Средства технологии

Смысл педагогической технологии и ее компонентов предельно обнажен в схеме, когда один педагог обучает (воспитывает) одного ученика. Это типичный процесс репетиторства, который осуществляется точно в соответствии со схемой, приведенной на рис. 2.1. В процесс взаимодействия педагог и ученик вступают каждый со своими средствами: педагог вооружен средствами преподавании (табл. 9.2), а ученик владеет (или не владеет) средствами учения (табл. 9.3). Взаимодействие средств педагога и обучаемого порождает различные схемы организации процесса, т.е. технологии получения конечного продукта. Используя каждый свои средства, педагог и обучаемый идут навстречу друг другу, прилагают совокупные усилия, которые рождают вожделенное знание.

В процессе эдукации каждый участник решает свои задачи своими средствами, при этом средства педагога налагаются на средства обучаемого и наоборот. В результате каждый раз возникает абсолютно неповторимое, своеобразное объединение средств педагога (преподавание) и средств обучаемого (учение), которое определяет и протекание процесса, и его конечные результаты.

Третий компонент модели – предмет – также имеет свои характеристики, которые не остаются постоянными. Преимущественно предметом эдукации выступает информация (табл. 9.4), реже – практика поведения.

Средства педагога

Таблица 9.2

Личностные качества

Профессиональная подготовка

Мотивация

Педагогические способности

Наличие дипломов и сертификатов

Главное побуждение к занятию педагогической деятельностью

Речь без дефектов

Рекомендации (общая оценка качества труда)

Понимание связи "услуга – стоимость"

Ответственность

Стаж педагогического труда

Гарантии

Эмпатия

Профессиональный уровень

Ответственность

Дисциплинированность

Профессиональная компетентность

Внешняя привлекательность

Знание особенностей возраста учеников

Аккуратность

Знание принципов эдукации и умение соблюдать их требования

Точность

Владение методами преподавания

Здоровье

Умение управлять работоспособностью учеников

Владение методами диагностики

Знание организационных форм эдукации, в частности умение организовать познавательный процесс и самостоятельный труд учеников

Умение доступно объяснить материал, сделать непонятное понятным

Полное владение предметом

Умение иллюстрировать объяснение

Таблица 9.3

Средства ученика (воспитанника)

Личностные качества

Умение учиться

Мотивация

Здоровье

Умение читать с определенной скоростью

Наличие и понимание цели

Желание

Способность понимать прочитанное (услышанное)

Обучение под принуждением или добровольное

Работоспособность

Сформированность умения учиться

Ответственность за результат

Ответственность

Учебная тренированность

Стимулы

Дисциплинирован

ность

Обученность (достижение необходимого уровня подготовки)

Настойчивость

Обучаемость и воспитуемость (общая способность к эдукации)

Способности (общие)

Запущенность и пробелы

Способности (предметные)

Темпы продвижения в эдукации

Тип интеллекта

Стиль эдукации

Таблица 9.4

Характеристики информации

Количество

Обсчитывается по длительности сообщения, количеству страниц или параграфов, длине алгоритма, количеству понятий в тексте сообщения, количеству информационно-смысловых элементов в сообщении

Качество (сложность и трудность)

Сложность определяется по длине алгоритма ответа, фактурности информации, например количеству новых понятий на единицу текста (страницу, параграф, главу и т.д.).

Трудность – субъективная характеристика, которая регламентируется тезаурусом обучаемого, т.е. запасом уже имеющихся у него знаний, умений и навыков

Уровень дидактической обработки

В отличие от информации, не подготовленной для изучения, учебный материал проходит обязательную дидактическую обработку – своеобразную адаптацию к возможностям ученика. Выделяют низкий, средний и высокий уровни дидактической обработки. Доступность материала определяется уровнем его дидактической обработки: чем выше уровень, тем понятнее материал

Способ презентации

Способов (методов) преподнесения учебного материала много: словесный (рассказ, объяснение и т.д.), наглядный (иллюстрация, демонстрация и т.п.), практический (самостоятельная работа, наблюдение, эксперимент и др.), презентация материала с помощью книг и различных накопителей, сочетание разных способов в различных пропорциях

Практика поведения, которая выступает в качестве предмета эдукации при оформлении способов деятельности, навыков мышления и поведения, умения решать проблемы и т.д., также имеет свои особенности и характеристики, обусловливающие предъявляемые к ней требования и налагающие определенные ограничения на педагогические влияния (табл. 9.5).

Таблица 9.5

Виды практики поведения и их характеристики

Механическое повторение

Например, выписывание букв, копирование таблиц и рисунков, переписывание текстов, повторение движений, воспроизведение простых действий и т.д.

Практика на примерах

Решение типовых примеров на усвоение правил деятельности, поведения, алгоритмов мышления и т.п.

Управляемая практика

Практика под руководством педагога, предметом которой выступает сложная деятельность. Доля самостоятельной деятельности ученика возрастает

Самостоятельная практика

Практика без помощи

Домашняя практика

Практика, которая служит дополнением к школьной деятельности и имеет целью совершенствование (упрочение, закрепление, запоминание) знаний, умений

Творческая практика

Самостоятельная попытка обучаемого перенести известные знания, способы, действия на новые предметные области

Соревновательная практика

Самостоятельная практическая деятельность в условиях конкурса, экзамена, тестирования, олимпиады и т.п. с целью сравнения эффективности эдукации (быстроты и точности выполнения задания)

Практика наследования

Требует изготовления образца, не хуже того, что делает учитель

Как видим, конкретных характеристик процессуальной части взаимодействия педагога и обучаемого довольно много, что создает впечатление большой сложности. На самом деле в каждый момент процесса имеет место превалирующее применение лишь одного средства (от силы двух) как со стороны ученика, так и со стороны педагога. Все остальные средства присутствуют и действуют скрыто. Например, технология может иметь следующую компоновку: педагог – объяснение, обучаемый – понимание, предмет – закон Ома.

Неизменными в любой технологии остаются такие средства, как виды эдукации, методы и формы. Назовем их компонентами технологий и рассмотрим в следующих главах.