Лекция 14. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• типологию периодических изданий, отражение в ней своеобразия социально- политических условий конкретного исторического периода;

• своеобразие состава, характера информационных материалов отдельных групп СМИ (периодической печати, радио, телевидения, Интернета) на различных этапах развития российского общества;

• специфику деятельности СМИ в условиях цензуры;

уметь

• выявлять факторы, определявшие развитие периодической печати в России XVIII-XXI вв.;

• определять основные жанры периодической печати (информационные, аналитические, художественно-публицистические) в различные исторические периоды;

владеть

• практическими навыками источниковедческого анализа информационных материалов СМИ (историко-типологический, социологический, контент-анализ).

Ключевые термины и понятия: информация, СМИ, информационные агентства, периодическая печать, периодические и продолжающиеся издания, газета, журнал, листовка, самиздат, фонодокумент, контент-анализ, Интернет, гипертекст, блог.

Понятие информации и средств массовой информации. Информационные агентства

Информация всегда была неотъемлемой частью жизни человеческого общества. Однако вплоть до середины XX в. не анализировался вопрос взаимного влияния информации, с одной стороны, и личности и государства – с другой. Даже в словаре В. И. Даля понятие "информация" отсутствовало. В Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой информация определяется как сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.

Справка

Слово "информация" происходит от латинского informatio – разъяснение, изложение.

В XIV в. распространение информации приобрело коммерческий характер. В XVI в. в Риме и Венеции появился особый цех "писателей новостей", которые в Риме назывались gazettanti.

Во французских газетах после сообщения об общественнозначимых событиях следовала стандартная фраза "information est ouverte, l'enquete a commence" ("информация открыта, следствие начато"),

В английском языке слово "informer" использовалось для обозначения осведомителя, распространителя информации.

В теории журналистики принято говорить, что основа информации – факт, а душа информации – новость. Чтобы факт составил основу информации, он одновременно должен быть новостью.

Считается, что в истории развития человеческой цивилизации произошло несколько кардинальных преобразований в сфере обработки информации, получивших название информационных революций.

1. Изобретение письменности, открывшее новый способ фиксации и передачи знаний от поколения к поколению.

2. Изобретение книгопечатания, которое привело к качественному и количественному росту источников информации, обеспечило формирование "памяти человечества".

3. Изобретение электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать информацию на расстоянии.

4. Изобретение микропроцессорной техники, позволившее реализовать принцип "информация здесь и сейчас".

Современный период развития общества характеризуется кардинальными изменениями в сфере информационного поля. Временные рамки обновления информации стремительно сокращаются при одновременном грандиозном росте ее объемов, что получило название информационного взрыва. В связи с этим сегодня важна роль СМИ, ориентированных на широкую (массовую) аудиторию.

Основными являются печатные периодические и продолжающиеся издания (газеты, журналы, повременные издания научных обществ), аудиовизуальные СМИ (радио и телевидение, информационные агентства), а также электронные компьютерные сети (новостные серверы, электронные периодические издания). Они образуют целостную группу источников, организованных в определенные формы и имеющих общественное назначение и социально-культурное функционирование. Помимо основной информационной функции СМИ также решают цели организации (структурирования) общественного мнения, осуществления идеологического воздействия государства, установления обратной связи в системе управления.

Информационные агентства как специализированные информационные системы, обслуживающие СМИ, а не конечного потребителя (читателя или зрителя), интересны с позиций первичности информации, ее привязки во времени с точностью до часов и минут, а также динамики информации о развитии события.

Информационные агентства – специализированные системы, основной функцией которых являются сбор, обработка и распространение новой оперативной информации: политической, экономической, социальной, культурной.

По роду своей деятельности они являются СМИ, но особого типа: их информационная продукция не используется напрямую для широкого информирования аудитории. Основные потребители информации информагентств – другие СМИ, использующие агентства в качестве "сырья" для производства своих текстов.

До 1866 г. российские периодические издания не имели права получать политические телеграммы из-за границы напрямую, это было возможно только через Министерство иностранных дел, где осуществлялась цензура. Ситуация изменилась 13 мая 1866 г., когда министр почт и телеграфов сообщил министру внутренних дел, что в Санкт-Петербурге разрешено открыть Русское телеграфное агентство (РТА). Это было особенно важно для провинциальной печати, до этого получавшей информацию только из официальных отделов столичных газет ("Правительственного вестника", "Русского инвалида"), которые доставлялись с большим опозданием. В 1904 г. появилось независимое Санкт-Петербургское телеграфное агентство (СПТА). После Октябрьской революции 1917 г. в течение короткого времени все информационные учреждения в столице, на местах и корпункты за границей были слиты в единый информационный орган – Российское телеграфное агентство (далее – РОСТА), находившиеся иод строгим контролем правительства. С образованием СССР по постановлению Президиума ЦИК СССР и СНК СССР от 10 июля 1925 г. было создано Телеграфное агентство Советского Союза (далее – ТАСС); РОСТА стало агентством РСФСР, а в 1935 г. было ликвидировано. Корреспонденты ТАСС имелись во всех областных центрах и пользовались информацией республиканских телеграфных агентств, существовала сеть корпунктов за границей. Длительный период ТАСС оставалось единственным источником официальной информации, а также новостной службой, обеспечивающей синхронное функционирование советских СМИ.

По подсчетам Ю. П. Бокарева, в 1925–1985 гг. материалы ТАСС занимали до 60% газетной площади. В связи с этим, как считает исследователь, при гигантском разнообразии газет и журналов, их названий, задач и состава читательской аудитории любая советская газета очень напоминала все остальные.

В 1961 г. на волне "оттепели" рядом общественных организаций на базе Совинформбюро было учреждено Агентство печати новости (далее – АПН), которое специализировалось на распространении информации среди зарубежных подписчиков; это была своего рода "витрина социализма". В отличие от ТАСС АПН делало акцент не на оперативных новостях, а на их широкое комментирование, поэтому основной состав его материалов – статьи, комментарии, репортажи. Информационный бум 1990-х гг. обусловил создание новых агентств как альтернативы государственной информационной службе.

В ходе источниковедческого анализа важно выяснить различия в деятельности агентств по форме подачи новостей, способам их передачи, компоновке, адресности, полноте, оперативности. Заслуживает внимания тематика выпусков агентств (общеновостных и специальных). Именно различия по этим признакам дадут результат при проведении источниковедческой типологии, поскольку основные продукты информационных агентств – оперативная событийная информация – имеют много общего.