Стадии развития групп

Каждая группа в своем развитии проходит ряд стадий (рис. 11.2).

Рис. 11.2. Стадии формирования и развития групп (по Б. Такману и Н. Дженсену)

Лидер и члены группы могут сталкиваться с различными проблемами на каждой стадии ее развития.

Формирование. Стадия, на которой происходит отбор членов в группу в соответствии с их функциональным или техническим опытом для выполнения целей, стоящих перед группой. Члены группы знакомятся, обмениваются официальной информацией друг о друге, вносят предложения о работе группы (например, как будут распределены функциональные обязанности, роли).

Бурление (смятение). Стадия, представляющая собой период сильного эмоционального напряжения между членами группы. Здесь возможно возникновение конфликтов, появление конфронтации между членами группы, могут создаваться группировки и коалиции, происходить изменения в составе и межличностных отношениях.

Роль формального лидера на этой стадии заключается в решении внутригрупповых конфликтов, а также в установлении исходных условий взаимодействия.

Становление норм (нормирование). Члены группы начинают конструктивно сотрудничать друг с другом, разрабатывают групповые нормы поведения и окончательно распределяют всеми признаваемые роли в группе. Возникает чувство товарищества, групповая сплоченность. Сотрудники идентифицируют себя с группой.

Выполнение работы. Эта стадия характеризуется созданием зрелой, организованной группы, члены которой эффективно работают в соответствии с поставленной целью и распределением задач, согласованным на предыдущей стадии. Структура группы становится стабильной, ее члены мотивированы на выполнение общих заданий, они испытывают чувство удовлетворения от работы. Для разрешения возможных конфликтов и возникающих проблем используются групповые дискуссии.

Расформирование (распад). Если задача группы выполнена, то группа может быть расформирована. Эта стадия характерна для временных групп, создаваемых в организациях для выполнения проектов или заданий в сжатые сроки (специальные группы, комитеты, проектные группы и др.). После выполнения проекта группе может быть поручен следующий проект.

Эффективность работы группы повышается при переходе от стадии формирования к стадии выполнения работы.

Характеристики группы

Проходя все стадии становления и развития, группа приобретает ряд существенных характерных черт, от которых в конечном итоге зависит эффективность ее деятельности. Их называют основными. Они зависят от характера взаимоотношений и взаимодействий членов группы. К ним относятся состав группы, ее структура, статус, роли, нормы, лидерство, групповые процессы, конфликтность, открытость, сплоченность.

Кроме того, определяются так называемые ситуационные характеристики групп, которые формируются в зависимости от условий их функционирования в организациях. К ним относятся состав и сложность задач, решаемых группами, размер групп, пространственное расположение членов группы, система вознаграждений (рис. 11.3). Рассмотрим эти характеристики более подробно.

Рис. 11.3. Характеристики группы

Каждая группа отличается составом входящих в нее сотрудников по таким параметрам, как пол, возраст, квалификация, опыт, культура и т.п. Группа может быть гомогенной (однородной) или гетерогенной (разнородной) по своему составу. Эта характеристика позволяет целенаправленно подходить к формированию группы, глубже понимать процессы, происходящие в ней, принимать решения относительно ее дальнейшего существования и развития.

Группа имеет свою внутреннюю структуру.

• Структура группы – схема взаимоотношений в группе между должностями.

Члены группы определяют престиж каждой должности, ее статус и значение в группе.

Состав и структура группы должны отражать специфику задания.

• Статус – положение работника в группе (обществе, организации).

Статус внутри группы может быть обусловлен рядом факторов. Это служебное положение (должность или занимаемая позиция); профессия, образование, знания, опыт; производительность (эффективность) работы; присвоенные награды и звания; владение собственностью; доход; личностные характеристики (возраст, пол, внешний вид, стиль одежды и т.п.); поведение и манера общения с окружающими (коллегами, подчиненными, вышестоящими руководителями) на работе и во время отдыха; пространственное расположение по отношению к остальным сотрудникам (наличие выделенной рабочей зоны, отдельного кабинета, его размеры, планировка и оснащение и т.п.) и другие факторы. Статус может быть официальным, формальным в соответствии с занимаемой должностью и неофициальным, неформальным в соответствии с положением в группе, которое отводят работнику другие ее члены.

• Статус социальный (лат. status – положение, состояние) – показатель положения индивида или социальной группы в обществе, организации, степень известности, престижа обладателя поста в социальной системе.

Статус человека основывается на том, что ценится в данном культурном окружении, поэтому в группе он определяется в соответствии с субъективными взглядами ее членов.

Каждый член группы выполняет в ней различные роли. Роль – совокупность ожиданий в отношении поведения человека, связанных с работой или положением в группе.

Человек исполняет в группе роли двух типов: функциональную, связанную с выполнением обязанностей в соответствии с занимаемой должностью и формально закрепленную, а также "роль в группе", или неформальную, признаваемую, как правило, всеми ее членами. Люди исполняют неформальные роли группового поведения согласно своим личностным способностям, освоенным поведенческим сценариям, внутреннему призванию. Причем один и тот же член группы может выполнять в ней несколько неформальных ролей.

Чем полнее и разнообразнее ролевая структура группы, тем динамичнее процесс формирования и эффективнее деятельность команды. Полный набор ролей особенно важен в условиях быстрого изменения содержания работы.

Интересный опыт

Возможные роли членов группы

Американский исследователь Мередит Белбин выделяет такие возможные роли членов группы, как координатор, организатор, генератор идей, искатель (разведчик ресурсов), математик (оценщик идей, критик), командный игрок, исполнитель, финишер, специалист. Исследование, проведенное под его руководством, показало, что эффективность работы группы зависит от ее состава и от баланса ролей. Группа, где есть исполнители всех ролей, готова к выполнению любого задания. Состав группы должен отражать специфику задания. Полный набор ролей особенно важен там, где быстро меняется ОГЛАВЛЕНИЕ работы.

Особенно высоких показателей добивались группы, в которых были:

- способный руководитель;

- сильный генератор идей;

- интеллектуал, стимулирующий генератора идей;

- математик, способный вовремя "просчитать" недостатки обсуждаемых предложений.

Менеджерам рекомендуется развивать навыки работы в ролях, отличных от предпочитаемой ими командной роли, что позволит им "закрывать грудью" периодически возникающие в группе бреши [1].

По мнению специалистов по управлению персоналом, большинство руководителей компаний, подбирая команду, не учитывают ролевых возможностей людей.

Интересный опыт

Ролевой подход в управлении издательским домом "Гелеос"

С приходом Левона Григоряна на должность директора издательского дома "Гелеос" начал интенсивно расти оборот, значительно увеличились продажи, расширился ассортимент, компания значительно улучшила свои позиции в списке топ-100 российских издательств журнала "Книжный бизнес", поднялась из конца списка до 44–45 места. Возникла необходимость изменить технологии управления растущим ассортиментом, методики логистики и продвижения. По мнению нового гендиректора, компания не справлялась с растущим объемом работ, виной чему были ее сотрудники. Ему казалось, что одни из них проявляли мало инициативы, а другие – не доводят дело до конца. Карьерная история каждого из сотрудников была Григоряну известна и не вызывала сомнений в их профессионализме, но во главу угла при приеме на работу ставилась их психологическая совместимость. Григорян посчитал, что причина торможения состоит в том, что сотрудники не хотят менять налаженный стиль работы или ленятся, поэтому ему не удалось повысить эффективность их деятельности, несмотря на такие новшества, как новые премиальные системы и гибкий график работы.

Секрет же оказался прост – во всех случаях, где гендиректор видел безалаберность или недостаток инициативности, оказалось, что сотрудники просто играют не те роли, которые им подходят. Понять это ему помог официальный представитель М. Белбина в России Татьяна Рунге. Татьяна протестировала коллектив "Гелеоса". Переварив эту информацию и оценив картину в целом, Григорян пришел к выводу, что с такими сотрудниками надо работать в соответствии с их поведенческим сценарием. Он попытался это сделать, и результат оказался феерическим. Прежде всего, на лицах у людей появились улыбки, они почувствовали себя "в своей тарелке", поскольку с них стали спрашивать то, что они могут принести команде, и отдача от работы значительно выросла[1].

Нормы – общепринятые стандарты, правила индивидуального или группового поведения, сложившиеся в результате взаимодействия членов группы, принятые и выполняемые ими.

• Нормы групповые (лат. norma – руководящее начало, точное предписание, образец) – совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой группой.

Групповые нормы обязательны для всех членов группы. Они выполняют функции регулирования совместной деятельности членов группы. Они могут быть формализованы в определенных документах, положениях, процедурах и т.п. Вместе с тем большинство групповых норм носят неформальный характер.

Группы могут иметь разнообразные нормы:

• деятельности: производительность и интенсивность работы; отношение к работе в позднее время, к сверхурочной работе, заменам; отношение к браку, ошибкам в работе, нарушению исполнительской дисциплины; отношение к усовершенствованиям и изменениям и т.п.;

взаимоотношений, регламентирующие отношения с коллегами, подчиненными, клиентами; определяющие конфиденциальность, лояльность, доверие, честность и этическое поведение;

регламентирующие распределение ресурсов внутри группы. Сотрудники очень серьезно относятся к равенству возможностей и справедливости вознаграждения в группе, что способствует сплочению группы;

регламентирующие форму одежды.

Групповые нормы оказывают сильное влияние на поведение членов группы. Это обусловлено тем, что, соблюдая нормы, человек может рассчитывать на принадлежность к группе, ее признание и поддержку. Они также помогают членам группы определить, какое поведение и какие результаты от них ожидаются.

Нормы оказывают влияние и на результаты деятельности организации. Они могут быть позитивными и поощрять поведение людей в направлении достижения целей организации. Негативные нормы, наоборот, поощряют поведение, не способствующее достижению целей организации (табл. 11.2).

Таблица 11.2. Примеры позитивных и негативных норм в организациях

Позитивные нормы

Негативные нормы

У нас все сотрудники считают, что "успех компании – это мой успех"

В нашей организации сотрудники придерживаются мнения, что "человек человеку волк" и думать следует лишь о собственной шкуре

Любая работа в организации – высокого качества

У нас все работают по принципу "работа не волк, в лес не убежит"

В нашей организации инициатива и новаторство сотрудников ценятся превыше всего

У нас все сотрудники знают, что инициатива наказуема

В нашей организации интересы клиента ставятся превыше всего

Наши сотрудники считают, что клиенты доставляют одни неудобства

У нас в коллективе поддерживается мнение, что в споре рождается истина

В нашей организации поддерживается мнение, что начальник всегда прав

Правильно установленные и соблюдаемые нормы поведения позволяют укрепить корпоративную культуру в компании, усилить чувство сопричастности общим целям, создать команду настоящих единомышленников.

Лидерство – способность оказывать влияние на других людей, направляя их усилия на достижение целей организации (см. гл. 13). Лидер всегда должен быть открытым, побуждая членов группы к участию в ее целях, и авторитарным, вмешиваясь, когда это необходимо для достижения целей группы.

В формальной группе формальным лидером выступает руководитель. Успех работы группы во многом зависит от него, поскольку лидер формирует основные принципы взаимодействия, задает вектор развития, влияет на социальнопсихологический климат, взаимоотношения в коллективе, имеет право и власть поощрять или наказывать членов группы по результатам работы.

В неформальной группе лидер вносит вклад в выполнение задач группы, воплощая собой основные ценности группы, представляя позиции группы при взаимодействии с лидерами других групп, сглаживает противоречия в группе.

Групповые процессы – процессы, организующие деятельность группы. К ним, например, относят взаимодействие членов группы при выполнении определенной задачи, процедуры принятия решений в группе, обмен информацией, социальную поддержку.

Конфликтность – различия во мнениях членов группы, которые могут привести к внутригрупповым спорам и даже к конфликту.

Для эффективной групповой деятельности нужны не только идеи, инициатива, конкретные предложения, обоснованные решения и четкое исполнение принятых решений, но и эмоциональная поддержка, добрые отношения, юмор и хорошая морально-психическая атмосфера в коллективе.

Открытость – показывает насколько просто войти в ту или иную группу.

Важнейшей интегральной характеристикой группы выступает групповая сплоченность – сила стремлений членов группы оставаться в ней и выполнять свои обязательства перед группой. Она показывает наличие в группе связей, характеризующих социально-психологическую общность людей, единство их взглядов и стремление к общей цели.

• Сплоченность групповая – сила стремлений членов группы оставаться в ней и выполнять свои обязательства перед данной группой.

• Сплоченность коллектива – ценностно-ориентированное единство, которое определяется по степени совпадения мнений членов группы в отношении наиболее значимых для нее объектов.

У высокосплоченных групп меньше проблем в общении, во взаимодействии, нет недопонимания, напряженности, враждебности и недоверия. Результаты деятельности в таких группах значительно выше, чем в несплоченных группах. Групповая сплоченность оказывает влияние на результаты деятельности не только группы, но и всей организации. Если групповые цели согласуются с целями организации, а нормы поведения, принятые в группе, нацелены на достижение высоких результатов и эффективности группы, то это обеспечивает и эффективность деятельности организации.

Руководителям следует знать факторы, влияющие на групповую сплоченность, которые могут как повышать, так и существенно снижать ее, что поможет им управлять ею (табл. 11.3).

Таблица 11.3. Факторы, влияющие на групповую сплоченность

Фактор

Влияние

повышающее групповую сплоченность

понижающее групповую сплоченность

Время существования группы

Длительный период совместной работы

Короткий срок существования группы

Престижность группы

Высокая

Недостаточно высокая или же группа вновь создается, или же отсутствует достоверная информация о группе

Насколько трудно вступить в группу

Трудно

Легко

Размер группы и возможность взаимодействия членов группы друг с другом

Небольшое количество членов группы (5–7 человек)

Большая численность группы. Возможности для взаимодействия каждого члена группы друг с другом уменьшаются

Согласие относительно целей

Присутствует

Отсутствует

Общность установок и ценностных ориентаций

Высокая (большая)

Низкая

Взаимосвязь задач, стоящих перед группой

Присутствует

Отсутствует

Сложность задач, стоящих перед группой

Высокая

Низкая

Состав группы:

– по возрасту

Небольшая разница в возрасте

Большая разница в возрасте

– по полу

Женский коллектив

Мужской коллектив

Внешняя угроза

Высокая

Низкая

Конкуренция

Межгрупповая

Внутригрупповая

Опыт групповой работы

Положительный опыт взаимодействия между членами группы, личная привлекательность

Негативный опыт взаимодействия между членами группы, личная неприязнь

Предшествующий успех групповой работы

Гордость за совместные достижения

Ощутимого увеличения результатов труда совместная деятельность не приносила ранее или же присутствовали явные неудачи

Отношение руководства к групповым формам работы

Поддерживающее: проведение собраний, упор на глобальные цели группы, организация групповых обсуждений ощущаемых проблем, новых процессов и приоритетов о будущем, привлечение членов группы к принятию решений

Индеферентное

Мотивация и вознаграждение

Групповая мотивация и групповое вознаграждение

Индивидуальная мотивация и вознаграждение по индивидуальным трудовым результатам

Распределение ресурсов

По групповому принципу

По индивидуальному принципу

Рассмотренные выше основные характеристики групп дополняются рядом ситуационных (см. рис. 11.3).

Размер группы предопределяет поведение членов группы, эффективность групповой работы. Считается, что наиболее эффективны группы, состоящие из 5–7 человек. С увеличением размера группы усложняется общение между ее членами, труднее достигается согласие в деятельности при выполнении задач, отдельным членам групп не уделяется достаточно времени, они испытывают затруднения, робость в высказывании собственного мнения перед другими. Увеличение числа членов группы ведет к появлению проблем выбора места и времени для совместной работы. Снижается уровень групповой сплоченности, а также степень удовлетворенности членов группы от совместной работы, чувство ответственности за ее результаты.

В группах из 2–3 человек возникает напряженность между ее членами из-за слишком высокой персональной ответственности за принимаемые каждым из них решения.

Пространственное расположение характеризует, как размещаются люди во время работы по отношению друг к другу. Чаще всего используются три характеристики пространственного расположения человека в процессе работы, влияющие на взаимоотношения между человеком и группой: наличие постоянного места или территории; личное пространство, в котором находится данный человек; взаимное расположение рабочих мест.

Задачи, решаемые группой, – их ОГЛАВЛЕНИЕ определяет специфику работы группы и организацию группового процесса. Особенно важно определить частоту и качество взаимодействий членов группы в процессе решения задачи в зависимости от ее сложности.

Система вознаграждений, воспринимаемая как заслуженная и побуждающая к выполнению общих задач, должна иметь ценность для всех членов группы.