Стадии психотерапии с использованием песочницы

Процесс создания песочной картины занимает, в зависимости от направления, которого придерживается терапевт, большую или меньшую часть времени, отведенного на сессию. В одних случаях работа с песком предлагается как метод, дополняющий вербальные техники психотерапевтической работы, в других — как самостоятельный инструментарий.

В любом случае непосредственной работе клиента с песком предшествует некий "ориентировочный" этап, во время которого происходят установление контакта и прояснение запроса клиента (если это первая сессия) или прояснение изменений в состоянии клиента, обсуждение его мыслей и чувств (если это последующие сеансы). При работе с детьми на ориентировочном этапе проясняется запрос родителя (или другого ответственного лица), обратившегося за оказанием психологической помощи ребенку. В конце этого этапа терапевт предлагает клиенту поработать в песочнице.

Если клиент готов к этой форме работы, его знакомят с возможностями песочной терапии, демонстрируют поднос с песком и коллекцию фигурок. Важно дать клиенту время освоиться, рассмотреть фигурки. Ему необходимо объяснить, что можно работать по желанию с сухим или влажным песком, добавляя при необходимости воду. При работе с детьми важно также озвучить ряд правил, ограничивающих намеренное разбрасывание песка и разбрызгивание воды вне подноса, намеренную порчу фигурок. Когда клиент готов к созданию песочной композиции, ему дается инструкция для работы.

Инструкция формулируется в соответствии с задачами терапевтической работы. Она может быть как предельно свободной ("Создайте в песочнице все, что пожелаете"), так и конкретной ("Подберите фигурки, которые будут символизировать членов вашей семьи, и расположите их в песочнице", или "Создайте в песочнице такое место, где бы вам хотелось сейчас оказаться" и т.д.).

Автор "техники построения мира" М. Ловенфельд, работая с детьми, говорила, что построенная в песочнице композиция должна передать то, что они сами не могут выразить словами. Д. Калф использовала примерно такую инструкцию: "Посмотрите на полки, найдите то, что представляет для вас наибольший интерес, поместите это в песочницу, а потом, если захотите, добавьте другие предметы".

Следующий этап работы связан с непосредственным созданием клиентом песочной композиции. Песочные терапевты (Ж. де Доминико, 1990; Б. Лабовиц и А. Гудвин, 2000) выделяют несколько фаз (стадий) работы с песком во время одной сессии. Выделенные ими фазы работы условны и применимы к статичным песочным композициям, когда клиентом создается одна завершенная картина. Если во время сессии клиент постоянно меняет композицию, проигрывая сюжет, перемещая героев и изменяя сцену (такой тип часто встречается при работе с детьми), стадии выделить весьма сложно.

Рассмотрим стадии процесса песочной терапии, предложенные Б. Лабовиц и А. Гудвин.

Создание мира

На этой стадии клиент выбирает объекты и тему песочной композиции. Роль терапевта на этом этапе заключается в наблюдении за выбором клиентом миниатюр, за его работой в песочнице, а также в эмоциональной поддержке клиента. Бывает, что в начале работы с песком некоторые клиенты выглядят растерянными, погруженными в себя. В таких случаях важно дать клиенту время освоиться, его можно приободрить, заметив, что это новый для него опыт и времени у него достаточно. Следует отметить, что дети гораздо быстрее и легче, чем взрослые, сосредотачиваются на коллекции и начинают выбирать фигурки.

Во время работы клиента психотерапевту важно внимательно наблюдать и подробно фиксировать свои наблюдения (с разрешения клиента можно осуществлять видеозаписи, аудиозаписи или фотографировать). Как правило, обязательно отмечается, какая фигурка была отобрана первой, какая первой появилась в песочнице, в каком месте, какие миниатюры были отобраны, но в композицию не вошли. Также фиксируются признаки отобранных объектов, структура, размер, цвет и материал, как они располагаются в пространстве песочницы. Подобные наблюдения позволяют терапевту формулировать рабочие гипотезы, которые будут подтверждаться или опровергаться в процессе дальнейшей работы.

Время, затраченное на создание песочной композиции, так же как и количество использованных миниатюр, всегда индивидуально. В качестве примера приведем композиции, построенные на первых сессиях двумя девочками 10 и 11 лет.

Десятилетняя Люба приступила к выбору игрушек очень быстро, стараясь перенести в песочницу все, что привлекало ее внимание. Заметив коробку с персонажами из мультфильмов "Ну, погоди", "Трос из Простоквашино" и др., она постаралась их все вставить в свою композицию, которая позднее получила название "Непустынная пустыня". Строительство продолжалось примерно 25 мин.

Одиннадцатилетняя Ася, напротив, очень долго стояла перед стеллажом и открытыми коробками с игрушками, не решаясь их взять в руки и внимательно рассмотреть. В результате, минут через 10, она выбрала две игрушки — ежика и пирата, которые небрежно бросила около правого борта песочницы, затем, немного подумав, также быстрым резким движением руки разгребла песок и сделала "море". На строительство самой композиции " Путешествие ежика и пирата" ушло полторы минуты. Позднее в ходе рассказа она перенесла фигурки к левому борту и добавила одну елку.