Стандартизация в обеспечении конкурентоспособности

Стандартизация сегодняшнего дня представляет собой фундамент, на который будет опираться завтрашнее усовершенствование. Если Вы понимаете "стандарт" как лучшее из достигнутого на сегодняшний день и завтра это лучшее нужно будет внедрять в практику, Вы на верном пути. Но если Вы понимаете стандарт как ограничение, процесс остановится.

Г. Форд

Важным направлением государственного регулирования конкурентоспособности продукции и предприятия является стандартизация.

Стандартизация – это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции (работ или услуг) и повышение конкурентоспособности.

Стандартизация осуществляется в целях:

• повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

• повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• обеспечения научно-технического прогресса;

• повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

• рационального использования ресурсов;

• технической и информационной совместимости;

• сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

• взаимозаменяемости продукции.

Стандартизация выступает нормативной основой обеспечения качества продукции, выполняя при этом три основные функции: экономическую, социальную и коммуникативную.

Иллюстрация

По некоторым данным, около 80% мировой торговли подвержено влиянию стандартов и технических регламентов, а эффект от этого влияния оценивается суммой в около 4 млрд долл.

Источник: ISO Bulletin. 2002. № 12. Р. 12, 21–25.

Экономическая функция стандартизации реализуется в следующих областях:

• предоставление в договорах (контрактах) достоверной информации о продукции в удобной и понятной форме;

• повышение качества и конкурентоспособности продукции; благодаря стандартизации основных параметров продукции становятся возможными проведение объективной оценки уровня ее качества, конкурентоспособности и соответственно разработка направлений их повышения;

• внедрение новой техники и уменьшение возможности дублирования разработок аналогичной техники;

• увеличение серийности и масштабов производства, способствующее повышению производительности труда и снижению себестоимости продукции;

• взаимозаменяемость и совместимость; стандартизация обеспечивает совпадение размеров и допусков отдельных деталей, возможность совместного использования различных видов продукции;

• эффективное управление производством; стандартизация производственных процессов и контроль за их ходом создают необходимые предпосылки для достижения заданного уровня качества при оптимальных затратах.

Иллюстрация

Исследования, проведенные в Австралии, Канаде и Германии, показали, что использование стандартов благоприятствует развитию национальной экономики. Так, в Великобритании макроэкономические выгоды в экономике от применения стандартов, рассчитанные в форме ежегодного вклада в ВВП (GDP), составляют 2,5 млрд фунтов стерлингов в год.

Источник: Стандарты и качество. 2009. № 6.

Важное направление повышения качества и конкурентоспособности предприятий – применение международных и региональных стандартов и методов испытаний. В современных условиях это обеспечивается на основе участия страны в ряде международных организаций по стандартизации и метрологии, что способствует разработке межгосударственных стандартов, проведению конкретных работ в областях межгосударственной стандартизации, метрологии и сертификации и развитию на этой основе международной торговли и международного сотрудничества.

Наиболее крупными международными организациями по стандартизации являются ИСО и МЭК.

Международная организация по стандартизации (ИСО) – International Organization for Standardization (ISO) основана в 1947 г. Цель этой крупнейшей неправительственной организации – содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для обеспечения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности. ИСО – Всемирная федерация национальных организаций по стандартизации, насчитывающая 162 страны-члена, по одному от каждой страны. Членство в ИСО распределяется между постоянными членами (105), членами-корреспондентами (47) и членами-подписчиками (10).

Иллюстрация

В каталог стандартов ИСО включено более 14 тыс. международных стандартов. В среднем в год принимается более 500 МС. ИСО сотрудничает более чем с 500 международными организациями, в том числе со всеми специализированными агентствами ООН. Ежегодные расходы ИСО оцениваются в 150 млн швейцарских франков, 80% этой суммы спонсируется 35 основными членами ИСО, другие 20% – из взносов оставшихся членов ИСО, а также из доходов, полученных от продажи публикаций ИСО. Вторая часть суммы расходуется в основном на поддержку работы центрального секретариата. Источник: URL: iso.org

Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК). Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций.

Разработкой международных стандартов в области электроники и связи занимается другая не менее авторитетная международная организация по стандартизации – Международная электротехническая комиссия (МЭК, IEC), основанная в 1906 г.

Россия является членом МЭК с 1911 г. В настоящее время в состав МЭК входит 81 страна; это государства, потребляющие 95% мирового производства электроэнергии. Высшим руководящим органом МЭК является Совет, в котором представлены все национальные комитеты стран.

Структура МЭК включает: технические комитеты, подкомитеты и временные рабочие группы. МЭК разрабатывает международные стандарты (МС МЭК). В настоящее время фонд МЭК составляет более 5,3 тыс. международных стандартов, причем стандарты МЭК по техническим требованиям к продукции и методам ее испытаний являются более полными, чем стандарты ИСО. Это связано с тем, что, с одной стороны, требования по безопасности – ведущие в требованиях на продукцию, входящую в компетенцию МЭК, а с другой – опыт работы, накопленный в течение многих десятилетий, позволяет в МЭК эффективнее решать вопросы стандартизации.

Поскольку и ИСО, и МЭК, действуя автономно, занимаются практически одними и теми же проблемами, но в разных областях техники, естественно, встал вопрос о возможности слияния этих организаций в одну или по крайней мере о разработке единых правил работы. Подобная постановка вопроса тем более целесообразна, что большинство стран представлены в ИСО и МЭК одними и теми же национальными организациями. Для координации и сближения деятельности ИСО и МЭК были созданы специальные консультативные подразделения. Результатом такой политики стала разработка совместных (ИСО/МЭК) международных стандартов и руководств в области стандартизации и сертификации и управления качеством.

Для подтверждения качества продукции, работ, услуг во внешней торговле необходимо соответствие международным требованиям. Одной из организаций, разрабатывающих такие требования, является ВТО. Всемирная торговая организация (World Trade Organization, WTO) создана в декабре 1993 г. путем преобразования ГАТТ – Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).

ГАТТ (General Agreement on Tariffs and Trade) действовало c 1947 г. как межправительственный договор, который определяет права и обязанности 124 государств во внешнеэкономических отношениях. Соглашение о тарифах и торговле стало составной частью ВТО наряду с другими вопросами (защита прав интеллектуальной собственности, торговля банковскими, страховыми, транспортными услугами).

ВТО стала функционировать официально с 1 января 1995 г. после проведения Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров. Было принято Соглашение об утверждении ВТО и приложение к нему (пакет договоренности).

Определено, что любая страна, вступающая в ВТО, должна придерживаться всех соглашений этого пакета. Основные условия членства в ВТО в части стандартизации и применения санитарных и фитосанитарных норм определены в Соглашении по техническим барьерам и торговле (ТБТ) и Соглашении по санитарным и фитосанитарным нормам (СиФН).

Технические барьеры в торговле – различия требований отечественных технических регламентов и стандартов с требованиями международных стандартов, имеющих более ограничительное воздействие, чем это необходимо для достижения установленных законодательством целей разработки технических регламентов и стандартов.

Основные принципы, выполнение которых необходимо для присоединения России к указанным соглашениям, заключаются в следующем.

1. Все страны имеют право использовать: меры, необходимые для обеспечения качества их экспорта, защиты жизни и здоровья людей, животных и растений; технические регламенты и стандарты; требования к упаковке в маркировке товаров; процедуры оценки соответствия техническим регламентам и стандартам, санитарно-ветеринарным нормам.

2. Эти меры не должны применяться в качестве средства произвольной или неоправданной дискриминации между странами, в которых преобладают одинаковые условия, включая и их собственную территорию; эти меры не должны представлять собой средства скрытого ограничения международной торговли и не должны создавать излишних препятствий в международной торговле.

3. В отношении стандартов и технических регламентов товарам, импортируемым из другого государства, должен предоставляться режим не менее благоприятный, чем тот, что предоставляется подобным товарам национального производства или подобным товарам, происходящим из любой другой страны.

4. Санитарные и фитосанитарные нормы должны быть основаны на достаточных научных обоснованиях и принципах, опираться на международные стандарты, предписания и рекомендации.

5. Все названные меры должны носить открытый, гласный характер. Все страны должны ограничивать торговлю не более, чем требуется для достижения надлежащего уровня санитарной или фитосанитарной защиты; должны предоставлять информацию о технических барьерах, санитарных и фитосанитарных нормах и назвать центры, ответственные в своих странах за предоставление таких сведений.

Для выполнения условий членства в ВТО в части Соглашения по ТБТ и Соглашения по СиФН необходимо решение следующих задач:

1) обеспечение гармонизации отечественных стандартов, а также нормативных органов исполнительной власти с международными стандартами;

2) информационное взаимодействие с государствами – членами ВТО.

Для решения этих задач необходимо: проведение сопоставительного анализа отечественных стандартов, а также иных приравненных к ним нормативных документов с международными для выявления как сущностных (содержательных), так и оформительских различий между ними; разработка и поВперед поэтапная реализация Программы гармонизации, т.е. пересмотра (изменения) отечественных стандартов, а также иных нормативных документов для устранения выявленных различий.

Работа по стандартизации осуществляется и на региональном уровне. Среди региональных организаций по стандартизации, например, общеевропейские организации по стандартизации: СЕН (CEN – European Committee for Standardization), СЕНЕЛЕК (CENELEC –European Committee for Electrotechnical Standardization), ЕТСИ (ITSI – European Telecommunications Standards Institute), Межскандинавская организация по стандартизации (ИНСТА), Панамериканский комитет стандартов (КОПАНТ), Стандартизация в Содружестве Независимых Государств (СНГ).

Основными целями общеевропейской системы стандартизации являются устранение технических барьеров в торговле путем создания механизма саморегулирования единого европейского рынка на основе обеспечения конкурентоспособности европейской промышленности на внутреннем и внешнем рынках.

Общеевропейская система стандартизации строится на основе следующих принципов:

1) прозрачности;

2) открытости;

3) консенсуса;

4) согласованности.

Деятельность ЕС в области стандартизации направлена на выполнение положений Римского договора 1957 г. о создании единого европейского рынка. Договор предписывает сближение законодательных, распорядительных и административных решений стран-членов. Для начала работ по сближению национальных стандартов в рамках устранения технических барьеров в торговле была характерна попытка их гармонизации. Однако вскоре стала очевидной невозможность решения проблемы таким путем, вследствие чего осуществляется переход на создание единых европейских стандартов (евронорм). Но главным направлением, реально устраняющим технические барьеры в торговле, признано принятие Директив ЕС прямого действия, т.е. содержащих законодательные положения и требования к параметрам конкретных видов товаров или процессов (процедур). Если в них имеются ссылки на евронорму или технический регламент, это переводит указанные нормативные документы в ранг обязательных для исполнения.

Директивы – документы, в которых содержатся существенные требования к обеспечению безопасности жизни, здоровья и окружающей среды. Директивы носят обязательный характер для применения в странах – членах ЕС.

Все директивы содержат описание процедур оценки соответствия (модули подтверждения соответствия), которые необходимы для выпуска продукции на рынок ЕС. Комплекс процедур для конкретной продукции может содержать один или несколько модулей или их модификаций. Учитывая, что многие процедуры оценки соответствия выполняются с участием третьей стороны – уполномоченного органа, директивы содержат требования к таким органам.

В директивах приведены положения, описывающие маркировку знаком СЕ, включая его форму, размеры, правила маркирования. Объектами оценки соответствия являются техническая документация, продукция, испытания, системы менеджмента качества.

Различают "старый" и "новый" подходы к разработке Директив ЕС (Европейских директив). "Старый" подход основывается на положении, согласно которому технические характеристики продукции должны быть включены в приложения к директиве. "Новый" подход предполагает включение в приложения только существенных требований по безопасности для жизни, здоровья и окружающей среды.

Директивы, разработанные на основе "нового" подхода, применяются к продукции, которая поступает на рынки ЕС впервые (новая или значительно модифицированная продукция, изготовленная странами ЕС, а также продукция, импортируемая из стран – не членов ЕС) и не применяются к продукции, предназначенной для военных целей.

Таким образом, был сделан переход от гармонизации отдельных национальных стандартов и технических регламентов к гармонизации законодательных положений (технического законодательства). Совет ЕС определил основной принцип гармонизации стандартов и сертификации: гармонизация законоположений ограничивается установлением требований безопасности в рамках директив. Это значит, что для данной продукции должны быть обеспечены условия свободной торговли в рамках ЕС. На органы, ответственные за стандартизацию промышленных товаров, возлагается задача по разработке таких технических регламентов, которые заставляют изготовителей выпускать продукцию, соответствующую общим требованиям директив. Примечательно, что сами по себе технические регламенты и евронормы не обязывают производителей четко выполнять их требования. Однако на администрацию предприятий возложена обязанность подтверждать соответствие продукта общим требованиям директив. Поэтому, если предприятие не соблюдает требования евронормы (технического регламента) и не может декларировать соответствие продукции их требованиям, на него ложится бремя доказательств соответствия изделия общим требованиям директив через сертификацию.

В странах ЕС в соответствии с Директивой ЕС "Методы и процессы информирования в области стандартов и технических регламентов" реализуется процедура взаимного информирования, включающая следующие позиции:

• каждая страна – участница ЕС обязана информировать соответствующую инстанцию о программах подготовки проектов нормативных документов. При этом по вопросам регламентов следует обращаться в Комиссию Европейского союза, по стандартам – в центральные секретариаты СЕН и СЕНЭЛЕК;

• каждая из указанных центральных инстанций накапливает и обрабатывает информацию и доводит ее до национальных органов по стандартизации стран-членов и региональных органов по стандартизации;

• каждая страна – член ЕС обязана сообщать полученную информацию заинтересованным кругам.

Основные практические задачи по региональной стандартизации возложены на СЕН и СЕНЭЛЕК, которые в своей практике информационного обеспечения руководствуются данной Директивой.

Расходы на проведение работ по стандартизации на международном, региональном (ЕС) и национальном (Германия) уровнях

По данным, приведенным президентом Германского института стандартизации (DIN) д-ром Г. Вебером, общемировые (без США) расходы на проведение работ по стандартизации составили в 2002 г. около 4,3 млрд евро. Бюджеты международных (ИСО и МЭК) и европейских (CEN и CENELEC) организаций по стандартизации оценивались соответственно в 31,5 и 13,7 млн евро. Деятельность по стандартизации в Германии потребовала затрат на уровне 770 млн евро, из которых 120 млн евро составили бюджет DIN, а 650 млн евро – это расходы на обеспечение деятельности и оплату труда экспертов.

Между тем, по оценке шведских специалистов, гармонизация деятельности ИСО, МЭК и МСЭ позволит сэкономить около 20% средств, выделяемых в настоящее время этим трем международным организациям по стандартизации.

Источник: DIN – Mitteilungen + elektronorm. 2003. № 1. S. 13.