Лекция 11. СТАДИАЛЬНЫЕ КОНЦЕПЦИИ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА

К. Маркс, выделив капиталистический способ производства как завершающую эпоху в эволюции антагонистических общественных формаций, основанных на частной собственности и классовых противоречиях, выделил также и стадии развития самого капиталистического хозяйства, указав на историческую тенденцию к обобществлению производства капиталом как па материальную основу социалистических преобразований.

Проблематика стадий капиталистического хозяйства оказалась особо значимой для экономической мысли в России, где дебатировался вопрос о возможности "обхода" этих стадий на пути к социалистическому производству.

Влияние марксизма на русскую экономическую мысль переплелось с влиянием германской молодой исторической школы, новое поколение которой уделило особое внимание вопросу о генезисе капиталистического хозяйства.

Выдвинутая германской социал-демократией концепция экспансии финансового капитала как новой, не отраженной в работах основоположников марксизма стадии капиталистического хозяйства была подхвачена российскими социал-демократами как обоснование революционной возможности непосредственного перехода к социалистическим производственным отношениям.

Проблема стадий в полемике о путях развития российской экономики между народниками и марксистами

Марксизм как доктрина капиталистического развития России

После перевода 1-го тома (1872), а затем 2-го и 3-го томов "Капитала" Маркса на русский язык влияние экономической теории марксизма стало в России сильнее, чем в какой-либо другой стране. Тому есть несколько объяснений:

1) предрасположенность к историзму экономической мысли в стране, где только что было отменено крепостное право и не сложилось традиций восприятия капиталистической конкуренции как "естественного порядка";

2) острота проблемы отставания национальных производительных сил, осознаваемая как необходимость их "догоняющего" роста;

3) формирование социал-демократии, стремившейся быть частью общеевропейского социал-демократического движения (и выдвигавшей идеологов не только "ортодоксального" марксизма, но и ревизионизма).

Как было отмечено в главе 10, социально-реформистская концепция, выдвинутая русскими народниками, опиралась на своеобразную трактовку экономической теории К. Маркса, который не исключал возможности капиталистического пути развития России при опоре на институт сельской общины. Главный идеолог народничества Н. К. Михайловский нацеливал соратников на обоснование пути России в обход "средних стадий" между феодальным и социалистическим обществом, т.е. минуя капиталистический способ производства. Ф. Энгельс в начале 1890-х гг. признал, что "шестерня капитализма уже крепко врезалась местами в русскую экономику". Однако переводчик "Капитала" Н. Ф. Даниельсон и В. П. Воронцов, укоренивший в русском языке слово "капитализм", продолжали считать иначе: "несовершенство всей капиталистической формы производства так очевидно, влияние ее так разрушительно для всей страны, что русское общество вынуждено искать иной выход".

Близкие позиции занимали и университетские политэкономы. Например, российский "катедер-социалист" Иван Иванович Иванюков (1844-1912) полностью заимствовал у К. Маркса схему стадиального развития капиталистической промышленности от мануфактуры к фабрике. Но в то же время считал, что "на высоте основного вопроса русской жизни" находятся "семейные формы производства" - мелкое земледелие в соединении с кустарными промыслами, дающими основу для "самобытного" промышленного роста.

Однако в 1890-е гг. группа молодых и задорных экономистов и политиков, также ссылаясь на Маркса, стала доказывать, что Россия страдает не столько от капитализма, сколько от его недостаточного развития. Новые идеологи утверждали, что капитализм является необходимым условием роста производительных сил в России и способствует формированию рабочего класса, который (а не крестьянство и интеллигенция) и будет опорой ее социального преобразования.

"Неомарксисты", как прозвали своих критиков народники, настойчиво подчеркивали свой "экономический материализм" в противовес концепции Михайловского об особой исторической роли "критически мыслящей интеллигенции". Разгоревшаяся полемика примечательна тем, что в ней впервые был заострен вопрос не просто о соответствии закономерностей хозяйственного развития России общеевропейским, но о соответствии по конкретным стадиям. Среди "неомарксистов" наиболее заметной тогда была группа экономистов, которые вскоре разошлись с революционерами, создавшими Российскую социал-демократическую рабочую партию (РСДРП), и ретроспективно (в советский период) получили наименование легальных марксистов (М. И. Туган-Барановский, П. Б. Струве, С. Н. Булгаков). Их предшественником был Н. И. Зибер, первый переводчик на русский язык сочинений Рикардо, автор книг "Очерки первобытной экономической культуры" (1883) и "Давид Рикардо и Карл Маркс в их общественно-экономических исследованиях" (1885).