СРНС ГЛОНАСС

СРНС ГЛОНАСС предназначена для непрерывного обеспечения неограниченного числа воздушных, морских, наземных и космических потребителей высокоточной координатно-временной информацией в любой точке Земли и околоземного пространства независимо от метеоусловий.

Первый запуск спутника по программе ГЛОНАСС состоялся 12 октября 1982 г., а в сентябре 1993 г. система была официально принята в эксплуатацию в неполном составе с условием развертывания штатной орбитальной структуры в 1995 г.

В соответствии с поручением Президента РФ полная группировка в составе 24 спутников в соответствии с федеральной целевой программой "Глобальная навигационная система" должна быть развернута в 2010 г. В дальнейшем, носче развертывания орбитальной группировки из 24 КА для ее поддержания нам потребуется делать по одному групповому пуску в год двух КА "ГЛОНАСС-К" на носителе "Союз", что существенно снизит эксплуатационные расходы.

Спутник "ГЛОНАСС-М", который был запущен в 2003 г., излучает в отличие от спутников предыдущего поколения уже два сигнала для гражданских потребителей, что позволяет существенно повысить точность их местоопределения.

Спутники "Глонасс-К" относятся к новому поколению, являются сравнительно малогабаритными и обладают увеличенным, до 10-12 лет, гарантийным сроком активного существования.

ГЛОНАСС является государственной системой, которая разрабатывалась как система двойного использования, предназначенная для нужд Минобороны России и гражданских потребителей. Сегодня обязанности по управлению и эксплуатации системы ГЛОНАСС возложены на Минобороны России.

ГЛОНАСС работает в двух частотных диапазонах: 1,6 ГГц (Ы) и 1,2 ГГц (Г2) с использованием псевдослучайной широкополосной модуляции и частотного разделения каналов.

ГЛОНАСС обеспечивает два уровня навигационной точности: высокоточный (ВТ-код) и стандартный (ПТ-код). ВТ-код предоставляется (помимо потребителей министерства обороны) авторизованным потребителям и обеспечивает повышенный уровень точности и защиту от преднамеренных помех. При работе с ВТ одновременно используются сигналы в двух частотных диапазонах L1 и L2, что позволяет компенсировать ионосферную погрешность. Гражданским потребителям предоставляется доступ к ПТ на частоте L1.

В ГЛОНАСС не используется преднамеренное ухудшение точности гражданского канала, аналогичное режиму селективного доступа (SA) для GPS.

Информация, предоставляемая навигационным сигналом ПТ, доступная всем потребителям на постоянной и глобальной основе, обеспечивает возможность определения: горизонтальных координат, вертикальных координат, составляющих вектора скорости и времени. Эти точности можно значительно улучшить, если использовать дифференциальный метод навигации и/или дополнительные специальные методы измерений.

Полностью развернутый космический сегмент ГЛОНАСС состоит из 24 спутников в трех орбитальных плоскостях. Орбиты спутников круговые с высотой 19100 км и углом наклонения -64°. Период обращения каждого спутника составляет приблизительно 11 часов 15 минут. Выведение спутников ГЛОНАСС на орбиту осуществляется с космодрома Байконур с помощью ракеты-носителя "Протон" и разгонного блока. Одним носителем одновременно выводятся три спутника ГЛОНАСС, перевод каждого спутника в заданную точку орбитальной плоскости производится с помощью собственной двигательной установки.

Управление орбитальным сегментом ГЛОНАСС осуществляют наземный комплекс управления. Он включает в себя Центр управления системой и сеть станций слежения и управления, рассредоточенных по территории России. Наземный комплекс управления осуществляет сбор, накопление и обработку траекторной и телеметрической информации обо всех спутниках системы, формирование и выдачу па каждый спутник команд управления и навигационной информации, а также контроль качества функционирования системы в целом.

Спутники системы ГЛОНАСС непрерывно излучают навигационные сигналы двух типов: навигационный сигнал стандартной точности (ПТ) в диапазоне L1 (1,6 ГГц) и навигационный сигнал высокой точности (ВТ) в диапазонах L1 и L2 (1,2 ГГц).

Для определения пространственных координат и точного времени требуется принять и обработать навигационные сигналы не менее чем от четырех спутников ГЛОНАСС. Одновременно с проведением измерений в приемнике выполняется автоматическая обработка содержащихся в каждом навигационном радиосигнале цифровой информации. Цифровая информация описывает положение НИСЗ в пространстве и времени (эфемериды) относительно единой для системы шкалы времени в геоцентрической связанной декартовой системе координат. Кроме того, цифровая информация описывает положение других спутников системы (альманах) в виде кеплеровских элементов их орбит и содержит некоторые другие параметры.

Результаты измерений и принятая цифровая информация являются исходными данными для решения навигационной задачи по определению координат и параметров движения. Навигационная задача решается автоматически в вычислительном устройстве НАП. В результате решения определяются три координаты местоположения потребителя, скорость его движения и осуществляется привязка шкалы времени потребителя к высокоточной шкале координированного всемирного времени (UTC).

В настоящее время практически все известные навигационные приемники, использующие сигналы спутников ГЛОНАСС, одновременно принимают сигналы спутников GPS, т.е. являются комбинированными.

В качестве примера можно привести навигационный приемник Ижевского радиозавода МЦОС-А18, имеющий 18 каналов обработки сигналов систем GPS и ГЛОНАСС. Он осуществляет автоматический поиск, прием и обработку сигналов двух радионавигационных систем ГЛОНАСС (Россия) и GPS NAVSTAR (США), измеряет навигационные параметры на частотах LI GPS и L1 ГЛОНАСС и обеспечивает комбинированную фильтрацию этих измерений. Приемник формирует навигационные параметры (долготу, широту, высоту), параметры движения объекта, время, дату. Точность измерений (без режима дифференциальной коррекции): местоположения - менее 30 м, скорости - менее 0,15 м/с Приемник может применяться в системах управления движением железнодорожного, автомобильного, воздушного, морского и речного транспорта и т.п. Иго габаритные размеры 150x105x20 мм, потребляемая мощность платы не более 5 Вт.

Стоимость профессиональной навигационной аппаратуры потребителей, работающей одновременно в стандартах ГЛОНАСС и GPS, сопоставима со стоимостью аналогичной аппаратуры GPS (за исключением массовой аппаратуры индивидуального пользования). Интегрированный базовый приемоизмерительный модуль, реализующий функцию приема и обработки сигналов ГЛОНАСС и GPS, стоит примерно на 200-300 долл. дороже, чем односистемный модуль GPS. В то же время стоимость терминалов ГЛОНАСС/GPS, использующих в качестве основы такой модуль, сопоставима, а в ряде случаев даже ниже стоимости односистемной профессиональной аппаратуры GPS. Характерным примером являются морские автоматизированные идентификационные системы, где стоимость ГЛОНАСС/GPS оборудования ниже стоимости аналогичного GPS-оборудования.