансферты за границу

Сальдо баланса по текущим операциям

II. Счет капитала и финансовых операций

7. Чистые капитальные трансферты из-за границы.

9. Получение долгосрочных и краткосрочных кредитов.

10. Ошибки и допуски

8. Предоставление долгосрочных и краткосрочных кредитов

Сальдо баланса официальных расчетов

III. Счет официальных валютных резервов

Вариант 2

A. Текущие операции Товары.

Услуги.

Доходы от инвестиций.

Прочие услуги и доходы.

Частные односторонние переводы.

Итого: А – баланс текущих операций.

B. Прямые инвестиции и прочий долгосрочный капитал Прямые инвестиции.

Портфельные инвестиции.

Прочий долгосрочный капитал.

C. Прочий краткосрочный капитал

D. Ошибки и пропуски

Итого: А + В + С + D – батане движения капитала.

E. Компенсирующие статьи

F. Чрезвычайные источники покрытия сальдо

G. Обязательства, образующие валютные резервы иностранных официальных органов

Итого: A + B+ C+ D+E+F+G.

II. Итоговое изменение резервов Золото.

СПЗ.

Резервная позиция в МВФ.

Итого: А + В + С+ D + Е+ F+ G + Н

В баланс официальных расчетов включается также статья "Ошибки и пропуски". Хотя каждая сделка теоретически должна дважды отражаться в платежном балансе – по дебету и кредиту, на практике это требование часто не выполняется. Совершаемые сделки в ряде случаев учитываются различными службами, информация о них может не совпадать как во времени, так и в числовом выражении. Некоторые сделки, особенно противозаконные, вообще остаются за пределами статистического учета. Общую сумму таких неучтенных потоков можно выяснить, только подсчитав общие итоги по кредиту и дебету.

Платежный баланс, составляемый по принципу двойного счета, равняется нулю, а это означает, что все долговые счета страны должны быть оплачены. Поэтому дефицит по счету текущих операций должен в точности соответствовать положительному сальдо по счету капитала и финансовых операций. Если резиденты страны в целом тратят на покупку иностранных товаров, услуг и активов больше, чем получают от продажи иностранцам своих товаров, услуг и активов, т.е. если баланс официальных расчетов сводится с дефицитом, погашение задолженности осуществляется Центральным банком за счет сокращения официальных резервов иностранной валюты. Но это происходит тогда, когда банк воздерживается от корректировки обменного курса.

Прогнозирование развития внешней торговли на базе платежного баланса. На основе платежного баланса можно осуществить прогнозирование развития основных показателей, включая внешнеэкономические связи и их долгосрочные перспективы. При этом важно изучить возможное развитие обменных курсов в будущем. Для этого обычно используются два метода. Первый предполагает оценку каждого компонента платежного баланса, после чего составляется полный прогнозируемый баланс и выявляется его расхождение с точки зрения доходов и расходов. На базе этого расхождения можно делать прогнозный вывод о том, увеличится или уменьшится стоимость валюты (уровень колебания обменных курсов). Другой метод требует построения сложной эконометрической модели, в которой многочисленные взаимосвязи представляются в виде уравнений (анализируются торговые сделки, изменения доходов и цен, взаимосвязи этих показателей). Выявление тенденций в изменениях направлений сделок и регулирование обменного курса приводят в равновесие текущие

Таблица 5.2

Платежные балансы стран мира по текущим счетам, 1980–2011 годы, млрд долл.

Регион, страна или территория

1980

1990

2000

2005

2008

2009

2010

2011

Развивающиеся страны

28 455

14 617

103 220

482 234

743 189

426 576

490 240

496 365

Переходные страны

-2301

-2482

47 094

83 116

84 069

30 660

66 530

105 352

Развитые страны

-78 726

-104 763

-324 016

-524 016

-669 494

-238 274

-240 265

-251 544

Развивающиеся экономики: Африка

6656

3635

16 833

60 327

53 052

-33 314

2657

-21318

Восточная Африка (17 стран), в том числе:

-3801

-3451

-3066

-6652

-15 709

-13 470

-12 769

-15 833

Кения

-876

-527

-199

-252

-1983

-1689

-2512

-3536

Мадагаскар

-556

-265

-260

-554

-2142

-2495

(е)–2477

(е)-743

Мозамбик

-367

-415

-764

-761

-1179

-1220

-1250

-1615

Уганда

-83

-263

-359

-26

-1314

-1251

-1859

-2276

Объединенная Республика Танзания

-521

-559

-428

-1105

-2675

-1934

-1978

(е)-3874

Средняя Африка (8 стран), в том числе:

-465

-1751

1611

5783

7161

-13 542

2604

6144

Ангола

68

-236

796

5138

7194

-7572

7421

8183

Конго

-167

-251

648

696

-1316

(е)-819

(е)606

(е)1850

Демократическая Республика Конго

-254

-715

-173

-955

-2025

-1166

-904

-1360

Северная Африка (6 стран), в том числе:

5951

4917

12 627

36 201

61 174

-2771

18 570

8327

Алжир

249

1420

9142

21 180

34 440

401

12 146

21 080

Египет

-436

2327

-971

2103

-1415

-3349

-4504

-4647

Марокко

-1407

-196

-475

1041

-4528

-4971

-3925

-8000

Судан (...2011)

-316

-372

-518

-2768

-1314

-2998

157

1330

Южная Африка (5 стран), в том числе:

2947

1676

429

-6742

-19 078

-12 145

-10 851

-16 475

Намибия

-

28

192

333

225

120

30

-766

ЮАР

3161

1552

-191

-8518

-20 083

-11 327

-10 117

-13 683

Западная Африка (15 стран), в том числе:

2024

2244

5232

31 738

19 505

8614

5109

-3480

Гана

30

-223

-386

-1105

-3327

-1688

-2700

-3715

Гвинея

54

-203

-140

-160

-438

-403

-327

-1161

Нигерия

5178

4988

7427

36 529

29 108

13 831

13 260

8686

Развивающиеся экономики: Америка (16 стран)

-29 931

-4028

-49 380

51 333

-34 669

-22 727

-56 145

-66 342

Страны Карибского бассейна

-769

-3225

-2873

520

-5859

-3908

-4887

-4220

Центральная Америка (9 стран), в том числе:

-12 276

-8372

-23 207

-10 965

-27 897

-7454

-10 148

-20 621

Коста Рика

-664

-424

-707

-981

-2787

-576

-1274

-2200

Мексика

-10 422

-7451

-18 743

-5861

-15 741

-5021

-2844

-9030

Панама

209

-673

-1022

-2722

-179

-2862

-2874

Южная Америка (12 стран), в том числе:

-16 886

7569

-23 300

61 778

-912

-11 365

-41 110

-41 501

Аргентина

-4774

4552

-8981

5274

6756

8338

2932

21

Бразилия

-12 831

-3823

-24 225

13 985

-28 192

-24 302

-47 323

-52 612

Чили

-1971

-485

-898

1449

-3307

2570

3802

-3220

Колумбия

-206

542

795

-1886

-6699

-4960

-8760

-9980

Перу

-101

-1419

-1546

-1148

-5218

-211

-2315

-2267

Венесуэла

4728

8279

11 853

41 021

34 275

6035

12 072

27 205

Развивающиеся экономики: Азия

52 066

15 208

135 497

370 642

726 669

484 318

546 621

584 849

Восточная Азия

-7380

25 654

51 143

190 531

471 871

354 454

386 144

277 110

Китай

286

11 997

20 518

134 082

412 364

261 120

305 374

201 700

Китай, Гонконг

-1432

4764

6993

20 181

29 494

17 963

12 390

10 080

Китай. Тайвань

-818

10 923

8899

17 578

27 505

42 923

39 873

41 585

Республика Корея

-5071

-1390

14 803

18 607

3198

32 791

29 394

26 505

Монголия

-346

-640

-70

84

-690

-342

-886

-2760

Южная Азия (9 стран), в том числе:

-6440

-9374

6224

350

-26 601

-17 866

-27 293

-2430

Индия

-1785

-7036

-4601

-10 284

-30 972

-25 922

-51 781

(р)-46 912

Исламская Республика Иран

-2438

327

12 481

15 392

22 837

9477

25 276

51 427

Пакистан

-866

-1661

-85

-3606

-15 655

-3993

-1354

-2234

Юго-Восточная Азия (12 стран), в том числе:

-6768

-8961

37 558

44 856

71 461

107 663

107 739

111 670

Индонезия

-

-2988

7992

278

125

10 629

5144

2070

Малайзия

-266

-870

8488

19 980

38 914

31 801

27 291

32 025

Филиппины

-1904

-2695

-2228

1980

3627

9358

8922

7078

Сингапур

-1563

3122

10 244

26 429

27 887

35 207

49 558

(е)50 158

Таиланд

-2076

-7281

9313

-7647

2211

21 891

13 099

11 870

Вьетнам

-565

-259

1106

-560

-10 823

-6608

-4276

236

Западная Азия (12 стран), в том числе:

72 653

7888

40 571

134 904

209 939

40 067

80 031

198 499

Иордания

374

-227

27

-2272

-2054

-1244

-1882

-2885

Кувейт

15 302

3886

14 672

30 071

60 239

25 774

36 822

70 776

Оман

942

1106

3129

5178

5019

-596

5871

10 263

Катар

8364

-657

4128

13 301

33 039

9987

21 027

24 449

Саудовская Аравия

41 503

-4147

14 317

90 061

132 314

20 955

66 751

158 492

Сирийская Арабская Республика

251

1762

1061

299

472

-1030

-367

(е)-5858

Турция

-3408

-2625

-9920

-22 309

-41 524

-13 370

-46 643

-77 238

Объединенные Арабские Эмираты

10 089

7942

16 696

22 378

24 766

9073

7216

33 308

Развивающиеся страны: Океания (10 стран)

-336

-198

271

-68

-1863

-1701

-2894

-825

Переходные страны

-2301

-2482

47 094

83 116

84 069

30 660

66 530

105 352

Албания

16

-118

-156

-571

-2018

-1851

-1353

-1588

Армения

-278

-52

-1383

-1369

-1373

-1120

Азербайджан

-168

167

16 453

10 175

15 040

17 145

Беларусь

-338

436

-4988

-6178

-8278

-5775

Босния и Герцеговина

-396

-1844

-2605

-1088

-946

-1588

Хорватия

-

-533

-2460

-6083

-3057

-863

-449

Грузия

-177

-710

-2824

-1144

-1197

-1682

Казахстан

366

-1056

6326

-4114

2409

14 110

Киргизстан

-76

-37

-701

-102

-385

-253

Черногория

-

-

-

-

-2286

-1224

-1012

-882

Республика Молдова

-

-98

-226

-979

-465

-460

-802

Российская Федерация

-

46 839

84 602

103 530

48 605

71 080

98 834

Сербия

-2317

-2364

35

-308

-10 395

-2867

-2820

-4113

Таджикистан

-62

-19

48

-180

-383

(е)-293

Македония

-103

-159

-1236

-610

-200

-274

Туркменистан

412

875

3560

-2981

-2349

466

Украина

1481

2531

-12 763

-1732

-3018

-9006

Узбекистан

345

1948

2413

(е)843

(е)2637

(е)2621

Развитые страны: Америка

-3961

-98 716

-396 721

-724 067

-669 525

-415 999

-519 380

-514 286

Бермуды

1239

579

829

(е)726

Канада

-6088

-19 764

19 622

21 714

6376

-40 024

-49 307

-49 086

Соединенные Штаты Америки

2127

-78 952

-416 343

-745 780

-677 141

-376 554

-470 902

-465 926

Развитые страны: Азия

-11 621

44 242

117 604

169 884

161 193

153 992

210 252

119 258

Израиль

-871

163

-2056

4101

1830

6975

6336

194

Япония

-10 750

44 078

119 660

165 783

159 363

147 017

203 916

119 064

Развитые страны: Европа (30 стран)

-57 724

-32 888

-27 730

79 420

-101809

70 873

105 848

183 075

Австрия

-3865

1166

-1339

6245

20 127

10 291

11 671

7988

Бельгия

-4931

3627

9352

7703

-7110

-7309

6132

-3709

Болгария

954

-1710

-703

-3347

-11 875

-4256

-591

579

Кипр

-258

-154

-488

-971

-3878

-2480

-2309

-2546

Чешская Республика

-2690

-1210

-4774

-4849

-7602

-6349

Дания

-2389

1372

2262

11 104

10 001

10 402

17 134

22 077

Эстония

-299

-1386

-2217

682

549

477

Финляндия

-1403

-6962

10 526

6469

6930

4549

3495

-1860

Франция

-4208

-9944

19 674

-10 260

-49 877

-39 867

-44 499

-54 126

Германия

-15 656

46 456

-32 484

140 216

226 272

198 096

200 708

204 252

Греция

-2209

-3537

-9820

-18 233

-51 313

-35 913

-30 897

-29 227

Венгрия

-1,102

379

-4004

-8238

-11 119

-107

1515

2054

Исландия

-76

-134

-847

-2648

-4472

-1433

-1024

-952

Ирландия

-2132

-361

-356

-7150

-15 297

-6293

954

144

Италия

-10 588

-16 479

-5781

-29 744

-66 252

-41 004

-72 015

-71 874

Латвия

-371

-1992

-4492

2284

731

-362

Литва

-675

-1831

-6310

1725

534

-619

Люксембург

2562

4406

3040

3307

4122

4185

Мальта

39

-56

-480

-524

-454

-662

-536

-282

Нидерланды

-855

8089

7264

46 618

38 036

32 931

55 393

76 312

Норвегия

1079

3992

25 079

49 003

79 235

44 543

51 444

(е)70 000

Польша

-3417

3067

-10 343

-7242

-34 957

-17 155

-21 873

-22 128

Португалия

-1064

-181

-12 189

-19 821

-31 852

-25 596

-22 813

-15 437

Румыния

-2420

-3254

-1355

-8504

-23 719

-6955

-7284

-8541

Словакия

-694

-4005

-6185

-3161

-3009

12

Словения

-548

-681

-3763

-625

-388

-528

Испания

-5580

-18 009

-23 185

-83 388

-154 529

-69 775

-63 129

-52 281

Швеция

-4331

-6339

10 074

25 057

44 499

30 115

30 513

38 286

Швейцария

-201

6124

32 830

53 149

5686

36 453

74 015

74 064

Великобритания

6862

-38 811

-38 800

-59 406

-41 159

-37 051

-75 229

-46 535

Развитые страны: Океания

-5420

-17 401

-17 170

-49 809

-59 353

-47 139

-36 985

-39 590

Австралия

-4447

-15 948

-14 763

-41 032

-47 786

-43 891

-31 991

-32 881

Новая Зеландия

-973

-1453

-2407

-8777

-11 567

-3248

-4994

-6709

Источник: UNCTAD. Handbook of Statistics, 2012. United Nations, New York and Geneva, December 2012. P.334–338.

Таблица 5.3

Сводные данные сальдо по счетам текущих операций 2003–2012 гг., в млрд долл.

Страны и группы стран

2003

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012*

Страны с развитой экономикой

-218,9

-449,8

-344,2

-471,8

-101,1

-95,5

-125,6

-91,0

Соединенные Штаты Америки

-520,7

-802,6

-718,1

-668,9

-378,4

-470,2

-493,9

-450,7

Европейский союз

12,1

-48,0

-83,1

-167,4

-39,6

-22,3

-37,1

-26,3

Зона евро

23,4

-12,6

14,7

-196,9

-69,4

-77,0

3,8

6.6

Япония

136,2

170,4

211,0

157,1

141,8

194,8

134,1

138,6

Другие страны с развитой экономикой

1287,0

142,0

137,0

129,0

158,2

167,7

229,8

213,9

Новые индустриальные страны Азии

84,3

99,4

130,9

87,8

128,6

133,1

134,8

136,1

Страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны

145,2

661,5

649,7

704,2

326,6

378,1

646,5

635,9

Региональные группы

Центральная и Восточная Европа

-32,5

-85,3

-131,7

-151,3

-44,3

-76,0

-102,0

-116,0

Содружество Независимых Государств

35,7

96,3

71,7

107,7

41,4

75,0

116,9

90,1

Развивающиеся страны Азии

85,2

289,2

418,3

435,9

328,2

308,1

348,9

414,7

Латинская Америка и Карибский бассейн

9,4

49,5

14,6

-31,2

-25,0

-58,9

-79,1

-107,0

Ближний Восток и Северная Африка

59,8

281,1

265,8

343,1

47,9

152,8

357,1

349,0

Африка к югу от Сахары

-12,4

30,8

11,0

0,0

-21,6

-24,9

4,7

5,1

Аналитические группы По источникам экспортных доходов

Топливо

103,9

476,6

429,7

587,0

145,2

291,0

597,6

568,5

Товары, кроме топлива,

41,3

184,9

220,0

117,2

181,4

87,0

48,9

67,4

в том числе первичные продукты

-4,4

9,4

6,7

-15,2

-3,6

-4,8

-7,2

-15,4

По источникам внешнего финансирования

Страны – чистые дебиторы,

-31,7

-116,8

-212,2

-361,6

-180.3

-265,4

-360,0

-423,2

в том числе официальное финансирование

-5,8

-3,9

-5,7

-12,8

-11,4

-14,7

-17,9

-19.7

Всемирный остаток

-133,5

191,7

289,4

194,7

222,3

336,9

-

-

Источники: IMF, World Economic Outlook. September 2011; IMF, Balance of payment Statistics, 2011; World Economic Situation and prospects, 2012. P. 167.

* 2012 – предварительные данные.

компоненты платежного баланса и счета движения капиталов. Такие прогнозы имеют немало преимуществ, но требуют высокой квалификации от специалистов, серьезной аналитической работы, приближенной к научной.

В табл. 5.2 представлено состояние платежных балансов по текущим счетам стран мира, сгруппированных согласно регионам и уровню развития.

В табл. 5.3 приведен сравнительный анализ платежных балансов тех же групп стран в период 2000–2008 гг.

Сравнительный анализ платежных балансов разных групп стран в период 2000–2008 гг. наглядно показывает, что огромный дефицит во внешнеторговых операциях показывает большинство развитых стран мира, причем лидируют среди них США; кроме того, постоянный дефицит свойственен Франции, Великобритании, Италии, Испании и многим другим странам. Сравнительные данные состояния платежных балансов по текущим счетам трех групп стран: развитых, развивающихся и переходных – представляют наибольший интерес для обобщений. Из данных табл. 5.2 и 5.3 можно, в частности, сделать следующие выводы.

Во-первых, за длительный циклический период 2000– 2011 г. платежные балансы развитых стран показывали отрицательное сальдо в размере 251,5 млрд долл.; это – постоянно с 669,5 млрд долл. в 2008 г.

Во-вторых, за тот же период платежные балансы развивающихся стран в большей мере характеризуются стабильностью и устойчивостью, их совокупное положительное сальдо в 2008 г. составило 743 млрд долл., 496 млрд долл. – в 2011 г.

В-третьих, небольшое положительное сальдо свойственно и странам с переходной экономикой: 84 млрд долл. в 2008 г. и 105 млрд долл. в 2011 г.

Мультипликатор внешней торговли

Мультипликатор внешней торговли – это отношение изменения национального дохода к вызвавшему его изменению экспорта. Например, если в стране происходит увеличение экспорта на 100 млн долл., то ее национальный доход будет увеличиваться на кратную величину до тех пор, пока утечки (или изъятия) денежных средств из экономики, т.е. сбережения, импорт и налоги, не составят 100 млн долл.

Мультипликатор внешней торговли является обычным мультипликатором, где переменной, оказывающей мультипликативное воздействие на национальный доход, является экспорт. Формула мультипликатора имеет следующий вид:

где К – мультипликатор; МРС – предельная склонность к потреблению товаров местного производства.

В то же время мультипликатор можно рассматривать как величину, в знаменателе которой находятся все предельные склонности к утечке финансовых средств, т.е.:

где MPS – предельная склонность к сбережению; МРРТ – предельная склонность к уплате налогов, т.е. та часть приращения дохода, которая пойдет на уплату налогов; МРМ – предельная склонность к импорту.

Мультипликатор внешней торговли играет определенную роль в механизме уравновешивания платежного баланса. С одной стороны, рост экспорта, улучшающий платежный баланс, формируют экономические силы, стремящиеся снизить этот положительный баланс, поскольку чем больший доход создает мультипликатор, тем большие объемы импорта он стимулирует. С другой же стороны, в странах, где импорт постоянно преобладает над экспортом, происходит "вымывание" местных товаров (помимо ухудшения платежного баланса). Поэтому задача национальной экономической политики в этом вопросе состоит в нахождении нужного баланса между экспортом и импортом и обеспечении интересов населения.