Средовые и социально-педагогические теории воспитания

Российская педагогическая наука традиционно рассматривает проблемы воспитания в контексте теории педагогического процесса, в которую логично вписываются коммунарская педагогика, теории детского коллектива как среды воспитания, а также социально-педагогические теории воспитания, например теория педагогической поддержки или социального закаливания.

Средовой подход не является безусловно оригинальной идеей. Ранее он существовал в виде средоведения, педагогики среды, ныне – в форме тех или иных направлений социальной работы с детьми. В последние годы заметно возрос интерес исследователей к феномену среды в связи с проблемами социализации, социальной адаптации, подготовки социальных педагогов в нашей стране (Б. Н. Алмазов, В. Г. Бочарова, З. А. Галагузова, А. В. Мудрик, В. Д. Семенов и др.), этнопедагогики (Д. М. Абдуразакова, Г. Н. Волков), поликультурного воспитания (А. Н. Джуринский, E. Н. Землянская), истории, теории и практики функционирования и развития воспитательных систем (Р. Б. Вендровская, В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова).

Средовой подход к воспитанию (Ю. С. Мануйлов) исходит из того, что деятельностно опосредованное воспитание ребенка неэффективно, если среда затрудняет саму деятельность. Воспитательная система дает сбои и даже разрушается, если она входит в противоречие со средой. Личностный (основанный на понимании личности как индивида в социальном окружении), индивидуальный (индивид как психофизиология, наследственность и задатки) и прочие подходы теряют или утрачивают свою силу, если не берется в расчет социокультурный, средовой и природный контекст развития ребенка.

Процессуально средовой подход представляет собой систему действий субъекта-воспитателя по управлению средой, обеспечивающих диагностику, проектирование и продуцирование воспитательного результата, по сути, это управление влияниями среды и техника обращения ее в воспитательное пространство.

Данный подход, абсолютизируя внешнюю сторону (поведение), иногда не принимает во внимание внутреннюю (мотивы, отношения, психологию, т.е. суть самого процесса развития человека).

Культурологические подходы

Это группа подходов, включающая аксиологический, личностно-творческий, этнопедагогический, контекстный, поликультурный и другие подходы. Общим в них выступает рассмотрение механизмов преобразования культуры в мир личности и, соответственно, влияние развивающейся личности на изменения культурных форм. Неизбежным становится некоторое отграничение в теориях от индивидуальных особенностей человека в пользу обобщенных, типажных, усредненных.

Ограниченностью или "узким местом" всех подходов культурализма является проблема выбора оснований для ориентации человека в многообразии культурных ценностей (собственно этим и объясняется множественность теоретических воззрений культурализма). Как метко заметил П. А. Флоренский, достоянием человеческой культуры является и церковь, и пивная, и заповедь "Не укради", и набор отмычек для вскрывания замков. "В пределах самой культуры нет критериев различения одного от другого", – писал он.

Коротко квинтэссенция различных культурологических подходов выглядит следующим образом.

Аксиологический подход – ориентация педагогического процесса на ценностные ориентации личности (их выявление, изучение и формирование).

Личностно-творческий (акмеологический) подход основан на рассмотрении человека как субъекта исторического творчества; индивид – не только носитель культуры, но и ее творец. Именно через освоение культуры и происходит становление самого человека как творческой личности (К. А. Алъбуханова-Славская). Или, другими словами, творческий акт и личность творца должны быть вплетены в единую коммуникационную сеть (Л. С. Выготский).

Этнопедагогический подход – приоритет национального элемента в воспитании, интеграция этнического и общечеловеческого (Г. Н. Волков). Задача педагогов в этой связи состоит в изучении национальных основ среды функционирования образовательных систем (этнических традиций, народной культуры) и построения моделей максимального использования ее воспитательных возможностей.

Контекстный подход – согласование процессов обучения и воспитания с реальным жизненным контекстом (А. А. Вербицкий). По мнению автора, данный подход может помочь устранить разрыв между усваиваемыми знаниями и их применением в реальной или перспективной жизни. Культура при этом реализуется на нескольких уровнях:

• мирового образовательного пространства;

• образовательного пространства нации, страны;

• реализуемой педагогической системы;

• воспитательно-образовательного пространства семьи и микросоциума.