Средства и методы тактической подготовки

Тактическая подготовка спортсмена не ограничивается развитием специальных качеств и совершенствованием тактических приемов. С этими задачами тесно связана регуляция психических состояний, управление поведением спортсмена в тренировках и соревнованиях.

Спортсмен, как правило, принимает решения в условиях психической напряженности, в острых ситуациях борьбы с соперниками, при постоянной угрозе ошибочным действием свести на нет усилия многих тренировок.

В различные моменты соревновательной борьбы "стоимость" одного и того же тактического хода различна. Баскетболист, выигравший мяч у своего щита, может принять решение организовать быстрый прорыв. Это, как правило, рискованная операция, которая может закончиться перехватом мяча соперниками, поэтому одно дело решиться на нее при большом запасе очков, а другое — когда счет равный и до конца игры остается несколько секунд. В последнем случае условия сильного эмоционального возбуждения накладывают отпечаток и на процесс принятия решения. Рискованная ситуация заставляет спортсмена мгновенно перебрать все варианты действий и принять единственно правильное эффективное решение. Вот почему тактическая подготовка предусматривает не только создание условий для оптимизации психических состояний спортсменов, но и развитие у них определенных волевых качеств, прежде всего инициативности и самостоятельности. Средства развития этих качеств можно считать сопутствующими средствами тактической подготовки (в отличие от основных, направленных на развитие интеллектуальных и сенсомоторных качеств и овладение тактическими приемами).

В любом виде спорта, даже командном, тактическая подготовка должна быть индивидуализированной. Необходимо учитывать физические возможности спортсменов, их личностные особенности, склонность к тем или иным тактическим решениям, уровень развития психических качеств. Особую роль играют типологические особенности высшей нервной деятельности. Инертные спортсмены обычно испытывают затруднения в быстрых перестройках, поэтому должны в совершенстве заучивать шаблонные варианты, чтобы иметь готовое решение в любой ситуации. Спортсмены с неуравновешенной нервной системой нередко "заигрываются", выдают желаемое за действительное, проявляют тактическую косность. Их тактическая подготовка должна быть направлена на совершенствование умения постоянно тщательно анализировать любую ситуацию, критически оценивать каждое собственное действие.

Спортсменка рискнула на бросок. Только через мгновение станет ясно: "два очка" или "потеря мяча"

Индивидуализация тактической подготовки подразумевает необходимость учитывать склонности спортсменов к той или иной стратегии поведения в тактической борьбе. Можно выделить несколько типов стратегий.

К первому типу относятся действия в основном по "жесткой" программе. Если спортсмен решил заранее "поймать" соперника на определенном приеме, значит, обязательно будет выжидать момент для применения этого приема, даже в ущерб другим подходящим вариантам. Недостатки такого типа стратегии очевидны, а достоинство — эффективная установка на предстоящую деятельность, облегчающая готовность к нужному приему.

Второй тип стратегии поведения — несколько "заготовок" в предварительной тактической модели. Установка на действие обычно осуществляется по принципу "или — или". По гибкости программы этот тип лучше первого.

Третий тип стратегии поведения наиболее гибкий. Спортсмен нередко вообще не задумывает заранее решающего хода (если его трудно прогнозировать) и действует в зависимости от ситуации, действий соперника, как говорят фехтовальщики, "с открытыми глазами".

Казалось бы, третий тип стратегии поведения наиболее заманчив. Но свои плюсы и минусы есть у каждого типа, хотя очевидно, что у первого минусов больше. Отсюда общие рекомендации по индивидуальной тактической подготовке спортсменов, склонных к первому типу, сводятся к увеличению в тренировочных занятиях удельного веса действий "от соперника", без заранее выбранного жесткого плана. Для тех, кто предпочитает третий тип стратегии, наоборот, лучше заранее обдумывать комбинацию и добиваться ее осуществления. А для второго типа хороши оба приема, чередуемые в тренировочных занятиях.

В единоборствах выделяются действия, которые можно отнести к категории типичных вариантов сопряжения физических и тактических действий.

1. Подавление — действия, имеющие целью создать или использовать превосходство над противником (в физической, технической, психологической, интеллектуальной подготовке).

2. Маневрирование — передвижение с целью создания благоприятной ситуации для выполнения технических действий и решения тактических задач.

3. Маскировка —действия, вводящие противника в заблуждение и вызывающие ответные реакции (угроза, вызов). Например, угроза используется для того, чтобы вынудить противника применять действия защиты.

4. Вызов имеет целью заставить противника провести атаку.

К этим действиям приучает тренер своих учеников.

На эффективности боевой деятельности единоборца существенным образом отражаются такие психологические факторы, как реакция на успех или неуспех в поединке. Например, в фехтовании на рапирах в выигранных поединках приемы нападения используются в больших объемах, чем в боях, закончившихся поражением.

Парные фехтовальные упражнения с противодействующим партнером направлены на повышение помехоустойчивости технико-тактического действия относительно ограниченного количества сбивающих факторов, в основном пространственно-временного, а позднее и тактического характера.

К таким помехам можно отнести: своевременные попытки партнера отступить; неожиданные сближения; запоздалые попытки отступить или отклониться; уклоны, вольты, приседания; запоздалые защиты; встречные, несвоевременные нападения; преждевременные защитные реагирования.

Последовательность введения каждой помехи зависит от адаптации к ней, ее сложности, этапа подготовки фехтовальщиков, степени их адаптации к менее сложным помехам.

Упражнения "в контрах" с регламентированным противником направлены на совершенствование технико-тактических действий в конкретных условиях боевых взаимодействий. Фехтовальщики ведут поединок, применяя заданный тренером набор технико-тактических действий, реализуя определенную тактическую схему в ситуациях с добавочными элементами трудности. Степень ограничения возможных противодействий противника зависит от того, насколько фехтовальщик овладел заданными действиями и способами их подготовки.

Решаются следующие задачи: совершенствование технико-тактических действий; повышение их эффективности при воздействии пространственно-временных и тактических помех; овладение способами тактической подготовки.

Упражнения с противником в учебных боях позволяет решать следующие задачи: совершенствование технико-тактического репертуара боевых действий и повышение соревновательной надежности.

При наличии тех же заданий и условий, которые предлагаются фехтовальщикам в упражнениях "в контрах", данная работа носит выраженный боевой характер и осуществляется либо на счет, либо с начислением (или снятием) очков за выполненное действие.

Особенно полезна система очков на этапе начальной специализации, когда важно (но трудно!) заставить юных спортсменов вести бой по заданию. В этом случае могут применяться следующие методы стимулирования:

— при успешном выполнении заданного тренером действия оно оценивается в 3 очка;

— попытка выполнить это действие, при условии, что в нем была допущена незначительная неточность (недействительный укол), а противник тоже не нанес результативный укол, оценивается в 2 очка;

— успешное выполнение не заданного действия — 1 очко;

— попытка выполнения запрещенного тренером действия приводит к снятию одного очка (-1 очко).

Таким образом, тактическая подготовка спортсменов должна строиться с учетом психологических механизмов принятия решения: и направляться как на совершенствование тактических приемов, так и на развитие специальных "тактических" качеств. Недооценка такого параллельного подхода в тактической подготовке спортсменов высшего класса снижает эффективность их действий и надежность в ответственных соревнованиях.