Сроки договора

Стороны определяют, каков срок действия договора, исходя из своих возможностей. Обычно такие договоры заключаются сроком на полгода, девять месяцев, год, реже – на два года.

Заключение договора предусматривает определенную последовательность действий сторон. Проект договора может разрабатывать любая из них. Он составляется в двух экземплярах. Если проект договора подготовил грузоотправитель, он подписывает оба его экземпляра и направляет перевозчику, который обязан в течение указанного срока с момента получения проекта договора рассмотреть его и в случае согласия подписать оба экземпляра. Один экземпляр он возвращает грузоотправителю. При несогласии с проектом договора или с отдельными его пунктами перевозчик составляет протокол разногласий и направляет два его подписанных экземпляра вместе с подписанным экземпляром проекта договора грузоотправителю. Протокол разногласий содержит пункты из проекта договора, которые вызывают возражения перевозчика, и предлагаемые им формулировки. Несогласие по каждому пункту должно быть мотивированным, а предлагаемые формулировки подкреплены ссылками на нормативные источники.

Получив подписанный проект договора и протокол разногласий, грузоотправитель рассматривает предложения перевозчика. При отсутствии возражений он письменно уведомляет перевозчика об этом. В случае же несогласия грузоотправитель назначает дату совместного урегулирования разногласий. День встречи назначается с учетом того, что извещение должно быть получено не позднее 10 дней до даты рассмотрения разногласий.

Встреча сторон заключаемого договора об организации перевозки грузов является кульминационным моментом устранения между ними разногласий. Задача перевозчика и грузоотправителя состоит в том, чтобы принять исчерпывающие меры к решению спорных вопросов.

По результатам совместного урегулирования противоречий составляется протокол согласования разногласий. Если все же достичь согласия не удалось, договор считается незаключенным.

В бытность плановой экономики в такой ситуации на перевозчика возлагалась обязанность передачи материалов разногласий на разрешение государственного арбитража без каких-либо оговорок. И в настоящее время в некоторых работах можно встретить подтверждение такого порядка. Так, В. И. Савин указывает, что неурегулированные сторонами вопросы годового договора передаются автотранспортным предприятием на разрешение соответствующего арбитражного суда[1].

Такая позиция противоречит положению ст. 798 ГК, согласно которому стороны могут заключить договор об организации перевозки груза. Из смысла закона следует, что это право, но не обязанность сторон. Исходя из принципа свободы договора, закрепленного в ст. 421 ГК, субъекты гражданского права свободны в заключении договора, т.е. в выборе контрагента и определении условий договора. При этом исключается принуждение сторон к его заключению.

Совершенно определенно высказался на этот счет Высший Арбитражный Суд РФ. В постановлении Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 № 30 указывается, что "заключение между перевозчиком и грузоотправителем (грузополучателем) долгосрочных договоров об организации перевозок при систематическом осуществлении перевозок грузов, договоров об участии перевозчика в проверке состояния груза, их массы, количества мест при исправной перевозке и некоторых других договоров, в отношении которых обязанность сторон по их заключению не установлена, не является обязательным. Поэтому при отказе одной из сторон заключить такой договор другая сторона не вправе требовать его заключения в судебном порядке.

Разногласия сторон, возникшие при заключении указанных договоров, могут быть рассмотрены арбитражным судом в случае, когда достигнуто соглашение сторон о передаче спора на разрешение арбитражного суда в соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации"[2].