Лекция 4. Средства обучения русскому языку

В современной педагогической науке и практике под средством обучения понимается материальный или идеальный объект, который используется учителем и учащимися для усвоения последними знаний. Основным средством обучения младших школьников русскому языку выступает учебно-методический комплекс, структурными элементами которого являются: программа, учебник, методические рекомендации, рабочие тетради, дидактические материалы, словари и т.д.

В настоящее время рекомендованы к использованию в начальной школе УМК по русскому языку следующих учебно-методических систем (УМС): "Школа 2100", "Начальная школа XXI века", "Гармония", "Перспективная начальная школа", "Перспектива", "Планета знаний", "Школа России", "Классическая начальная школа", УМК развивающей системы Л. В. Зан-кова, УМК развивающей системы Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова.

Учебник по русскому языку является ведущим средством обучения предмету "Русский язык", реализующим Требования к результатам освоения основной образовательной программы ФГОС НОО. Учебник по русскому языку, как и учебники по другим предметам, есть специальная книга, в которой представлен минимизированный объем научных знаний согласно требованиям программы начальной школы. Он призван систематизировать, интегрировать сведения по русскому языку, полученные младшими школьниками из различных источников информации, задает различные способы деятельности учащихся на уроках русского языка. Однако если раньше учебник по русскому языку рассматривался как основной носитель содержания образования, как главный источник информации, то в настоящее время он все больше становится средством управления процессом формирования учебно-познавательной деятельности учащихся. В отличие от учебников предшествующего поколения, современный учебник по русскому языку ориентирован на решение задачи включения школьников в информационную среду, поэтому содержит отсылки к словарям, справочникам, дидактическим материалам, электронным носителям информации и др. С точки зрения реализации идеи развивающего обучения современный учебник не может быть ориентирован на "среднего" ученика; в нем должны быть представлены задачи различной степени трудности, связанные с осуществлением как репродуктивной, так и продуктивной деятельности учащихся.

В современных учебниках усилена линия, относящаяся к формированию у учащихся универсальных учебных действий, совокупность которых в широком смысле составляет способность школьника к саморазвитию и самосовершенствованию путем активного и сознательного присвоения культурного опыта. В более узком смысле — как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение знаний, формирование умений, включая организацию учебного процесса.

В соответствии со стандартами начального общего образования выделяют следующие виды универсальных учебных действий:

1) личностные, связанные с учебными и познавательными мотивами, положительным отношением к школе, устойчивым учебно-познавательным интересом, самоанализом и самоконтролем результатов учения;

2) регулятивные, обеспечивающие обучающимся организацию своей учебной деятельности, к которым относятся целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция;

3) познавательные, связанные со способностью осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, компьютерной техники и др.;

4) коммуникативные, связанные с планированием учебного сотрудничества, выявлением проблем, поиском способов решения конфликтов, умением выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Роль учебника в освоении содержания учебного курса многообразна. Он организует образовательную деятельность, т.е. помогает учиться; предоставляет сведения теоретического плана в определенной системе; обеспечивает (посредством системы заданий и упражнений) развитие предметных умений и навыков; выступает как справочное пособие для запоминания; воспитывает у учащихся познавательную активность, самостоятельность. Современный учебник по русскому языку построен с учетом планируемых результатов освоения программы "Русский язык" как нормативного документа, в котором фиксируется подлежащее усвоению ОГЛАВЛЕНИЕ учебного предмета.

Учебник по русскому языку, являясь ведущим средством обучения, непосредственно или опосредованно связан с другими средствами обучения, оказывает влияние на их ОГЛАВЛЕНИЕ и построение. В частности, ОГЛАВЛЕНИЕ учебника определяет ОГЛАВЛЕНИЕ справочной литературы, дидактических и методических пособий. Учебник взаимодействует со средствами изображения и отображения изучаемых явлений и с техническими средствами обучения. Наконец, учебник связан с самой жизнью, окружающей младшего школьника.

Вместе с другими средствами обучения учебник составляет систему средств обучения — в них не должно быть излишнего дублирования, противоречия друг другу в фактах, несоответствия по степени трудности и др. Использование того или иного дополнительного средства обучения русскому языку на практике определяет методическая целесообразность.

В соответствии с положениями ФГОС НОО образовательное учреждение и учитель лично несут ответственность за результаты освоения программы по русскому языку. При этом им предоставляется свобода в выборе методов, форм и средств обучения в зависимости от типа и вида образовательного учреждения, потребностей участников образовательного процесса, контингента учащихся, материально-технической базы учреждения и др. Поэтому учитель вправе сам выбрать учебно-методический комплекс, проведя его всесторонний анализ.

Существует множество методов анализа и оценки учебника; широкое применение получил метод функционального анализа в сочетании с органолептическим методом. Сущность метода функционального анализа состоит в оценке реализации функций учебника как средства обучения. Сущность органолептического метода состоит в том, что учитель, выделив такие показатели, как реализация функций учебника, выносит суждение о его качестве на основе анализа восприятий органов чувств. Каждый из показателей может оцениваться суммой баллов. Таким образом, к существенным признакам учебника относится то, какие функции и как выполняет тот или иной учебник. Функция учебника здесь рассматривается как назначение учебника. Среди важнейших функций учебника по русскому языку для начальной школы выделяются такие функции, как информационная, преобразовательная, целенаправленного усвоения знаний, развития умений и навыков, организационная, управленческая, координирующая, воспитательная, самообразования.

Познавательная функция. Учебник но русскому языку, наряду со словом учителя, является важнейшим источником информации о языке. В нем излагается предметное ОГЛАВЛЕНИЕ филологического образования, определяются виды деятельности, предназначенные программой для усвоения школьниками обязательного содержания.

Преобразующая функция. Научные знания не могут быть включены в школьные программы и учебники по русскому языку без изменений. Еще К. Д. Ушинский полагал, что "научное и педагогическое изложение науки — две вещи разные", поэтому необходима переработка научных знаний в учебные. С позиции деятельностного подхода переработка научных знаний предполагает их приспособление для развития умений и навыков учащихся по русскому языку, формирования у них учебно-познавательной деятельности. Задачи адаптации решаются с учетом особенностей развития психических процессов (внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения) младших школьников. При этом последовательно реализуются важнейшие дидактические принципы — доступности, связи с жизнью, опоры на актуальные интересы ребенка.

Функция целенаправленного усвоения знаний, развития умений и навыков {развивающая функция). ОГЛАВЛЕНИЕ учебника представлено необходимым и достаточным объемом знаний для осуществления различных видов деятельности, отражающих специфику школьного предмета. В педагогике довольно часто противопоставляются школа "памяти" и школа "развития", основные черты которых могут быть отражены в учеб-пиках. В школе "памяти" знания в основном даются в готовом виде при опоре на память учащегося. В дальнейшем от ученика требуется точное воспроизведение полученных таким образом знаний. В школе "развития" усвоение знаний детьми осуществляется па основе организации частично поисковой деятельности при использовании такой получившей в современной школе распространение технологии, как исследовательское обучение (А. И. Савенков и другие). В учебниках представлены задачи репродуктивного и продуктивного характера, что имеет существенное значение для организации работы, направленной на развитие у учащихся предметных умений и навыков, универсальных учебных действий.

Реализации развивающей функции учебника способствуют такие его структурные компоненты, как теоретические сведения о языке в виде определений, правил, а также аппарат организации работы — вопросы, задания, материал для наблюдений, иллюстративный материал, схемы, таблицы, справочный аппарат, памятки.

Организационная функция. Современные учебники по русскому языку позволяют реализовывать различные методы, формы и средства обучения. Внедрение различных методов обучения связано с организацией различных видов деятельности учащихся на уроке (репродуктивной с подсказкой и без подсказки, продуктивной с подсказкой) на основе подходов индивидуализации и дифференциации обучения. Это определяет использование разнообразных форм обучения, организацию индивидуальной и коллективной работы учащихся. Применение учебника как средства обучения должно органично сочетаться с применением дополнительных средств обучения на уроке.

Управленческая функция учебника предполагает выполнение ряда конкретных видов управленческих работ: при целеполагании учебник обозначает текущие и перспективные цели деятельности; при планировании — служит опорой для выработки путей реализации целей деятельности; при организации — обеспечивает взаимодействие участников образовательного процесса, определяет последовательность их действий. Учебник помогает учителю управлять самостоятельной деятельностью учащихся, организовывать учебный процесс на уроках, получать сведения ció уровне развития у детей предметных умений и навыков. Учебник помогает школьнику — учит его учиться на этапах планирования, осуществления познавательной деятельности, в ходе контроля и оценки ее результатов. Учебник как средство организации учебно-познавательной деятельности может способствовать повышению уровня мотивации школьников при осуществлении данной деятельности. Реализации управленческой функции учебника способствуют аппарат организации работы и аппарат ориентировки (оглавление, заголовки, указатели, условные обозначения, сокращения и др.).

Координирующая функция. Учебник как ведущее средство обучения выступает ядром, объединяющим все другие средства — рабочие тетради, дидактические материалы, средства наглядности, компьютерные программы, словари, справочные пособия и др.

Воспитательная функция. Реализация дайной функции учебника русского языка связана с природой языка, осуществляющего такие свои функции, как эпистемическая, когнитивная, эстетическая, директивная. Слово языка, писал А. Ф. Лосев, есть "могучий деятель мысли и жизни. Слово поднимает умы и сердца, исцеляя их от спячки и тьмы. Слово двигает народными массами, есть единственная сила там, где, казалось бы, уже пет никаких надежд на новую жизнь. Когда под влиянием вдохновенного слова пробуждается в рабах творческая воля, у невежд — светлое сознание, у варвара — теплота и глубина чувства... называйте тогда это как хотите, но, по-моему, это гораздо больше, чем магия..."[1] Эстетическое начало языка открывает пути ценностного познания, чувственной неповторимости переживаний человека. Язык отражает телесные ощущения, которые испытывает человек как биологическое существо, а также своими свойствами проявляет вторичные чувства, определяющие духовность человека. Язык играет важную роль медиума чувственности. Формирование культурных и духовных чувств в значительной степени опирается на речевую практику воспитания и образования личности. Язык участвует в формировании эстетического сознания и эстетического отношения к природе и обществу. Язык пробуждает эстетическую активность, дает толчок эстетическому началу в жизни каждого человека и общества в целом, побуждает к активной эстетической деятельности. Язык реализует свою эстетическую функцию посредством распространения богатого эстетического опыта. Воспитательная функция учебников по русскому языку еще не нашла своей полной реализации в отношении выражения эстетического начала, идеалов народа.

Функция самообразования. Являясь носителем учебного материала, учебник призван оказывать учащимся помощь в усвоении этого материала: самостоятельно восполнять пробелы в знаниях и умениях; учить принимать, сохранять учебную задачу; планировать свои действия; контролировать и оценивать их; вносить коррективы в их выполнение; осуществлять самоконтроль. Совокупность названных умений составляет умение работать с учебной книгой как источником информации, которое относится к числу основных познавательных умений. Оно существенно повышает продуктивность учебного труда школьников, готовит условия для самообразования как формы индивидуальной деятельности учащегося, формирует познавательные потребности и интересы.

Критерии оценки качества учебника используются учителем для его анализа, выбора из числа рекомендованных для применения в образовательном процессе.

ОГЛАВЛЕНИЕ и структура учебника в целом. Учебник включает следующие компоненты:

а) теоретические сведения о языке в виде текстов и внетекстовых компонентов;

б) аппарат организации работы (вопросы, задания, материал для наблюдений, иллюстративный материал, схемы, таблицы, справочный аппарат, памятки);

в) аппарат ориентировки (оглавление, нумерация, заголовки, указатели, условные обозначения, сокращения).

ОГЛАВЛЕНИЕ учебника подразделяется на параграфы, которые имеют целостный характер. Число параграфов соответствует учебному плану по предмету.

Объем лингвистического материала и трактовка понятий в каждом из разделов учебника. Учебник создается с учетом специфики знаний учащихся и их возможностей по восприятию и запоминанию учебной информации. Развитие же научных знаний, обогащение культурного опыта приводит к обострению противоречия между возрастанием объема знаний по предмету и возможностями вооружить этими знаниями учащихся. Задача современной начальной школы — отказ от энциклопедического подхода в обучении, преобразование процесса усвоения знаний в способ развития и воспитания личности ребенка, формирование его универсальных учебных действий.

Способы подачи знаний в учебнике различны. Первый способ состоит в предъявлении учащимся определений, правил, которые следует запомнить, в выполнении тренировочных упражнений по использованию того или иного определения, применению того или иного правила. Второй — в организации наблюдений учащихся над фактами языка, в частично поисковой деятельности, осуществлении таких операций мыслительной деятельности, как анализ, сравнение, выводы, обобщения и др. Таким образом, знания становятся продуктом познавательной деятельности юных исследователей.

Обеспечение мотивации вводимой в учебнике информации. Способ подачи знаний в рамках частично поисковой деятельности существенно повышает познавательную активности и самостоятельность ребенка, меняет смысл деятельности, влияет на ее стимуляцию. А. Н. Леонтьев указывает на то, что мотивация предполагает стимуляцию процессом и результатом деятельности. Исследовательское обучение учит ребенка "видеть" проблему, выдвигать гипотезы, приучает к научному поиску, дарит радость успеха, что, по словам Л. И. Савенкова, сродни природе ребенка.

Реализация идеи развития и воспитания детей в процессе обучения. С позиции системно-деятельностного подхода главным в образовательном процессе является не передача знаний, а организация различных видов деятельности, в ходе которой формируются предметные умения и навыки, а также универсальные учебные действия.

Учебная деятельность формируется не одномоментно, проходит в своем развитии определенные этапы. Вначале деятельность осуществляется с подсказкой, что позволяет предупредить ошибки, сделать процесс использования знаний более осмысленным. Затем в ходе тренировок приобретается способность выполнять те же действия самостоятельно. Опора па полученный опыт помогает учащимся переносить знания в новые ситуации, использовать универсальные учебные действия при решении нестандартных задач.

При сознательном и целенаправленном переходе с одного уровня деятельности на другой у учащихся формируются такие личностные качества, как активность, самостоятельность, ответственность. Природа русского языка как учебного предмета оказывает на младших школьников мощное духовно-нравственное, эстетическое воздействие.

Виды заданий, используемых в учебнике, напрямую связаны с уровнями деятельности. Одни задания характеризуют репродуктивную деятельность, другие — продуктивную. Учебники по русскому языку различаются по тому, задания какого вида в них превалируют. Задания на репродуктивную деятельность необходимы для расширения и обогащения опыта учащихся. Передача школьникам отработанных в практике человека знаний "в готовом виде" экономит время обучения, которое, как правило, используется для отработки прочности навыков. Задания на продуктивную деятельность способствуют реализации творческого потенциала личности ребенка. Разумное сочетание заданий репродуктивного и продуктивного характера необходимо для развития учащихся, позволяет реализовать индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении.

Особенности дидактического материала. Как было отмечено, учебник является ведущим средством обучения, оказывает влияние па ОГЛАВЛЕНИЕ и построение других средств обучения, объединяет вокруг себя эти средства. Выгодно отличаются те УМК по русскому языку для начальной школы, которые имеют хорошо разработанную систему средств обучения. Дидактический материал трактуется как особый тип учебных пособий, преимущественно наглядных (наборы карточек, таблицы, схемы и др.), в том числе материалов, созданных на базе информационных технологий. Дидактический материал чаще предназначен для организации самостоятельной работы учащихся на уроке, дома.

Возможности для формирования комплекса языковых и речевых умений учащихся создаются реализацией в учебнике ведущего принципа обучения предмету "Русский язык" — принципа развития речи. Это предполагает развертывание в учебнике системы упражнений, посвященных совершенствованию речевой деятельности учащихся на следующих уровнях: произносительном, лексическом, грамматическом, текстовом.