Стандартизация в сфере природопользования и охраны окружающей среды

Согласно ст. 2 Федерального закона "О техническом регулировании" под стандартизацией понимается деятельность по установлению правил и характеристик в цепях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ или услуг. При этом в качестве целей стандартизации ст. 11 Закона определяет:

повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений;

повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии со ст. 29 Закона об охране окружающей среды государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды устанавливаются:

требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды к продукции, работам, услугам и соответствующим методам контроля;

ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения ее негативного воздействия на окружающую среду;

порядок организации деятельности в области охраны окружающей среды и управления такой деятельностью.

Здесь же закрепляется, что в государственных стандартах на новую технику, технологии, материалы, вещества и иную продукцию, технологические процессы, хранение, транспортировку, использование такой продукции, в том числе после перехода ее в категорию отходов производства и потребления, должны учитываться требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды.

В настоящее время система стандартизации претерпевает реформирование. Однако продолжают существовать основанные на ранее действовавшем законодательстве такие документы, как государственные и отраслевые стандарты. К первым относятся утвержденные постановлениями Госстандарта России от 11.09.2000 № 218-ст ГОСТ Р 17.0.0.06-2000 "Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы" и от 24.10.2002 № 389-ст ГОСТ Р 22.1.11-2002 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг состояния водоподпорных гидротехнических сооружений (плотин) и прогнозирование возможных последствий гидродинамических аварий на них. Общие требования".

Из числа отраслевых стандартов можно назвать утвержденные приказом Рослесхоза (ныне МПР России) от 22.09.1999 № 186 ОСТ 56-109-99 "Работы геодезические. Таксация и лесоустройство. Лесохозяйственное производство. Нормы точности. Методы выполнения измерений" и указанием МПС России от 05.03.1997 № С-261у ОСТ 32.66-96 "Охрана природы. Флора. Защита лесных насаждений железных дорог. Общие требования".

Государственный учет в сфере природопользования и охраны окружающей среды

Государственный учет в сфере природопользования и охраны окружающей среды осуществляется непрерывно в целях обладания достоверной информацией о состоянии природных ресурсов, качестве окружающей среды. Такая информация имеет значение и с экологической точки зрения, и с точки зрения экономики, поскольку Российская Федерация имеет солидные запасы полезных ископаемых и пресной воды, большие площади лесов, а значит, разумное их использование при соответствующем уровне охраны должно существенно пополнять доходную часть бюджетов различных уровней.

Учет в рассматриваемой сфере проводится специально уполномоченными государственными органами в рамках своей компетенции. Правовой основой его осуществления являются нормы федеральных законов, прямо устанавливающие обязательность ведения учета природных ресурсов.

Например, согласно ст. 67 ЛК государственный учет лесного фонда ведется для организации рационального использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, систематического контроля за количественными и качественными изменениями лесного фонда и обеспечения достоверными сведениями о лесном фонде органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, заинтересованных граждан и юридических лиц.

Кроме того, экологическим законодательством предусматривается учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Так, ст. 69 Закона об охране окружающей среды устанавливает, что в целях государственного регулирования природоохранной деятельности, а также текущего и перспективного планирования мероприятий по снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, осуществляется государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Согласно ст. 21 Закона об охране атмосферного воздуха юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, а также количество и состав выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, виды и размеры вредных физических воздействий на него, подлежат государственному учету.

В целях систематизации получаемой в ходе осуществления государственного учета информации о количественном и качественном состоянии природных объектов, об источниках негативного воздействия на окружающую среду специально уполномоченными государственными органами ведутся кадастры, указания на которые имеются в федеральных законах.

Так, ст. 20 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" устанавливает обязательность ведения государственного кадастра отходов, который включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.

Среди природоресурсной группы законов следует выделить ст. 70 ЗК, предусматривающую ведение государственного земельного кадастра, ст. 30 Закона о недрах, упоминающую о государственном кадастре месторождений и проявлений полезных ископаемых, ст. 31 ВК, имеющую ссылку на государственный водный реестр, ст. 68 ЛК, оперирующую понятием "государственный лесной кадастр", ст. 4 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", устанавливающую обязательность ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, и ст. 14 Закона о животном мире, оговаривающую необходимость ведения государственного кадастра объектов животного мира.

Порядок ведения перечисленных государственных кадастров определяется постановлениями Правительства РФ, за исключением государственного земельного кадастра, который ведется в порядке, установленном Федеральным законом от 02.01.2000 № 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".

В качестве самостоятельных специальных кадастров можно рассматривать Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов РФ, которые ведутся в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, а также впервые введенные ст. 62 Закона об охране окружающей среды в практику в качестве учетных документов Красную книгу почв Российской Федерации и красные книги почв субъектов РФ. Ведение региональных красных книг отнесено к ведению субъектов РФ.