США

Вторая мировая война существенно изменила баланс сил в мировой экономике.

В 1949 г. США обеспечивали 54,6% капиталистического промышленного производства и 33% мирового экспорта (в 1937 г. – 14%). При этом доля Западной Европы за 1937–1948 гг. упала: в промышленном производстве – с 38,3 до 31%, а в мировом экспорте – с 34,5 до 28%. Тем самым США вышли на роль безоговорочного лидера стран капиталистического мира.

Немалая доля экономического роста США была обусловлена интенсификацией использования оборудования и рабочей силы.

Благодаря вовлечению резерва ранее недозагруженных производственных мощностей (а также снижению потерь от забастовок, число которых в годы войны сократилось) при росте парка машин и оборудования на 30% промышленное производство за 1939– 1944 гг. удвоилось. При этом занятость возросла только на 20% (с 54 до 64 млн чел.), остальная часть прироста делилась между факторами роста производительности труда и резкого повышения эксплуатации (рабочая неделя была увеличена до 45 ч).

Особенно обогатились крупнейшие корпорации: в годы войны их прибыль была в три раза выше довоенной. В их руках оказался мощный инвестиционный потенциал, возросший, в частности, за счет безвозмездной передачи им производственных мощностей, возведенных за счет государства.

Доля 100 крупнейших корпораций в обрабатывающей промышленности возросла за годы войны с 30 до 70%. В целом по экономике число предприятий с числом занятых более 10 тыс. выросло в семь раз; в обрабатывающей промышленности на таких предприятиях к 1944 г. работало свыше 30% занятых.

Отвлечение части продукции I подразделения на военные нужды относительно растянуло сроки амортизации капитала в гражданских отраслях. В результате очередной цикл в США продлился 11 лет – с 1937 по 1948 г. Его рассинхронизация с другими капиталистическими странами, которые понесли реальные потери, позволила нейтрализовать перепроизводство в США за счет внешних рынков.

Мощнейшим средством здесь послужил "план Маршалла".

План Маршалла

"Программа возрождения Европы" (European Recovery Program), получившая в обиходе название "план Маршалла", была обнародована 5 июня 1947 г.

Для координации движения этих средств в июле 1947 г. была создана Организация европейского экономического сотрудничества (в 1961 г. реорганизована в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)) со штаб-квартирой в Париже. В нее вошли представители США и всех стран – получателей помощи.

По закону "Об экономическом сотрудничестве" от 4 апреля 1948 г. по "плану Маршалла" предполагалось выделить 17 млрд долл, на протяжении четырех лет. До середины 1951 г. США выделили странам ОЭСР 13 млрд долл., в том числе 3,4 млрд на поставки сырья и полуфабрикатов, 3,2 млрд – на продукты питания, корма и удобрения, 1,9 млрд – на автотранспортную технику и 1,6 млрд долл, на поставки топлива (см. табл. 22).

Программа была прервана досрочно в связи с возросшими расходами США на войну в Корее.

Таблица 22

Расходы но плану Маршалла, млрд долл.

[1]

Страны

1948-1949 гг.

1949-1950 гг.

1950-1951 гг.

Итого

Великобритания

1316

921

1060

3297

Франция

1085

691

520

2296

Западная Германия

510

438

500

1448

Италия и Триест

594

405

205

1204

Нидерланды

471

302

355

1128

Бельгия и Люксембург

195

222

360

777

Австрия

232

166

70

488

Дания

103

87

195

385

Норвегия

82

90

200

372

Греция

175

156

45

366

Швеция

39

48

260

347

Швейцария

0

0

250

250

Турция

28

59

50

137

Ирландия

88

45

0

133

Португалия

0

0

70

70

Исландия

6

22

15

43

Главным доводом, который убедил конгрессменов США выделить запрашиваемые по "плану Маршалла" 17 млрд долл., была "коммунистическая угроза".

На протяжении двух с половиной послевоенных лет уровень жизни населения европейских стран, понесших материальный ущерб в войне, оставался на низком уровне.

Промышленность стран Европы, оккупированных Германией начиная с 1938 г. и переориентированных на германский рынок, осталась после войны без заказов, а их трудящиеся – без источников средств к существованию. Между тем национальный капитал западноевропейских стран вплоть до 1947 г. руководствовался в своей инвестиционной политике лишь краткосрочными конъюнктурными интересами и показал неспособность произвести послевоенное восстановление и конверсию.

В феврале 1948 г. в Чехословакии мирным путем власть перешла блоку левых сил во главе с коммунистической партией. Идеи социалистических преобразований стали популярны в широких массах всех западноевропейских стран, где коммунистические партии укрепили свои позиции в парламентах (особенно в Италии и Франции). Таким образом, ценой этой помощи Западной Европе США избегали худших геополитических последствий.

Как предварительное условие предоставления помощи США потребовали вывести коммунистов из состава правительств стран, подписавших договор. Хотя таким требованием попирались все принципы невмешательства во внутренние дела, к 1948 г. эти требования были всеми выполнены, в том числе во Франции и в Италии.

Предоставление средств по плану Маршалла не только прошло безболезненно для интересов налогоплательщиков США, но и, наоборот, способствовало преодолению кризиса, в который к этому времени начала вползать экономика США.

Это произошло благодаря тому, что доллар в новой, Бреттон- Вудской, международной системе стал играть в расчетах ту же роль, что и золото. Попадая в центральные банки других стран, известная часть долларов, как и золото, начинала играть роль сокровища, к которому привязывался расчетный объем денежной массы, эмитируемой страной в национальной валюте.

Кроме того, предоставляя кредиты но плану Маршалла на фоне встречной задолженности европейских стран в размере 7 млрд долл., США имели позитивный прецедент в виде кредитования в 1920-е – начале 1930-х гг. Германии, имевшей задолженность по репарациям. План Маршалла по своим условиям кредитования кроме того обеспечивал постановку экономики соответствующей страны под двойной контроль – как со стороны правительственных органов США, так и со стороны американских корпораций, осуществляющих поставки своих товаров с оплатой из средств плана Маршалла.

Получатели средств по плану Маршалла направили их на модернизацию инфраструктуры, восстановление предвоенных объемов производства, особенно в тяжелой промышленности, а также, при содействии МВФ, на стабилизацию своих денежных систем.