Лекция 2. СТАНДАРТИЗАЦИЯ

Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Стандартизация призвана совершенствовать управление, повышать технический уровень и качество продукции, совершенствовать производство и повышать его эффективность, устанавливать оптимальную номенклатуру продукции с учетом рационального и экономного использования ресурсов.

Стандартизация определяет основу не только настоящего, но и будущего развития хозяйственно-экономической деятельности общества и должна осуществляться в полном соответствии с научно-техническим прогрессом.

Организационно-функциональную структуру системы национальной стандартизации в Российской Федерации составляют:

1) национальный орган по стандартизации – Росстандарт;

2) федеральные органы исполнительной власти, а также организации, осуществляющие функции государственных заказчиков в при выполнении работ по стандартизации;

3) ТК по стандартизации, создаваемые заинтересованными сторонами на добровольной основе;

4) межотраслевые советы по стандартизации;

5) совещательные органы по стандартизации;

6) службы стандартизации юридических лиц;

7) организации (в том числе научные), деятельность которых связана с выполнением работ по стандартизации.

Правительство РФ определило Росстандарт в качестве федерального органа исполнительной власти, формирующего и реализующего политику государства в области стандартизации. Функции Росстандарта были рассмотрены в параграфе 1.1.

Федеральные органы исполнительной власти (группы специалистов по стандартизации в центральных аппаратах федеральных министерств и ведомств Российской Федерации) участвуют в работах по стандартизации в пределах их компетенции, определяемой положениями об этих группах специалистов и их должностными инструкциями, утверждаемыми самими министерствами (ведомствами).

ТК по стандартизации организуются по решению Росстандарта. К работе в техническом комитете привлекаются на добровольной основе представители всех заинтересованных сторон. Так, в состав ТК по стандартизации на паритетных началах могут включаться: представители федеральных органов исполнительной власти; представители научных организаций, видные ученые, специалисты; представители саморегулируемых организаций; представители общественных объединений предпринимателей и потребителей.

Основными функциями ТК по стандартизации являются:

1) разработка, рассмотрение, согласование и подготовка к утверждению проектов национальных стандартов России, пересмотр, подготовка изменений, а также подготовка предложений по отмене стандартов;

2) содействие применению международных, региональных стандартов в экономике России и гармонизация национальных стандартов РФ с международными стандартами, а также с прогрессивными национальными стандартами других стран;

3) сотрудничество с техническими комитетами в смежных областях деятельности с целью обеспечения комплексной стандартизации;

4) сотрудничество с пользователями стандартов и со всеми заинтересованными сторонами;

5) разработка программ (планов) проведения работ по стандартизации;

6) участие в работе ТК международных и региональных организаций по стандартизации. Такая деятельность способ

ствует принятию национальных стандартов РФ в качестве международных;

7) разработка проектов (участие в разработке) международных и региональных стандартов, подготовка предложений по закрепленной за техническим комитетом тематике для включения в программы (планы) работ технических органов ИСО;

8) подготовка предложений по позиции Российской Федерации для голосования по проектам международных и межгосударственных стандартов;

9) подготовка предложений по участию в заседаниях технических органов ИСО, в том числе по составу делегаций;

10) участие в проведении в России заседаний технических органов ИСО.

Службы по стандартизации юридических лиц создаются на предприятиях, в организациях и обществах.

Они могут формироваться на базе научно-исследовательского отдела, отдела качества, конструкторско-технологического отдела, лаборатории, бюро, рабочей группы или отдельного специалиста. Эти подразделения выполняют самостоятельные научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектные, экспериментальные, экспертные и другие работы по стандартизации, участвуют в качестве соисполнителей работ по стандартизации, проводимых другими подразделениями, а также осуществляют организационно-методическое и научно-техническое руководство работами по стандартизации, ведут контроль разрабатываемой технической документации. Свою работу они осуществляют в соответствии с положениями об этих службах.

Важную роль в системе органов и служб стандартизации Российской Федерации играют следующие научно-исследовательские институты по стандартизации:

• Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации (ВНИИстандарт) является головным институтом в области стандартизации. Он осуществляет разработку общих организационно-правовых и научно-технических основ стандартизации, формирует и организовывает выполнение заданий национального органа по стандартизации, ведет дела национальных российских секретариатов ИСО и МЭК, а также обеспечивает проведение экспертизы проектов национальных и региональных стандартов перед их принятием.

• Всероссийский научно-исследовательский институт по нормализации в машиностроении Росстандарта (ВНИИНМАШ) является ведущим научно-исследовательским институтом в области разработки научных основ упорядочения в машиностроении и приборостроении.

• Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации (ВНИИС) является головным институтом в области подтверждения соответствия и систем менеджмента качества.

• Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) является ведущим научно- исследовательским институтом но проблеме разработки и дальнейшего развития Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, стандартизации научно-технической терминологии. ВНИИКИ проводит в установленном порядке экспертизу, учет и регистрацию нормативных и технических документов, учитывает и хранит отечественные и зарубежные нормативные документы, обеспечивает по заявкам копиями нормативных документов и ТУ.

Объектами стандартизации являются продукция, услуга или работа (процесс), которые подлежат или подверглись стандартизации, т.е. на которые разрабатываются или уже разработаны документы в области стандартизации.

Под продукцией понимается результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.

Услуга – это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственная деятельность исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя.

Потребителями услуг могут быть общество (услуги охраны общественного порядка, радио- и телевещания, связи и пр.); население (жилищно-коммунальные услуги, дорожно-строительные работы и пр.); предприятие (аренда офиса, спортивного и лекционного зала и пр.); гражданин, заказывающий услуги по индивидуальным заказам (пошив одежды, постройка дома, оформление интерьера квартиры и пр.).

Потребности, которые должны быть удовлетворены услугой, могут быть разделены на материальные и нематериальные.

Нематериальные потребности – потребности в охране здоровья, в получении образования, в информации, духовном развитии личности. В этом случае результат услуги – изменение состояния самого человека. Потребителем этих услуг может, например, быть пациент клиники, отдыхающий в санатории, школьник или студент, посетитель библиотеки и др.

Материальные потребности – имущество в виде недвижимости, земли, ценных бумаг, одежды, средств транспорта и другая собственность. В этом случае результат услуг может быть выражен любым изменением собственности потребителя: восстановлением, сохранением, улучшением (вычищенная одежда, застрахованное имущество или ценные бумаги, перемещенный груз, отремонтированный автомобиль и др.) или созданием новых изделий по индивидуальным заказам (построенный дом, пошитый костюм, изготовленная кулинарная продукция и др.). Результат материальных услуг – это измененная или новая продукция.

Работа (процесс) – это совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности, которая преобразует входящие элементы в выходящие. К ресурсам могут относиться персонал, средства обслуживания, оборудование, технология и методология. Например, при производстве потребительских товаров сырье, материалы, полуфабрикаты в процессе производства на выходе превращаются в готовые изделия.

Понятие "работа" включает как самостоятельный процесс, так и составную часть услуги. Поэтому услуги, в которых преобладают процессы, называют работами. Например, к производственным услугам относят услуги для удовлетворения нужд предприятий и организаций, а также научно- исследовательские, опытно-конструкторские, технологические, пусконаладочные, эксплуатационные, утилизационные работы.

Многие услуги в промышленности традиционно причисляют к маркетинговым, административным, коммерческим работам.

Стандартизация может касаться либо объекта в целом, либо ограничиваться определенными его аспектами. Например, применительно к обуви размеры и прочность могут быть стандартизированы отдельно и изложены в разных стандартах.

В широком смысле слова под объектом стандартизации понимается продукция, работы (процессы) и услуги, которые в рапной степени относятся к любому материалу, компоненту, оборудованию, системе, их совместимости, правилу, процедуре, функции, методу или деятельности.

Объекты стандартизации систематизируются и кодируются в соответствии с Общероссийскими классификаторами технико-экономической и социальной информации.

Областью стандартизации называют совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. Например, химическая промышленность является областью стандартизации, а объектами стандартизации в химической промышленности могут быть технологические процессы, типы двигателей, требования безопасности, методы испытаний, требования к сырью и материалам и пр.

Эффективность работ по стандартизации

Деятельность по стандартизации включает разработку новых стандартов, внесение изменений в действующие стандарты, отмену устаревших документов, гармонизацию российских национальных стандартов с международными и региональными стандартами и пр. При планировании этой деятельности необходимо оценивать ее эффективность.

Под эффективностью деятельности в области стандартизации понимают соотношение общественного эффекта от применения результатов стандартизации и затрат, необходимых на осуществление этой деятельности.

Оценивать эффективность стандартизации следует для обоснования целесообразности включения конкретных работ по стандартизации в программы и планы национальной и межгосударственной стандартизации, а также для выбора наиболее оптимальных вариантов требований, которые включаются в стандарты.

Эффективность работ по стандартизации характеризуется получением экономических, технических и социальных результатов.

Экономическую эффективность стандартизации необходимо определять при разработке стандартов на продукцию, услуги, процессы и методы контроля.

Техническую эффективность оценивают при разработке основополагающих и общетехнических стандартов. Техническая эффективность стандартизации может выражаться в абсолютных и относительных показателях (на единицу стандартизированной продукции), получаемых в результате применения стандарта. Примером могут служить такие показатели, как: снижение вредных воздействий, выбросов, снижение материалоемкости производства, повышение надежности продукции и пр.

Социальная эффективность заключается в том, что требования к продукции (работам, услугам), которые закрепляются в стандартах, должны соответствовать требованиям здравоохранения, санитарии и гигиены, охраны окружающей среды, обеспечивать безопасность граждан па производстве, в быту, при использовании продукции.

Социальная эффективность стандартизации должна приводить к снижению уровня заболеваемости и производственного травматизма, росту продолжительности жизни, улучшению социально-психологического климата, к социальной справедливости.

Информационная эффективность стандартизации выражается в обеспечении необходимого для общества взаимопонимания, единства представления и восприятия информации. Она проявляется в договорно-правовых отношениях субъектов хозяйственной деятельности, в международных научно-технических и экономических отношениях. Информационную эффективность обеспечивают стандарты на термины и определения, на методы контроля (измерений, испытаний), стандарты на информацию и пр.