Средства массовой коммуникации

В наибольшей степени непосредственному воздействию информационной среды подвержена духовная сфера общества, деформация и деструктивные изменения которой в форме психоэмоциональной и социальной напряженности, искаженных нравственных норм и критериев, неадекватных социальных стереотипов и установок, ложных ориентации и ценностей и т.п. в свою очередь влияют на состояние и процессы во всех основных сферах общественной жизни, в том числе политической и экономической.

Конкретные формы влияния информационной среды на духовную сферу общества выделяются как информационное воздействие на социальные субъекты различных уровней общности, системно-структурной и функциональной организации, на индивидуальную, групповую и общественную психологию, а терминологически в общем виде обозначаются как информационно-психологическое воздействие. Суть данного понятия отражает процесс изменения психических состояний и характеристик людей под влиянием информационно-коммуникативных процессов как динамического компонента информационной среды.

Логика общественного развития выдвигает проблемы информационной и психологической безопасности личности, общества и государства в число первоочередных. Это обусловлено тем, что без их решения невозможно дальнейшее устойчивое общественное развитие и обеспечение безопасности личности, общества и государства в политической, экономической, социальной, духовной, военной и других областях.

Под коммуникацией (лат. communicatio) понимается общение, передача информации от человека к человеку, информационное взаимодействие людей в процессе жизнедеятельности. Субъекты ИПВ (коммуникаторы) – это источники информации, владеющие технологиями управления информационными процессами и манипулирования информацией, а также управления поведением социальных систем (людей, социальных групп, общества). К субъектам такого воздействия можно отнести:

• государственные учреждения и организации;

• общественные организации;

• медицинские учреждения;

• коммерческие организации;

• микрогруппы (семья, трудовой коллектив, криминальная группа и т.п.);

• отдельные субъекты (из перечисленных выше групп, а также различного рода гадалки, шаманы, целители, "учителя жизни", руководители сект и т.д.);

• международные организации, объединения, группы, личности и т.д.

Массовая коммуникация – это процесс распространения информации (научных и духовных ценностей, моральных и правовых норм, сообщений и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение, Интернет и т.д.) на численно большие, рассредоточенные аудитории.

Функции массовой коммуникации:

1) интегрирующая – в рамках данной функции массовая коммуникация объединяет в единую пространственно-коммуникативную и социокультурную среду различные виды человеческой деятельности и занимающихся ими субъектов, в том числе отдельных людей, государства, народы, международные коалиции, транснациональные корпорации и т.д.;

2) коммуникативная – массовая коммуникация создает особую среду трансграничной, интерактивной и мобильной активности различных субъектов деятельности, в рамках которой они осуществляют информационный обмен;

3) актуализирующая – благодаря использованию технологий массовой коммуникации появляется возможность осуществлять управляющее воздействие на массовое сознание и актуализировать различными субъектами деятельности свои жизненно важные интересы в информационно-психологическом пространстве посредством реализации ими информационной политики;

4) геополитическая – массовая коммуникация формирует собственные ресурсы и изменяет значимость традиционных ресурсов, создавая новую среду геополитических отношений и конкуренции;

5) социальная – массовая коммуникация трансформирует состав общества и изменяет характер и ОГЛАВЛЕНИЕ социально-политических (общественных) отношений во всех сферах – политике, культуре, науке, религии и др.

Средства массовой коммуникации (СМК) – это специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информационных сообщений на большие территории. СМ К также называют средствами массовой информации (СМИ) или масс-медиа (англ. mass – массовый и media – средство информации.

Существуют следующие виды коммуникации:

1) иитраперсональная коммуникация ("разговор" с самим собой);

2) межличностная коммуникация (участвуют, как правило, двое коммуникантов, но есть варианты наблюдателя, включенного наблюдателя и постороннего, коммуникации на фоне присутствующих свидетелей и т.п.);

3) групповая коммуникация (внутри группы, между группами, индивид – группа);

4) массовая коммуникация (в случае если сообщение получает или использует большое количество людей, зачастую состоящее из различных по своим интересам и коммуникативному опыту групп (телевидение, радио, интернет и т.д.)).

Отличительные особенности массовой и межличностной коммуникаций представлены в табл. 12.1.

Таблица 12.1

Сравнительные характеристики массовой и межличностной коммуникации

Массовая коммуникация

Межличностная коммуникация

Опосредованность общения техническим и средствам и

Непосредственный контакт в общении

Общение больших социальных групп

Общение в основном отдельных индивидов

Ярко выраженная социальная ориентированность общения

Социальная и индивидуально-личностная ориентированность общения

Организованный, институциональный характер общения

Организованный и спонтанный характер общения

Отсутствие непосредственной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения

Наличие непосредственной обратной связи между общающимися в процессе коммуникативного акта

Повышенная требовательность к соблюдению принятых норм общения

Более свободное отношение к соблюдению принятых норм общения

Однонаправленность информации и фиксирование коммуникативных ролей

Переменная смена направленности информации и коммуникативных ролей

Коллективный характер коммуникатора и его публичная индивидуальность

Индивидуальный характер коммуникатора и его приватная индивидуальность

Массовая, стихийная, анонимная, разрозненная аудитория

Реципиент – отдельный конкретный человек

Массовость, публичность, социальная актуальность и периодичность сообщений

Единичность, приватность, универсальность, социальная и индивидуальная актуальность, необязательная периодичность

Преобладание двухступенчатого характера восприятия сообщения

Преобладание непосредственного восприятия сообщения

Стремительное развитие глобальных систем связи и телекоммуникаций, сетевых и информационных технологий даст принципиально новые возможности для организации ИПВ в любых масштабах и в любом месте нашей планеты.

Начиная с середины XX в. наиболее действенным коммуникационным каналом ИПВ является телевидение (ТВ). Его роль непрерывно растет по мере расширения сети спутникового ТВ, с появлением цифрового ТВ, соединения ТВ с компьютерными сетями Интернет. Сочетая зрительные и слуховые образы, показывая события или явления в динамике, ТВ оказывается наиболее "заразительным" СМК. ТВ ближе других СМК стоит к прямому, непосредственному, личностному двустороннему общению. В силу этого ТВ присуща особая внушаемость и гипнотичность, оно в большой степени влияет на социальные установки, образ мыслей, ценности, мироощущение и мировоззрение людей.

Следует признать, что уровень российского ТВ в настоящее время значительно снизился. ТВ в России сегодня – это инструмент для снижения культурного уровня народа, деградации и отупения граждан. Постоянно с голубого экрана пропагандируют фильмы с многочисленными сценами насилия, кровавых разборок преступных группировок, новостные каналы начинают вещание со сцен убийств, террористических актов, показываются лица несчастных стариков и изуродованных детей. Реклама порой превосходит самые смелые ожидания. Еще в недавнем прошлом нам пропагандировали алкоголь, особенно пиво и табак, как удовольствия жизни, от которых ежегодно в стране умирают миллионы (!) людей. Или, например, введение в заблуждение потребителя: под сладострастно-возбуждающую итальянскую песню, клубы дыма и сексуально обнаженные прелести юной длинноногой манекенщицы тонкими закручивающимися струйками непонятная жидкость темного цвета льется в бокал для шампанского. Задаешься вопросом – рекламируется алкоголь или наркотик (например, абсент), либо секс (девушка невероятно хороша), нет – так преподносится отечественный сок, который предназначен, в том числе, для детей и пожилых людей. В этом примере четко прослеживается нарушение федерального законодательства о рекламе (ст. 5 "Требования добросовестности и достоверности рекламы"). Сегодня именно такие образы формируют стереотипы поведения молодого поколения.

Кроме того, многочисленные ток-шоу, дебаты, "барьерные" бои, где негативные эмоции порой зашкаливают и передают в аудиторию депрессивные либо чрезмерно возбуждающие психику агрессивные настроения.

Большое распространение в молодежной среде получили многочисленные сериалы, демонстрирующиеся на кабельных каналах ("Универ", "Интерны", "Папины дочки", "Счастливы вместе" и др.). Это видео отнимает огромное количество времени, отупляет и развращает молодежь, отучает ее думать самостоятельно (зрителям даже подсказывают, в каких местах нужно смеяться, давая в записи "смех из зала"), принимать решения. Возникает вопрос: кому и для чего нужно превращать молодежь в тупую массу роботов? Видимо, это делается специально – ведь послушными роботами легко управлять, а страну с таким народом легко завоевать, ведь для этого не понадобятся ядерные боеголовки.

Сейчас еще не поздно изменить отношение власти к формированию мировоззрения молодого поколения – ТВ, радио, пресса должны способствовать формированию нравственных ценностей, духовности, нести в массы идеи просветительства и культурного обогащения. Для этого необходимо четко и последовательно заниматься воспитанием и образованием молодежи, создавать молодежи возможности для развития творческих способностей и интеллекта. Однако соответствующей модели государственной политики в этом отношении нет, и такая задача даже не ставится. Тектологическая враждебность среды к молодежи должна снижаться, в том числе с помощью СМ К.

Другим уникальным СМК на сегодняшний день является Интернет. Сегодня жизнь без нее практически невозможна: количество пользователей Интернета в мире – более 2 млрд чел. На начало 2012 г. аудитория в России составила 70 млн человек (все население РФ – 142,9 млн чел.). Интернетом пользуется 58% россиян, а ежедневно 38%. Ежемесячно выходят в сеть 57,8 млн пользователей. Дневная аудитория достигла уровня 44,3 млн россиян. Возможность выходить в интернет из дома есть уже у 92% жителей городов с населением свыше 100 тыс. чел., причем больше 70% из них пользуются высокоскоростным (широкополосным) доступом.

Интернет подешевел в среднем на 60%. В 2011 г. число пользователей Интернетом в регионах выросло более чем на 20%. В январе 2012 г. различными мобильными устройствами (сотовые телефоны, коммуникаторы, планшетные компьютеры) для выхода в сеть воспользовались более 22% всех жителей крупных российских городов.

В первой тройке предпочтений россиян находятся: социальные сети, кино и видео, новости. Рост популярности социальных сетей в России один из самых высоких в мире, 92% российской интернет-аудитории смотрят фильмы в Интернете или скачивает их, почти всех интересуют последние новости из мира политики, экономики, спорта и шоу-бизнеса.

Дешевизна доступа, свобода получения и распространения информации делает Интернет уникальным коммуникационным средством для ИПВ на любую массовую аудиторию.

Интернет стал важнейшим каналом влияния на поведение и восприятие людей и является наименее контролируемым из них. Это может повлечь за собой опасность появления ложной информации, введения в заблуждение либо сознательной дезориентации населения в каких-либо целях.

ИПВ наиболее активно может осуществляться через компьютерные игры и социальные сети.

В основу современных компьютерных игр заложена базовая модель мультимедиа. Мультимедиа (Multimedia) – это система программной поддержки и аппаратных средств для объединения каналов передачи информации от ЭВМ к человеку с целью формирования виртуального мира, не имеющего ограничений в действиях, в пространстве и времени. Первый этап мультимедиа – увести человека в мир насилия, где цели игры достигаются исключительно с помощью оружия, способствовать деградации его личности, воспитывать в ней безразличие к страданиям человека, пробудить различные формы мизантропии и садизма. Вторая цель игры конкретнее. Она имеет явно выраженную национальную окраску через игровую борьбу вооруженных сил противоборствующих сторон. Человеку играющему, жаждущему почувствовать себя вундеркиндом, дают, как правило, американский арсенал военной техники и вооружения. Вероятному противнику, под которым, естественно, подразумевается страна, куда поставляют эти игры, предлагают вооружение и военную технику его родины. Техническими методами, условиями поведения и обстоятельствами игры обусловливается эйфория игроков вследствие уничтожения защитников своей родины, т.е. в подсознание играющего "вживляется" рабское поклонение западной технологии, поп-культуре, идеалу супермена и открытое пренебрежение ценностями своей страны.

Дальнейшим качественным развитием мультимедиа является совершенствование технической оснащенности комплекса мультимедийной аппаратуры. Создание искусственной информационной природы в виде "альтернативной реальности" с иными образами и атрибутами вещей – "виртуального мира" или "виртуальной реальности" – требует не только знания свойств перцептивных аппаратов человека, но и законов психологии восприятия визуальных, акустических и тактильных образов. Речь идет о новых средствах человекомашинного взаимодействия, позволяющих людям учиться действовать в условиях, качественно отличных от условий той реальности, в которой они живут.

Таким образом, современные мультимедийные игры могут превратиться в техногенный наркотик, опасность которого – в кажущейся простоте управления и творения своей виртуальной реальности с иными образами и атрибутами вещей. Выбраться из этой виртуальной реальности так же трудно, как и избавиться от "иглы". Попутно с игровой фабулой в человека можно "вложить" любую вредную и опасную информацию.

Информационно-психологическое воздействие на человека с помощью компьютерных игр может носить не только негативный, но и позитивный характер. Информационные технологии виртуальной реальности находят все более широкое применение в различных сферах человеческой деятельности: для более эффективной подготовки специалистов в области ЧС, для создания новых коммуникационных возможностей, новых способов управления на расстоянии и т.д. Информационные технологии могут быть использованы для раскрытия резервных и творческих способностей человека, что само по себе также имеет положительный эффект. Но в то же время виртуальные технологии позволяют с высокой эффективностью манипулировать сознанием людей путем смешивания и смещения критериев истины, относящихся к разным реальностям и разным ценностям, дают возможность глубокого проникновения в информационный банк человека и его последующей коррекции в нужном направлении.

Социальная сеть – платформа, он-лайн сервис или вебсайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений. Социальной сетью называют некое виртуальное сообщество, состоящее из людей с одинаковыми интересами, наклонностями, деятельностью или одним прошлым (например детством, школьными годами, учебой в различных высших учебных заведениях, службой в армии и т.д.). Также существуют социальные сети не только для поиска людей но каким-то интересам, но и самих объектов этих интересов – фильмов, музыки, различных интернет-ресурсов.

В разных регионах мира популярность разных соцсетей варьируется. Так, сети MySpace, Facebook, Twitter и Linked In более популярны и распространены в Северной Америке; Nexopia – в Канаде; Bebo – в Великобритании; Facebook, dol2day – в Германии; Tagged.com, XING и Skyrock – в разных странах Европы; Public Broadcasting Service, Orkut, Facebook и Hi5 – в Южной и Центральной Америке; Fricndstcr, Multiply, Orkut, Rcnrcn и Cyworld – в Азии (Филиппины, Малайзия, Индонезия, Сингапур).

По числу пользователей лидируют Facebook (845 млн активных пользователей), MySpace (255 млн), Twitter (500 млн), ВКонтакте (170 млн), Habbo Hotel (243 млн), Friendster (115 млн), Tagged.com (100 млн).

Социальные сети приобрели множество поклонников среди самых разных слоев населения. Но при этом мало кто из пользователей задумывается, что та или иная социальная сеть – это не только удобство и комфорт в общении, но и потенциальный (а зачастую не только потенциальный, но и вполне реальный) источник опасности.

Среди опасностей социальных сетей можно выделить основные.

1. Проблемы конфиденциальности:

• размещая информацию о себе в социальных сетях, человек должен быть готовым к тому, что ее может увидеть

большое количество людей – частная жизнь становится достоянием общественности;

• хакерство и взлом паролей – даже если приняты меры для того, чтобы оградить информацию о себе от незнакомых людей, эти попытки, в конечном итоге, могут оказаться бесполезными;

• раскрывая личную информацию, можно в какой-то момент обнаружить в сети своего двойника;

• фотографии и видео, снятые посторонними людьми без разрешения, могут быть выложены в контентах и блогах;

• личные данные могут использоваться в агентствах по трудоустройству и переданы потенциальным работодателям;

• с помощью специальных программ могут быть похищены средства с банковских карт.

2. Интернет-зависимости.

3. Неограниченный доступ к информации, содержащей сведения, противоречащие морали и нравственности (порнография, жестокость, насилие).

4. Нанесение вреда личности действиями киберхулиганов (кибербуллинг, особенно распространенный в подростковой среде; возможности выхода кибербуллинга за рамки сети и нанесение вреда в реальной жизни).

Особую опасность представляют социальные сети для детей. Не секрет, что современное поколение можно назвать цифровым, так как оно умеет пользоваться цифровыми технологиями, которые прочно вошли в его жизнь.

Директор фонда развития Интернета Г. Солдатова провела исследование, в котором участвовали Бразилия, Австралия, США и Россия. В России исследование проходило в 7 округах и 11 регионах, всего в нем участвовало 2050 чел. Оно выявило, что:

• 80% детей заходят в Интернет из тех мест, где родители их не контролируют, т.е. бесконтрольно, этот показатель в 2 раза больше, чем в странах Евросоюза;

• возраст пользователей – с 10 лет;

• увеличивается интенсивность и длительность пользования Интернетом: каждый шестой ребенок проводит в сети больше суток в неделю;

• большой разрыв между детьми и родителями (учителями) в умении пользования Интернетом. "Я знаю больше, чем мои родители", – категорично заявляют 50% детей.

"Практически каждое действие в социальных сетях может быть скорректировано, поэтому человек перестает осознавать последствия от своих поступков в реальном мире. В результате человек не в состоянии правильно интерпретировать окружающий мир", – заявила на семинаре в международном мультимедийном пресс-центре РИА Новости ведущий британский ученый в области физиологии мозга Сьюзан Гринфилд. Также она отметила, что в последние 30 лет ученые наблюдают спад эмпатии у людей – умения сопереживать, поставить себя на место другого. При этом за последние десять лет темпы спада эмпатии заметно ускорились, что Гринфилд связывает с развитием социальных сетей в Интернете. При этом люди стремятся привлечь к себе как можно больше внимания в соцсетях, что заставляет их совершать все более рискованные и безумные поступки. Если обратить на себя внимание не получается, то человек впадает в депрессию.

Виртуальный мир дает высокий уровень возбуждения и радости, но люди не учатся завязывать отношения в реальном мире и теряют социальные навыки. Соцсети заставляют человека чувствовать, но не думать. С. Гринфилд полагает, что чем активнее люди в социальных сетях, тем более одиноки они в жизни.

Однако в негативных воздействиях нельзя винить только ИТ – сами по себе они нейтральны, на человека влияет ОС. Необходимо регулировать ОС, чтобы она оказывала положительное, а не отрицательное воздействие на человека. Как считает физиолог, эту проблему необходимо решать комплексно, совместными усилиями психологов, психиатров, учителей, разработчиков онлайн-сервисов и других специалистов. Масштаб негативных воздействий зависит от конкретного человека, однако дети практически беззащитны перед таким воздействием. Ребенку необходимо показывать положительный опыт в реальном мире и побуждать его использовать виртуальный мир разумно. В противном случае у детей будут развиваться, как минимум, синдромы дефицита внимания и гиперактивности.

Е. Касперский, российский программист, специалист по информационной безопасности, один из основателей, ведущий разработчик и крупнейший акционер ЗАО "Лаборатория Касперского", призвал социальные сети разработать инструменты для защиты детей, а родителей – внимательнее контролировать деятельность отпрысков в Интернете. По словам Е. Касперского, если отставить в сторону технические опасности социальных сетей вроде вирусов в приложениях и утечки данных, в популярных сетях есть масса опасностей, столкновение с которыми пользователи провоцируют сами. В особенности это касается молодежи, которой свойственны максимализм, наивность, общительность, непредусмотрительность и неразборчивость в связях. Первая опасность заключается в том, что молодые люди добавляют в "друзья" кого попало, зачастую не будучи знакомыми с виртуальными друзьями и подругами лично. Вторая – в том, что они публикуют много личной информации о себе, по которой их можно выследить, узнать место жительства, учебы или работы, и использовать эту информацию во вред им.

Напомним, именно это случилось с сыном Е. Касперского Иваном, которого в апреле 2011 г. похитили с целью получить выкуп. На своей странице в соцсети Иван разместил подробную информацию о том, где он работает, учится и какие места посещает.

Е. Касперский призвал родителей помнить, что информация, оставленная детьми в Интернете, остается там навсегда и в будущем может повредить их карьере и личной жизни. Поэтому соцсети должны разработать функции для предотвращения неконтролируемой публикации детьми приватной информации: во-первых, пользовательские профили с ограниченной функциональностью, пре- и постмодерация контента родителями, специальные privacy и security настройки. Также возможно создание детских профилей в качестве субпрофилей родителей. Во-вторых, образовательные меры как для родителей, так и для детей для понимания угроз и правил безопасного поведения в соцсетях, – такие меры предлагает специалист по безопасности. При этом Касперский отмечает, что не считает социальные сети злом, наоборот – за ними будущее. Только относиться к этому будущему нужно осознанно.

Лучший способ уменьшения угроз, связанных с безопасностью в сети, сводится к использованию нескольких стратегий. "В нашем распоряжении четыре основных инструмента: образование, развитие технологий, социальные нормы и закон. Первая и самая важная задача – посредством системы образования научить детей серьезно относиться к своей безопасности, будь то в новой цифровой социальной среде или в традиционной окружающей обстановке. Второй шаг – предоставить цифровые технологии в распоряжение детей, родителей, учителей, полиции и операторов веб-сайтов, чтобы с помощью этих технологий молодежь сама могли позаботиться о своей безопасности в сети. И третье – формирование совокупности социальных норм, регулирующих жизнь в сети. Хорошей поддержкой всем этим стратегиям будет закон. Общество должно позаботиться о том, чтобы цифровое поколение не осталось один на один со всеми этими проблемами. Именно поэтому обучение (в виде открытого, непрерывного и честного диалога) – основная задача".