Средства выявления нарушений закона

Средства выявления нарушений закона есть правовые средства с помощью которых органы прокуратуры РФ выявляют любые нарушения закона, причины и условия, способствующие этим нарушениям, и лиц их совершивших.

Ключом к пониманию правовых средств выявления нарушений закона является понятие "проверка". Его ОГЛАВЛЕНИЕ в русском языке связано с проведением обследования в целях надзора, контроля[1]. Прокурорская проверка определяется как применяемое органами прокуратуры правовое средство, представляющее собой обследование поднадзорных либо не поднадзорных органам прокуратуры субъектов в целях выявления в их деятельности нарушений действующего законодательства[2].

Любой прокурорской проверке присущи следующие характерные признаки.

Во-первых, проверка является комплексом мыслительных и организационно-правовых действий прокурора, проводящего проверочные действия. Мыслительные действия обусловлены наличием соответствующего образовательного уровня прокурорского работника, его способности к планированию проверочных действий, определению стратегии и тактики проверки, предварительной оценке всего комплекса мер, принятие которых необходимо для оперативного, полного и всестороннего установления фактов нарушения закона, определения порядка их реализации, определения необходимых данных, дающих возможность адекватно и объективно проанализировать состояние законности.

Организационные действия прокурора направлены на организацию проведения проверки, установление места, сроков и участников проверки, определение участка работы, привлечение технических средств и т.д.

Кроме того, прокурорская проверка включает в себя совершение действий, влекущих правовые последствия. Это регламентированная законом возможность беспрепятственного доступа на территорию и в помещения проверяемых субъектов, исследования необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений и т.д., а в случае необходимости – безвозмездного получения их копий, взятие объяснений с граждан и должностных лиц.

Следует обратить внимание на то, что прокурорская проверка является всеобъемлющим правовым средством прокурора, включающим в себя весь предусмотренный законом инструментарий средств выявления нарушений закона, который в зависимости от масштаба проводимой проверки и сложности исследуемого вопроса имеет различную степень ее наполняемости.

Во-вторых, это целевая направленность данного правового средства. Данный признак связан с важнейшей целью прокурорской деятельности – выявлением нарушений законности. Прокурорская проверка направлена на выявление в действиях (бездействиях), актах проверяемого субъекта нарушений Конституции РФ и действующих на территории РФ федеральных законов, на установление причин и условий, способствующих выявленным нарушениям законности, а также лиц, виновных в совершении выявленных правонарушений.

Исходя из изложенного можно вывести дефиницию прокурорской проверки как правового средства, представляющего комплекс мыслительных, организационных и правовых действий прокурора, направленных на выявление нарушений Конституции РФ и действующих на территории РФ, установлению причин и условий, способствующих выявленным правонарушениям, а также виновных лиц.

Для любой прокурорской проверки характерны определенные требования. Требование законности, в соответствии с которым любая прокурорская проверка проводится на основании и во исполнение закона. Требование обоснованности проведения проверки, согласно которому проверка проводится лишь на основании поступивших в прокуратуру сведений о нарушении законности. Требование недопустимости вмешательства органов прокуратуры в оперативно-хозяйственную деятельность проверяемых субъектов и подмены собой государственных органов заключается в том, что прокуратура проверяет лишь соответствие деяний (действий или бездействия), а также правовых актов проверяемых субъектов действующему закону, поскольку другие аспекты функционирования субъектов не являются предметом прокурорской деятельности. Требование полноты прокурорской проверки означает необходимость сбора всего объема материальных и документальных носителей информации о фактических действиях субъектов, реализацию всего комплекса правовых средств по выявлению нарушений закона, необходимых в конкретной ситуации и имеющих значение для установления состояния законности в исследуемой сфере. Требование объективности выражается в непредвзятости, беспристрастности прокурора при осуществлении проверки, решении вопроса о законности действий проверяемого к субъекта. Требование оперативности прокурорской проверки означает осуществление се в предусмотренный законом срок.

Виды прокурорских проверок обусловлены функциями прокуратуры и в связи с этим подразделяются на надзорные и ненадзорные[3]. Надзорные проверки проводятся в отношении субъектов, поднадзорных органам прокуратуры: органов, осуществляющих ОРД, дознание и предварительное следствие, органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера.

Ненадзорные проверки проводятся органами прокуратуры в отношении неподнадзорных им субъектов, к которым отнесены суды. Специфика данных проверок заключается в том, что прокурор не выступает в суде как надзирающий орган, а обладает процессуальными правами наравне с иными участниками судопроизводства. В п. 3 ст. 1 Закона о прокуратуре РФ установлено, что прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают (в соответствии с процессуальным законодательством – обжалуют) противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. Следовательно, участвуя в рассмотрении дел судами, прокурор преследует цель соблюдения участниками судопроизводства процессуального закона и вынесения законного и обоснованного судебного решения.

Кроме надзорных и ненадзорных проверок, в литературе принято выделять иные виды прокурорских проверок, критерием классификации которых являются их повод проведения, объем, проверяемые и проверяющие субъекты, целевое назначение, а также конкретное направление деятельности прокуратуры.

По поводу проведения проверки подразделяют на проводимые по сигналам (заявлениям, сообщениям, жалобам, сведениям, полученным из радио-, телепередач, и т.д.) и по инициативе самих прокуроров. Проверки, проводимые по заявлениям и жалобами граждан, информации, обнародованной СМИ, также называют проверками текущего характера[4] По этому основанию можно выделить проверки, проводимые по поручению, заданию, указанию вышестоящих прокуроров. Как правило, проведение таких проверок связано с появлением новых приоритетов в деятельности прокуратуры, определенных с учетом изменений в социальной, экономической сфере жизни общества и государства. По объему проверки подразделяют на целевые и широкие. Целевые проводятся по отдельным фактам нарушений закона либо по исполнению одного конкретного закона или группы родственных законов, по отдельным сообщениям, заявлениям, жалобам. Широкими называются проверки, по которым круг нарушений закона не определен либо они касаются множества правонарушений. По проверяющим субъектам прокурорские проверки делятся на специфические прокурорские, смешанные и ведомственные. Специфические проводятся исключительно силами органов прокуратуры, без привлечения иных специалистов и составляют основной массив всех проводимых проверок. Это обусловлено разрешением органами прокуратуры правовых вопросов, не требующих иных специальных познаний. Смешанные прокурорские проверки проводятся с привлечением специалистов из различных отраслей деятельности: здравоохранения, экономики, градостроения и др.

Ведомственные проверки осуществляются но заданию органов прокуратуры различными ведомствами.

По проверяемым субъектам прокурорские проверки классифицируются на проводимые в единичном органе и нескольких органах одновременно.

По целевому назначению прокурорские проверки подразделяются на основные проверки по выявлению нарушений закона и сопутствующих им обстоятельств и контрольные, проводимые прокуратурой в порядке контроля за исполнением требований прокуроров.

Нередко в литературе указываются иные основания разграничения видов прокурорских проверок. Их различают по масштабу исследуемых вопросов, содержанию, длительности проверяемых периодов, степени сложности установления обстоятельств нарушений закона, их оценке[5]. В целях повышения профессионального мастерства прокуроров, распространения положительного опыта работы практикуется проведение показательных проверок исполнения закона[6].

В рамках осуществления прокуратурой ненадзорной функции содействия судопроизводству представляется целесообразным подразделить проверки по видам судебных инстанций, в которых принимает участие прокурор: проверки в суде апелляционной, кассационной, надзорной инстанций.

Прокурорская проверка имеет определенную структуру, обусловленную видом проверки. Структура прокурорской проверки представляет собой последовательность проведения организационно-проверочных действий, состоящих из определенных этапов.

Первый этап – предпроверочный, подготовительный. В нем проверяющий прокурор анализирует состояние законности на проверяемом объекте, изучает действующее законодательство, которой он намерен проверить, планирует место и время проведения проверки, участников проверочных действий, принимает меры к тому, чтобы все участники проверки находились к началу проверки на местах.

Второй этап – это сами проверочные действия. На этом этапе прокурор истребует и исследует документацию, обследует территории и помещения, вызывает и опрашивает должностных и иных лиц, истребует объяснения и заключения специалистов с целью выявления нарушений закона, причин и условий нарушений и виновных лиц.

Третий этап – постпроверочные действия. На этом этапе прокурор тщательно изучает собранные материалы проверки и на их основании готовит акты прокурорского реагирования и другие средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона. Затем реализует их и надзирает за исполнением требований прокурора, содержащихся в актах прокурорского реагирования, сроках рассмотрения актов и принятых мерах.

Данная структура проверок характерна для надзора за исполнением законов и по иным направлениям прокурорской деятельности, которые общепринято называть общенадзорными. В других направлениях прокурорской деятельности проверки могут иметь несколько упрощенный характер. Например, проверка соблюдения законности расследования конкретного уголовного дела имеет более простую структуру, поскольку изучение уголовного дела может производиться в кабинете надзирающего прокурора.